Ставка на радость: история становления и развития Fozzy Group
Fozzy Group объединяет почти 700 магазинов и имеет совокупную выручку 93,2 млрд грн. Как компания начинала свой путь, о взлетах, падениях и вере в то, что на правильном пути. А также об одном из владельцев, который уже много лет не дает интервью и открещивается от медийности.
Из-за того, что один из владельцев Fozzy Group – Владимир Костельман, топ-менеджеры и пресс-служба Fozzy Group не захотели общаться с Forbes, редакция сделала материал на основе финотчетности и поговорив почти с тремя десятками бизнесменов и экспертов, работавших в Fozzy Group и специализируются на ритейле. А RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами.
В конце 2022 года Fozzy Group объединяла 692 магазина: 301 Сильпо, 284 Фора, девять гипермаркетов Fozzy, четыре премиальных Le Silpo и 94 магазина у дома Thrash!Траш!
По данным YouControl, Владимиру Костельману принадлежит 51% компании. Олегу Сотникову и Роману Чигирю по 23,24% и Юрию Гнатенко – 2,53%.
О том, как все начиналось
В 1993 году Костельман занялся бизнесом, будучи на последнем курсе Днепропетровского металлургического института. Как вспоминает основатель компании Алло Дмитрий Деревицкий, тоже из Днепра, в 90-х годах шла борьба за промышленные активы, а розничную торговлю никто серьезно не воспринимал.
Костельман и Деревицкий сотрудничали с бизнес-группой Rainford, которая была крупным импортером продуктов, производила молочку, кондитерку, телевизоры, а также владела сетью ТРЦ и супермаркетов.
Вслед за Rainford Костельман с партнерами открыл мелкооптовую базу, а затем перешел в супермаркеты. В 2011 году супермаркеты Rainford обанкротились и Fozzy Group стал владельцем их бизнеса в Киеве. В тот момент у группы Костельмана было более 400 магазинов и по этому показателю их уже опережала сеть АТБ.
Еще Костельман занимался аптечным ритейлом, сетью электроники Ringoo, ресторанами, аграрным и туристическим бизнесом и даже открыл собственное издательство. Такой фокус «на всем» имеет последствия – тяжелые переговоры о реструктуризации банковских кредитов и утрате лидерства. С 2017 года АТБ увеличивает разрыв Fozzy Group не только по количеству магазинов, а по объемам продаж.
А в 2016-18 годах началась всеобщая оптимизация и реструктуризация деятельности. Об этом говорит основатель аналитического ресурса ShareUaPotential Тарас Винтерко.
О создании радости и NPS
Сеть Сильпо – одна из немногих в мире среди продуктового ритейла, которая создает индивидуальный тематический дизайн для каждого магазина. Есть Сильпо в стиле Мавки, Ван Гога и даже Муркотиковый Сильпо. И по версии European Supermarket Magazine, с 2017 года 19 магазинов сети попали в список европейских супермаркетов с лучшими дизайнерскими концепциями.
Киевский ритейлер на условиях анонимности предполагает, что Сильпо в стиле Мавки в ТРЦ Blockbuster могло обойтись компании примерно в $10 млн. Это самый крупный дизайнерский магазин сети общей площадью почти 10 000 кв. м.
Как сказал когнитивный директор Fozzy Group Дмитрий Цыганков в YouTube-программе Yasno о лавмарках, NPS сети превышает 50 пунктов. Для сравнения, по его словам, этот показатель у разных компаний колеблется в пределах 20 пунктов.
Также компания Fozzy Group одна из первых запустила собственные торговые марки и ввела бонусную программу «Власний рахунок».
В кризисные 2014-15 годы были новые эксперименты – собственный тариф мобильной связи и раздача игрушечных монстров Stikeez за чек выше 75 грн.
О долгах
Fozzy Group всегда обслуживала долги, однако в сложное время предлагала банкам войти в положение заемщика и реструктуризировать займы, говорит управляющий партнер инвесткомпании Atlas Advisors Алексей Ращупкин. Он помогал компании Костельмана в истории с ВТБ. Споры с банками не разрушили кредитную историю группы. Весной 2020 года сеть Сильпо получила $60 млн от ЕБРР.
«Они придерживались графика платежей, но когда нужно было возвращать долг, попросили реструктуризацию, – вспоминал в интервью Економічна правда бывший председатель правления обанкротившегося банка Хрещатик Дмитрий Гриджук. – Они сказали, что банк либо будет три-четыре года ходить по судам, либо предоставит реструктуризацию».
А российский ВТБ потребовал срочного возврата задолженности и подал около 40 исков на 10,5 млрд грн. История закончилась тем, что россияне покинули украинский рынок, а ритейлер с дисконтом выкупил свои долги у факторинговой компании.
Руководитель молочной компании, работающей с Сильпо, рассказал на условиях анонимности, что рентабельность работы с другими ритейлерами составляет в среднем 9%, а с Fozzy Group – 3%. По причине задержки платежей компания должна кредитоваться для расчетов за сырье. Но поставщики не отказываются от Сильпо, потому что Костельман с партнерами построили слишком большую сеть, чтобы ее можно было игнорировать.
Про 2022 год – первый год войны
В первый год войны сеть Сильпо потеряла более 30 супермаркетов, 18 из них остались на оккупированных территориях. А в марте ракета попала в склад замороженной продукции, уничтожив товаров на 542 млн грн. Из-за риска безопасности компания закрыла распределительный центр в Харькове. Ущерб сети за 2022 год составил 7,6 млрд грн.
Для сравнения: количество магазинов АТБ, по данным GT Partners, сократилось в 2022 на 12,9%, но компания осталась прибыльной, хотя прибыль и снизилась с 8,3 млрд грн в 2021 до 2,8 млрд грн.
Сильпо спасали поставщики: Nemiroff предоставил свой склад в Винницкой области, а Молокия и Молочный Альянс взяли на себя развозку продукции в магазины.
Но, несмотря на вызовы войны в 2022 году, сеть Сильпо открыла восемь «дорогих» дизайнерских супермаркетов. К примеру, открытие одного магазина АТБ – это $1,5 млн (вместе с выкупом помещения). Об этом рассказывали в 2018 году владельцы корпорации Геннадий Буткевич, Виктор Карачун и Евгений Ермаков.
Об успехе и силе
Fozzy Group пока не делает экспансию, сосредотачивается в Украине и имеет большие планы: количество Сильпо должно вырасти к концу 2025 года до 365 магазинов, а доля организованного ритейла в 2023-24 годах — с 65 до 74%.
Сила Fozzy Group, по словам Евгении Локтионовой из UTG в скорости управленческой команды. После начала полномасштабной войны компания за считанные недели перестроила логистику и заполнила полки товарами. Залог успеха, по ее мнению, и сам Костельман. Он до сих пор не просто «за рулем», а тщательно углубляется в детали, даже по мелочам.