Нанять перевозчика: когда ритейлеру стоит задуматься о передаче логистики на аутсорс

Нанять перевозчика: когда ритейлеру стоит задуматься о передаче логистики на аутсорс

23.07.2020 07:30
  606
Костянтин Симоненко

Управляющий партнер компании PAKLINE Logistics о том, почему украинский продуктовый ритейл строит свою логистику самостоятельно, по каким критериям можно измерять эффективность доставки и многом другом.

Читати українською

За последние несколько месяцев коронакризис существенно изменил бизнес-процессы во многих отраслях. В частности, резко вырос спрос на услуги доставки товаров. В то же время рынок покинула компания InTime, ушли сервисы доставки Uber Eats и Menu.ua. Вячеслав Лизаров — управляющий партнер компании PAKLINE Logistics, одного из ведущих 3PL операторов на украинском рынке, рассказал в интервью RAU о том, что отличает собственную службу доставки и логистическую компанию, почему обычные магазины все еще важнее онлайна, какие современные тренды на рынке логистики и многом другом.

— Как изменился рынок логистики в Украине по сравнению с прошлым годом и какие ключевые тенденции в сфере можете отметить?

— Логистика – это более широкое понятие, чем просто доставка. Карантин вызвал резкий скачок спроса именно на услуги доставки, в частности, курьерской. Но уже через месяц-полтора розница оперативно перестроилась с работы в офлайн на онлайн покупки. При этом также открывая свои магазины для pick-up.

Учитывая, что среди наших клиентов есть не только ритейлеры, можно сказать, что лучше всего дела идут у фармацевтических компаний.  В то же время торговля электроникой, где апрель и так является самым низким по уровню продаж месяцем в году, при наложении карантинных ограничений сократила обороты на 50%.

— Можно ли говорить о продолжении тенденции перехода на онлайн торговлю той же электроникой и как это отражается на логистике?

— Мы работаем с такими крупными сетями как Comfy и Фокстрот, потому можно с уверенностью сказать, что они вернулись после карантина и открытия торговых центров к прежней, более эффективной модели торговли. Да, в конце марта и в апреле были сформированы пики спроса на услуги почтовых операторов со стороны этих сетей, но сейчас они уже прошли.

Во-первых, продажи через услуги почтовых операторов обходятся дороже, чем через магазин. Просто в карантин у сетей не было другого выхода. Во-вторых, надо помнить, что присутствие клиента непосредственно в магазине обеспечивает кросс-продажи, увеличивая маржу торговца.

Пока основные продажи в ритейле обеспечивает оффлайн.

— Кто ваши клиенты и какого рода грузы чаще всего приходится возить?

— Мы логистический оператор, оказывающий полный спектр услуг: складские операции, магистральные перевозки, доставка последней мили и т.д.  Работаем как с товарами, требующими особого температурного хранения, так и с обычными позициями. Кроме упомянутых ритейлеров бытовой техники и электроники среди наших клиентов Royal Canin, Oriflame, Avon, Delta Medical, Lactalis и другие. То есть, международные и украинские компании, с хорошо поставленной системой омниканальных продаж. Единственная сфера, где мы еще не представлены – фуд-ритейл.

— Почему так вышло, это не выгодно или слишком хлопотно?

— Нет, исторически так сложилось, что FMCG-ритейлеры в Украине (Ашан, АТБ, Fozzy) создали свои дистрибуционные сети, так как на тот момент еще не было логистических компаний, работающих как 3PL операторы. Кроме того, у них просто огромные объемы перевозок. В Украине сейчас нет логистического оператора, который смог бы потянуть обеспечение всех нужд и требований АТБ. Но это не значит, что с частью объемов в конкретном регионе не справится современная логистическая компания.

— Но тот же Varus использует в своей работе аутсорсинговую модель логистики, вы не рассматриваете такие варианты?

— Мы участвуем во многих тендерах, в том числе и с этим ритейлером. Изучаем их потребности и свои возможности. Ведь для успешного сотрудничества важна комбинация двух факторов: наличие ресурсов (команда, IT-решения) и свободной инфраструктуры, которая позволит оказывать заказчику хороший сервис. Например, чтобы оказывать качественные услуги в перевозке продуктов надо иметь сертифицированные по НАССР (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points – прим. ред.) складские мощности. Мы фокусируемся как раз на том, чтобы обеспечить нужное качество логистики.

— Приведите пример, что имеется в виду под высоким качеством логистики?

— Прежде всего, речь идет о компетентных кадрах и эффективных IT-решениях. А также применение, например, специального транспорта, обеспечивающего разные температурные режимы для перевозки разных продуктов (замороженных, охлажденных и бакалейных) в одном кузове. Эти технологии уже активно применяется в Европе (сетями Sainsbury’s или Tesco), но к ним еще только присматриваются украинские продуктовые сети. Мы сделали несколько кейсов, приобрели такую технику, но пока рынок оказался не готов и торговые сети пользуются машинами с одинаковым температурным режимом для всего кузова. Однако, я думаю, что рынок к этому однозначно придет.

— Что для этого должно измениться?

— Когда FMCG-ритейлер увидит, что логистика на аутсорсе лучше, чем его собственная, он может передать эти функции 3PL оператору. Например, международные компании легко отдают свою логистику на аутсорсинг – главное, чтобы оператор отвечал всем требованиям. В то же время украинские ритейлеры еще плохо знают свою полную себестоимость доставки и чаще пользуются своей службой логистики. Только на проектах, где начинают сворачивать все затраты, видят всю картину. Например, как сейчас во время карантина, когда продажи падают, а расходы на содержание цепочки поставок – нет.

— Но если надо возить меньше товара, то в случае аутсорса эти риски по содержанию транспорта и складов ложатся на вашу компанию?

