Соучредитель Кибернетики: Используем правило золотой середины
Соучредитель локальной сети магазинов электроники Кибернетики о тенденциях на рынке, сложностях захода в ТРЦ и роли линейного персонала в успехе розничной компании.
Первый магазин Кибернетики появился в 2005 году с небольшого отдела по продаже мобильных телефонов в одном из херсонских ТРЦ. С тех пор сеть выросла до 28 торговых точек, представленных преимущественно в Южной Украине. О «смартизации», различиях работы в формате ТРЦ и в street-retail и тех, кто является лицом компании, RAU рассказал соучредитель сети магазинов электроники Сергей Потемкин.
— Сергей, расскажите о развитии компании.
— История развития компании Кибернетики насчитывает более десяти лет. На данный момент розничная сеть состоит из 28 магазинов и охватывает Одесскую, Николаевскую и Херсонскую области, еще одна торговая точка расположена в Виннице. Мы фокусируемся как на больших городах и областных центрах, так на городах поменьше. Во многих из них мы представлены не одним магазином, а локальной розничной сетью.
— Что представлено в ваших магазинах?
— Изначально, на витринах нашего магазина были мобильные телефоны и всевозможные аксессуары к ним. С ростом розничной сети значительно вырос и ассортиментный ряд, представленный в Кибернетики. В период современной «смартизации», когда обычная и прижившаяся в быту техника и даже одежда наделяются элементами «искусственного интеллекта» и образуют целую цифровую экосистему, наша компания следит за тенденциями на рынке современных технологий и стремится, чтобы самые последние новинки оперативно появлялись у нас в магазинах.
— Чем отличается работа в формате ТРЦ и в street-retail?
— В стрит-ритейле мы соблюдаем свой стиль и дизайн без нужды вписываться в концепцию отдельно взятого ТРЦ, что является несомненным плюсом. В свою очередь, грамотно организованный и управляемый ТРЦ дает ежедневную стабильную загрузку на магазины и освобождает от некоторых организационных вопросов.
— Сейчас сложно заходить в торговые центры?
— Сложность захода в ТРЦ, несомненно, обусловлена несколькими факторами, одними из которых являются рост арендных ставок и пересечение товарных групп с конкурентами. И если ТРЦ – уже устоявшийся «культурный» центр города или его крупного района, то эти два фактора имеют наибольший вес.
Как правило, при заходе в торговый центр в новом регионе приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией, особенно с якорными арендаторами.
Но наша концепция плодотворно работает и в таких условиях с увеличением числа лояльных нам клиентов.
— Какая доля онлайн-продаж у вас по сравнению с физическими магазинами? Насколько развивается сегодня это направление?
— Онлайн-продажи занимают свою долю от общего оборота и этот показатель планомерно растет. Мы придерживаемся мультиканальной системы и равноценно фокусируем внимание как на развитие розничной сети, так и на усиления нашего онлайн-присутствия. Традиционно, магазины являются более предпочтительными для покупателя, поскольку очень часто им нужна помощь в выборе, общаясь в живую непосредственно с консультантом и возможностью осязаемо оценить предложение. В интернет-магазин же обращаются в основном те, кто на основании обзоров и тестов уже заведомо определились с выбором и находятся в поиске выгодных маркетинговых условий.
— Какие сейчас тенденции на рынке электроники?
— Рынок телекоммуникационного оборудования (куда входят такие группы товаров, как смартфоны и различные смарт-устройства) и IT (компьютеры, ноутбуки, планшеты) уже оправился после кризиса 2014-2015 годов и показывает положительную динамику.
Ключевая товарная группа – смартфоны – в прошлом году показала почти 40% рост в денежном выражении и 20% в количественном в сравнении с 2015-м годом.
А относительно новые развивающиеся категории персональных смарт-девайсов показали количественный рост за прошлый год в 67%.
Мы тщательно анализируем тенденции на рынке электроники и своевременно усиливаем свое присутствие в той или иной категории товаров.
— Чего сегодня хочет покупатель прежде всего?
— Все точно то же, что и вчера – качественный продукт, выгодные ценовые условия и хорошее достойное обслуживание. Потому в спорных вопросах, которые могут возникать с клиентами, мы всегда стремимся идти им навстречу, даже если по законодательству Украины мы этого делать не обязаны. Более того, в отличии от ряда других игроков рынка, к нашим сотрудникам не применяется никаких штрафных санкций в случае возврата товара от покупателей, поэтому продавцы и консультанты нашей розничной сети одинаково рады любому покупателю вне зависимости от ситуации.
— Каким должен быть магазин для города-миллионника, для областного центра и небольшого населенного пункта?
— Логично, что товарный ассортимент в магазинах может немного варьироваться, однако, все основные категории и, тем более, флагманы представлены абсолютно в каждом магазине.
— Какие методы используете для обучения персонала?
— В нашей компании присутствует эффективный HR-отдел, который применяет не шаблонные методы обучения персонала в виде тренингов, а глубоко анализирует все слабые и сильные места каждого сотрудника и помогает им в профессиональной самореализации для достижения стратегических целей компании в целом. Все прекрасно понимают, что какая бы ни была успешная маркетинговая политика компании, покупатель общается непосредственно с сотрудниками в магазине, а не с менеджерами, и в глазах клиента они являются лицом компании.
Престиж всего бренда во многом зависит от продавцов, кассиров, консультантов и сотрудников поддержки, поэтому на развитие профессиональных и личностных качеств наших работников мы обращаем особое внимание.
— Какие планы у сети на будущее?
— Используя правило золотой средины между качеством и количеством, мы собираемся повышать темпы расширения географии нашей розничной сети, при этом не понижая уровень клиентоориентированности. Помимо этого, в планах планомерное расширение и насыщение ассортиментного ряда товаров, усовершенствование системы продаж и укрепление присутствия компании в сфере интернет-маркетинга.
Читайте также —
Сергій Пастушенко, мережа магазинів KTC: Планшети поступово вмирають