Олег Вишняков, Ultramarket: какие технологии будут влиять на будущее ритейла
Владелец сети гипермаркетов Ultramarket в своей колонке для NV Бизнес рассказал об основных трендах на рынке ритейла и спрогнозировал, что ждет отрасль в ближайшие годы.
Во время быстрого развития технологий в мире и все более требовательных потребителей ритейл должен постоянно эволюционировать. Компании розничной торговли, чтобы не потерять конкурентоспособность, постоянно адаптируются к новым технологиям, изменениям потребительских привычек и построению бизнес-моделей. Вот некоторые тренды и прогнозы для будущего ритейла.
Распространение электронной коммерции
Постоянное совершенствование технологий и повышение удобства онлайн-покупок способствуют расширению электронной коммерции. Вероятно, что будущее ритейла будет все более связано с онлайном. Виртуальные магазины, мобильные приложения и персональные электронные предложения станут стандартом торговли. Вдобавок разумный анализ данных и искусственный интеллект помогут ритейлерам лучше понимать своих клиентов и формировать индивидуальные предложения.
По прогнозам, к 2026 году онлайн-сегмент будет составлять около четверти общих розничных продаж в мире против почти 19% в 2021 году, согласно данным Statista. Соответственно, к 2025 году выручка электронной коммерции увеличится до $7 трлн с $5 трлн в 2021 году. В настоящее время быстрее всего растут рынки онлайн-торговли в Бразилии и Аргентине.
В Украине тоже увеличивается доля онлайн продаж, несмотря на войну и вызванные ею экономические проблемы. Эта тенденция тесно связана с постоянным улучшением онлайн-доступа, прежде всего, распространения мобильного интернета.
Увеличение продаж через соцсети
Один из перспективных каналов торговли онлайн – продажи через социальные сети. По данным Accenture, продажи в соцсетях превышают $492 млрд в США и к 2025 году увеличатся до $1,3 трлн. Facebook называют самой надежной платформой для покупок, где действует около 3 млрд пользователей по всему миру. Однако в Украине продажи в соцсетях несколько упали, если сравнивать с довоенным периодом. Согласно исследованию Plusone Social Impact, за год войны украинский Facebook потерял 2 млн пользователей – его аудитория насчитывает 13,7 млн пользователей. Соответственно, Instagram потерял 4,1 млн пользователей, и теперь его аудитория составляет 11,6 млн, что безусловно повлияло на ситуацию на рынке. Однако в дальнейшем ситуация может измениться, когда вынужденные переселенцы вернутся в Украину.
Виртуальная и расширенная реальность
Инновации в области виртуальной реальности (VR) и расширенной реальности (AR) дадут новые возможности для ритейла. Возможность просмотреть продукт или проверить, как определенные предметы или мебель выглядят в домашнем пространстве, не выходя из дома – это позволит снизить количество возвратов товаров.
Сейчас три лидера в производстве и сбыте продуктов, разработанных на основе виртуальной реальности: Китай (51%), Франция (43%) и США (42%). То есть те страны, которые задают тренды в технологичности, что, безусловно, свидетельствует о распространении этого опыта и на другие страны, в частности, в Украине. У нас этими технологиями чаще всего пользуются в строительной отрасли.
Робототехника и автоматизация
Применение робототехники в ритейле будет способствовать изменениям в сфере логистики, складского хозяйства и обслуживания клиентов. Работы-помощники, автономные доставки и автоматизированные кассы станут все более распространенными. Это позволит снизить затраты на рабочую силу и улучшить эффективность бизнеса.
Личный подход и привлечение клиентов
В будущем ритейлеры будут обращать все больше внимания на индивидуальные потребности потребителей и формировать соответствующие предложения, использовать дополнительные сервисы, которые улучшают опыт покупателя, и будут взаимодействовать с клиентами через социальные сети и чат-боты.
Сдержанное потребление и устойчивость
Рост сознания потребителей по части экологии и нравственного потребления заставляет ритейлеров переосмыслить свои практики. В будущем компании будут учитывать рост спроса на устойчивость, экологически чистые товары и упаковки, а также способствовать сдержанному потреблению путем предоставления подписок, разумного потребления.
Интернет, электронная коммерция, виртуальная и расширенная реальность, робототехника и личный подход к клиентам станут ключевыми элементами успешной стратегии ритейлеров.