— У нас широкий спектр клиентов и их потребности часто находятся в противофазе, а потому мы можем перекрывать падение в доставке у одних повышенным спросом со стороны других заказчиков.

— Какие главные критерии, по которым можно понять: отдавать логистику на аутсорсинг или нет?

— Главный критерий – стоимость доставки при организации службы внутри компании или найм 3PL оператора. Важно детально просчитать, что входит в эти затраты. Например, многие ритейлеры не считают расходы на поиск и найм персонала, на службу безопасности и отдел закупок, которые обеспечивают сохранность и исправность своей логистической инфраструктуры. Потому все зависит от того, сколько денег придется потратить на создание с нуля своей логистики и сколько это стоит на рынке. Довольно часто бывает дешевле сосредоточить усилия на развитии основного бизнеса, в чем компания сильна и что приносит основной доход. Например, международный бизнес меряет эффективность не только уровнем продаж, но и его отношением к нанятому штату.

Кроме того, не стоит забывать, что логистические операторы видят рынок более широко.

— Что имеется в виду?

— Служба логистики конкретного ритейлера годами занимается одним и тем же, решая однотипные задачи и не подозревает о существовании других решений или ситуаций, с которыми сталкиваются представители других отраслей. В то же время 3PL оператору постоянно приходится тренироваться в решении самых разных задач, а потому зачастую квалификация его персонала выше. Например, в беседах с некоторыми коллегами из ритейла стало ясно, что они не знают о существовании мультизонных машин, о которых уже говорилось.

«Подтягивать» свой опыт нам очень помогает сотрудничество с международными компаниями, которые предъявляют высокие требования к логистической инфраструктуре.

Как раз накануне карантина нам пришлось отказаться от одного проекта с Danone в холодной логистике, так как владелец помещения склада не разрешил установку необходимой холодильной камеры. Но это оказалось к лучшему: не факт, что нам бы удалось завезти ее в срок, когда закрыли границы.

Современная логистика базируется на трех китах: склады, транспорт и автоматизация процессов. Какие у вас складские мощности, автопарк и какие системы автоматизации вы применяете? Грубо говоря, что получает ваш заказчик?

— Чтобы уменьшить затраты клиента на перевозку, ему на самом первом плече доставки ставится самый большой транспорт (кузов объемом 90-120 куб. м), чтобы стоимость кубометра груза была минимальной. Кроме того, через специальную CDP-платформу (англ. Cross docking platform — сквозное складирование, процесс приёмки и отгрузки грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения – прим. ред.) удается обеспечить доставку в регионы во все точки, например, в течение четырех часов. Раньше фура могла колесить по городу сутки, развозя товар по магазинам и заказы клиентов, да и еще не везде могла подъехать из-за своих габаритов. Теперь же программа сразу распределяет весь груз по маршрутам, чтобы доставить все за минимально возможное время. Для этого с фуры товары перегружаются на несколько малогабаритных машин (на 20 кубов каждый) и за 3-4 часа довозят во все пункты, скажем, Харьковской области.

Например, товар, заказанный в онлайн или офлайн магазине нашего клиента в 20.00 уже можно получить в Харькове до 14.00 во всех точках выдачи.

— Чем тогда для клиентов ваш сервис отличается от почтовых операторов?

— Тем, что их курьеры не могут и не должны знать специфические требования разных компаний (тех же Royal Canin или Oriflame), предъявляемые к доставке. Мы не почтовые отделения и наша основная услуга для клиентов (магазинов) – доставка холодильников и другой крупногабаритной техники покупателям с подъемом на любой этаж и установкой. Заказчик платит фиксированную сумму и все. То же самое касается фармпродукции, где доставка требует особых температурных режимов. Поэтому, например, доля нашего транспорта в этой отрасли перевозок 80%, а для других грузов может быть 30% своих машин, а 70% арендованных.

— У вашей компании склады расположены в промышленных регионах Киева и Днепра. Как обеспечивается весь спектр услуг доставки по всей Украине, и планируете ли вы строить\арендовать склады в других регионах страны, чтобы быть ближе к потребителю и сократить плечо доставки?

— С одной стороны, для хранения электроники достаточно иметь склад, условно говоря в Киеве, чтобы доставлять ее по всей стране. Но это не аксиома. У того же Amazon в Германии 11 дистрибуционных центров и 19 в Великобритании. В Украине многие ритейлеры не занимаются таким, потому что не могут управлять запасами на большом количестве складов. Пополнять запасы с одного склада умеют многие, а работать с двух складов – далеко не все. Например, у Avon это получается, обеспечивая хорошую оборачиваемость товара и его высокую доступность.

То же самое — пивные компании. Они не могут позволить себе везти дешевый товар далеко, потому оперируют минимум 2-3 складами.

— Как происходит «подключение» новой компании-заказчика к вашему сервису?

— Этот процесс состоит из трех этапов. Сначала мы с клиентом изучаем номенклатуру продукции, количество и условия доставки, а также другие данные, необходимые для «дизайна» будущей логистической цепочки. Затем идет калькуляция стоимости услуг и переговорный процесс по их утверждению. Наконец, заключительный этап – имплементация. То есть, настраивание обмена информацией между ERP и WMS-системами, построение графика доставки, прописывание KPI для 3PL оператора. Последние зависят от специфики клиента: это может быть и время доставки, и стандартное время возврата товара или последовательность доставки и прочее.

— Сколько времени уходит на это?

— Например, с компанией Фокстрот на это у нас ушло примерно два месяца. Здесь очень многое зависит от готовности и желания менеджмента компании изменить ситуацию в лучшую сторону.

Читайте также —

Борис Марков, АТБ: Как логистика помогает компании быть эффективнее конкурентов


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка