Победы и поражения управляющего партнера Salateira Александра Савилова
Как начинался бизнес ведущей сети health-food Украины, с какими проблемами и трудностями пришлось столкнуться, как их преодолели и почему отказались от планов открыть 100 ресторанов.
Портал AIN.ua в рамках проекта Win&Fail рассказывает об успехах и неудачах украинских предпринимателей разных сфер бизнеса. В этот раз гостем издания стал управляющий партнер сети Salateira Александр Савилов. RAU подготовила тезисное изложение его беседы с журналистами AIN.ua.
О роли случая
2011 год — это не только год открытия первой Salateira в киевском ТРЦ Skymall, это еще и год, когда в этом самом ТЦ обвалилась крыша. Мы как раз завершали разработку концепции и планировали переговоры со Skymall. Однако на тот момент у нас не было известного имени, поэтому было страшно и волнительно, что не сможем удачно провести переговоры. Именно тогда провалилась крыша. Аренда, соответственно, стала ниже, а новые арендаторы желанней.
О принципах жизни и бизнеса
Я считаю, что наша деятельность, наш бизнес — это фон, на котором происходит взаимодействие с людьми. Это театр. Мы все играем в большую игру под названием «бизнес». Ведь, по сути, все деньги и достижения зависят от контактов с людьми.
О начале бизнеса
Начинать было очень сложно. Когда открыли первое заведение на фуд-корте, мы из него выходили поздно ночью, работали почти всей семьей. Причем занимались всем: мыли посуду, нарезали продукты для салатов, стояли за кассой. Мы попросту не могли найти время прекратить подавать салаты и выйти из-за прилавка, чтобы развивать бизнес дальше. Мeсяц мы работали без выходных по 15 часов в день, практически без сна, на изнеможение.
Самым тяжелым временем для Salateira стал кризис 2014 года. Первая Salateira очень быстро вышла в ноль — за полгода. Сейчас тяжелее окупать бизнес. Если первое наше заведение окупило себе за полгода, то с момента кризиса мы рассчитываем на окупаемость до трех лет. В том числе, и ресторанов за границей.
О локальных неудачах
Был случай, когда мы открыли заведение в БЦ Форум, но место оказалось неудачным. Ресторан проработал в минус год, и мы его закрыли. Вынесли урок, что в ресторанном бизнесе есть три важные вещи: локация, локация и еще раз локация. Всего вынуждены были закрыть три точки в Киеве
О проданных проектах
В 2006 году, на волне появления e-commerce в Украине, я с партнером основал интернет-магазин электроники, который называется «Техноферма». Магазин работал не так хорошо, как мы себе представляли вначале. Похоже, мы тогда наступили на все предпринимательские грабли. Во-первых, мы были ленивыми. Во-вторых, продавали всю технику без разбора, а до этого нужно дорасти. Хотели на всем заработать. В итоге магазин техники мы продали примерно в начале 2008 года. И это было самое правильное решение.
High Steaks. Из-за того, что мы стали вегетарианцами, нам стало неинтересно продолжать заниматься мясным заведением. Это успешный проект, мы его долго продавали, потому что объявили о продаже, когда рос курс. В итоге мы снизили цену и продали High Steaks моим друзьям, которые собираются строить сеть.
WIN&FAIL
Win |
Fail |
Перед кризисом 2008 Александр Савилов продает интернет-магазин техники. | Запуск интернет-магазина техники без концепции и плана. |
Успешная продажа проекта High Steak. | Открытие ресторана в БЦ Форум. Ресторан просуществовал год и работал в минус. |
Первая Salateira окупилась за полгода. | Скандал в прессе вокруг Salateira из-за отравления троих гостей заведения салатом. |
За 6 лет точка на фуд-корте ТРЦ превратилась в международную сеть заведений, которая представлена в Киеве, Минске и Аликанте. | На 3-4 год существования Salateira центральный офис компании оторвался от происходящего в ресторанах. Принимались неудачные решения и терялась часть прибыли. |
Бизнес, над которым изначально работали друзья и родственники, в итоге создал больше 300 рабочих мест по миру. | Бренд столкнулся с большой волной негатива в соцсетях после отмены популярной, но убыточной опции бесплатной замены ингредиентов салатов. |
О расставании с партнером
Евгений Рубан ушел из проекта около года назад. Это решение Евгения. Я считаю его стартапером — он хорошо создает новые проекты, но долго находиться в одной упряжке ему некомфортно. Также Евгений хотел заработать, а самые большие деньги зарабатываются тогда, когда продается доля в бизнесе. Это классика жанра. Мое мнение: ему необходимо было сменить вид деятельности. Мне, с одной стороны, было грустно. С другой стороны, жизнь идет, все меняется. Сейчас, у меня два других партнера.
Об отказе от планов открыть 100 ресторанов
Это было амбициозное заявление, однако мы все же решили отдать предпочтение качеству, а не количеству, концентрации вместо больших амбиций. Сейчас в нашей стратегии запланирован выход на европейский рынок. Также мы хотим масштабироваться и стать национальной сетью в Украине. В первую очередь на примете Харьков. Ведем переговоры с Одессой и Львовом.
В Минске будут новые заведения. Сейчас их там два. В планах — расшириться до 35 ресторанов к началу 2020 года.
О работе на других рынках
Очень комфортно работать с Беларусью, потому что она отличается полным соблюдением всех законов. Конечно, условия для предпринимателей могли бы быть и лучше. Я считаю, что для процветания бизнеса в таких странах как Украина и Беларусь налоговые ставки, налоги на зарплаты и ставки по НДС должны быть ниже.
В Дубае рынок крайне организованный. Это рынок дешевых денег, где есть возможность пользоваться деньгами, которые дают банки, вкладывать, зарабатывать. К тому же, это огромный порт и свободный от налогов рай.
А вот в Испании мы столкнулись с тем, что один украинец по скорости работы заменяет 3-4 испанцев. У испанцев, скажем так, более размеренный рабочий ритм. Однако несовпадение ритмов может вылиться в то, что украинский администратор местным испанцам покажется человеком очень требовательным и напряженным.
О работе с негативом в соцсетях
В сентябре 2017 года в Александровскую больницу попали три человека с признаками отравления, которые заявили, что отравились в Salateira салатом «Морской». Несмотря на то, что ни одна проверка не установила истинные причины отравления этих людей, мы запустили внутренний проект по пищевой безопасности, и в работе он является для нас приоритетным. Мы стали тщательней относиться и уделять намного больше внимания контролю качества продуктов на входе и к их хранению. Сменили несколько поставщиков, планируем убирать некоторые продукты из меню.
В какой-то момент мы приняли решение отменить популярную, но убыточную опцию бесплатной замены ингредиентов в салате. Получалось так, что люди меняли ингредиенты в салатах с фиксированной стоимостью на более дорогие и мы доплачивали за салат практически каждого гостя. Бренд столкнулся с большой волной негатива в соцсетях после отмены этой опции. Однако, наша прибыль выросла и мы не столкнулись с необходимостью повышать стоимость салатов.
Источник: AIN.ua
Читайте также –
Євген Рубан про те, чому закрилася Salateira в Дубай і чого не вистачило для успіху