
Последние назначения в ритейле: Comfy, Lacoste и SuperStep в Украине, New Balance, АЗК UPG, AB InBev Efes Ukraine


Совладелец сетей EVA и Varus о военных потерях, арестованном ТРЦ Lake Plaza, планах на ТМ «Ушастый нянь», прибыльном годе и бизнес-партнерстве.
В интервью изданию Forbes совладелец сетей EVA и Varus Руслан Шостак рассказал, как его сети пережили год войны, зачем ему с партнером конфискованное у россиян производство Винницабытхим и почему они заморозили экспансию. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.
Во время большой войны полностью погрузился в свой благотворительный проект. Мы отправляем на отдых в Турцию украинских детей-сирот из зон боевых действий, а также покупаем машины для обороны страны.
Бизнесом уже несколько лет управляет менеджерская команда, а я занимаюсь стратегическими вопросами. До большой войны у Varus было 113 магазинов, у EVA – 1150. На март 2023-го EVA сократилась до 990, Varus – до 103 магазинов.
До войны в нашей группе компаний было 35 000 сотрудников и товарооборот около $2 млрд в год. Сейчас более 27 000 сотрудников и товарооборот по результатам 2022 $1,3 млрд.
Я считаю, что с учетом войны у нас неплохие показатели. Товарооборот в гривне по результатам 2022 года сравним с показателями 2021 года. При том, что 20% сетей EVA и Varus не работали в начале военных действий.
Сейчас у EVA не работает около 16% сети, у Varus – меньше. В Херсоне, к примеру, не все магазины EVA работают. Мы будем открывать их по мере улучшения ситуации в городе. Но мы наращиваем присутствие в других регионах Украины – в 2022 году было открыто 26 новых магазинов EVA на западе Украины и в Киеве. Также появилось восемь новых Varus.
То есть по итогам 2022 года компания прибыльная, но прибыль, полученную в 2022 году, мы направили на социальные проекты и развитие бизнеса в Украине. Поэтому мы пересмотрели свои планы выхода на международные рынки.
Во время войны мы потеряли распределительный центр под Киевом. Там были запасы холодной продукции. Это была спланированная российскими властями операция по уничтожению продовольственных запасов Киева. В то же время, АТБ, Сільпо и другие ритейлеры потеряли свои склады. То есть в одночасье в результате вражеской атаки сгорели тысячи тонн продовольствия. Киев и область могли остаться без еды. Ритейл совместно с киевской администрацией и Министерством экономики практически спасли Киев и область от голода – довольно быстро пополнили продовольственные запасы за счет организованной и оперативной работы.
Как уже отмечалось, мы решили аккумулировать инвестиции в Украину. К примеру, в начале войны заморозили строительство большого логистического центра под Одессой, которое началось в конце 2021 года. Но через три месяца возобновили строительство. Это будет один из самых больших логистических хабов в Украине на 60 га земли. Первую очередь в 40 000 кв. м закончим в начале следующего года.
Это будет первый склад южного региона для сети EVA с общей площадью 100 000 кв. м. После победы наш Крым будет оттуда обслуживаться. Объемы инвестиций в первую очередь строительства составят около $40 млн. Кроме того, что этот распределительный центр станет одним из крупнейших логистических центров в стране, он станет первым «зеленым» проектом в этой области.
В планах также строительство, ремонт и модернизация имеющихся складов, чтобы удовлетворить потребности нашего бизнеса. Сейчас в нашей группе компаний их пять общей площадью 160 000 кв. м. После запуска первой очереди одесского логистического хаба будет 200 000 кв. м.
Мы купили Lake Plaza на открытом рынке при содействии посредников за несколько лет до начала войны. При покупке провели аудит всех документов и не нашли причин, ограничивающих нас в законном приобретении ТРЦ. В 2021 году мы приступили к реконструкции всего торгового центра и заканчивали уже в условиях войны, в середине прошлого года. Пока дела у него обстоят как и у всех ТРЦ в Украине.
Факт ареста объекта из-за связи с российским бизнесом вызывает удивление нашей команды. Сделка состоялось несколько лет назад, была и остается абсолютно прозрачной.
Наша компания выиграла конкурс АРМА на управляющего компании Винницабытхим, которая выпускала моющие средства «Ушастый нянь». Украине серьезно не хватает собственного производства, чтобы не зависеть от импорта. В условиях пандемии эта тема оказалась на поверхности, а война усугубила ее значимость. Потому мы решили пойти в производство. Предприятие пока не работает. Проходим бюрократические процедуры. Как я знаю, задачки поменять менеджмент нет. Будем производить и новые, и старые марки. Будем ориентироваться на рынок. Главное, что теперь мы будем производить продукты в Украине и сократим долю импорта. Для нас это важно.
Я занимаюсь проектами, касающимися розницы. Он – девелопментом и дистрибуцией. Также имея опыт с «Ольвией», он больше занимается Винницой. (До 2004 года Киптик занимался производством стиральных порошков и моющих средств. Производство продано Procter&Gamble).