Оксана Кириченко, сеть Аптека доброго дня: Наша компания ориентирована на закрытие потребностей потребителя, мы понимаем ситуацию и даем право выбора клиенту
Почему с арендодателями легче договариваться, когда поблизости идут бои, возможно ли получить компенсацию за уничтоженный товар, как ритейлеры и производители не всегда находят общий язык по данному вопросу, и как фиксированный курс гривны влияет на формирование спроса на лекарства.
Аптечный ритейл с начала открытого вторжения России в Украину стал для всех украинцев сверхважным. Многие наши сограждане нуждаются в постоянном приеме лекарств, многие пострадали от обстрелов российских террористов, получили ранения или обострения хронических болезней. В таких условиях вопрос обеспечения населения лекарствами стал жизненно важным, и, в подавляющем большинстве случаев, отечественным аптечным сетям удалось удержать ситуацию под контролем.
Как работала в эти трудные для всех времена сеть Аптека доброго дня RAU рассказала генеральный директор компании Оксана Кириченко.
– Сколько аптек вашей сети сейчас работают, в каких городах Украины и в каком режиме?
— Национальная сеть Аптека доброго дня насчитывает более 600 аптек по всей территории Украины. Из них в Киеве – 270 аптек, на западе и в центре Украины – 150, на востоке и юге – 270 аптек.
В первый месяц войны в Киеве ежедневно открывалось наибольшее количество наших аптек среди всех сетей, мы стремились сделать невозможной катастрофу из-за отсутствия лекарств у населения. Сейчас мы возобновили работу почти всей сети по Украине, кроме тех аптек, которые были полностью разрушены или находятся на временно неподконтрольной территории Украины.
Активно ведем работу по восстановлению разрушенных аптек, так, 22 июля открыла свои двери восстановленная Аптека доброго дня в ТРЦ Retroville.
Что касается режима работы, то наши аптеки работают в штатном режиме с учетом комендантских часов и воздушных тревог.
— Есть ли проблемы с поставками лекарств и каких именно?
– В начале войны против аптек сыграл ажиотаж. Люди активно скупали лекарства, а логистика была не готова обеспечивать повышенный спрос. Система поставок лекарств и лекарственных средств в Украину была нарушена из-за потери логистических центров, отсутствия и расторжения украинских транспортных сообщений.
Наша компания была вынуждена усиливать свою логистику. Товары без жестких температурных ограничений перемещали на собственные автомобили, перепрофилировали часть офисных сотрудников в водителей-экспедиторов.
Сегодня мы можем сказать, что довоенные схемы логистики восстановлены.
– Как изменился спрос на медицинские препараты с начала войны?
— В начале войны были краткосрочные всплески, связанные с теми или иными новостями или ситуацией в стране. В первые месяцы мы наблюдали увеличение процента продаж RX (рецептурных) препаратов и лекарств от хронических болезней. На третий месяц войны структура стала выравниваться, как в довоенный период, снова начали расти продажи ОТС (безрецептурных) препаратов и natural.
Но в связи с ростом цен существует вероятность, что рецептурные препараты будут увеличивать свой процент в общей структуре продаж.
И здесь хотелось бы отметить, что после фиксации НБУ курса гривни, на спрос значительным образом будет влиять рост цен на импортные товары, а впоследствии – и на украинские, так как там есть доля импортного сырья.
После вынужденных действий НБУ дистрибьюторы подняли цены на импортную продукцию и розничные сети были вынуждены реагировать на данные действия. Общая корзина в прайсе выросла на 10%.
В связи с этим наша сеть ориентирована на закрытие потребностей потребителя, мы понимаем ситуацию и даем право выбора клиенту — импортные лекарства или лекарства отечественного производства. Задача наших фармацевтов – предложить клиенту аналоги по более доступным ценам.
— Сколько аптек сети и в каких регионах было уничтожено или они подверглись значительным разрушениям?
— Всего компания на неподконтрольной территории потеряла 47 аптек: 14 из них работают под руководством кафиров, 33 – разрушены. В результате компания получила более 65 млн грн убытков.
— Присоединилась ли ваша аптечная сеть к волонтерской деятельности?
– Считаю, что обязанность каждого украинского бизнеса помогать и поддерживать ВСУ и волонтерские организации, чтобы приблизить день нашей победы. Поэтому с первых дней полномасштабной войны России против Украины мы:
- Перечислили на помощь Вооруженным силам Украины 7 млн грн;
- Запустили чат-бот с целью списания баллов в помощь ВСУ;
- Передали лекарства на сумму более 2 млн грн волонтерским организациям, больницам, ТрО;
- Открыли «Благотворительный Фонд Доброго Дня», который будет помогать медикаментами нуждающимся украинцам;
- Присоединились к инициативе АПАУ по закупке турникетов для ВСУ и перевели на эту инициативу 2,5 млн грн.
— Много ли сотрудников вашей аптечной сети мобилизовали в Вооруженные силы Украины или же присоединились к подразделениям территориальной обороны?
– В нашей сфере сотрудники в основном женщины, у нас работает мало мужчин, ситуация выглядит в соотношении 95/5%.
Но, конечно, наши мужчины служат в рядах ВСУ. Первые добровольцы в ВСУ появились с первых дней войны, это наши ребята, которые родом из Бучи и Ирпеня. Также часть мужчин служат в территориальной обороне городов.
— Как вы выстраиваете логистику и обеспечиваете поставки лекарств в аптеки, особенно находящиеся в зоне боевых действий или рядом?
— Доставку на территории, где ведутся военные действия (данные территории не оккупированы) осуществляют дистрибьюторы. Если возникает потребность в лекарствах, которых нет в наличии в аптеках, или даже на складах дистрибьюторов, но есть острая потребность в них — мы используем собственную логистику.
— Какие выводы и какие уроки вы как руководитель и ваша компания сделали и изучили после трех месяцев войны? Что вас удивило, что стало открытием?
— Как уже отмечала выше, война — это наибольшее испытание как для бизнеса, так и для его руководителей. Мы, как и все, не были готовы к работе в режиме реальной войны.
В первые же дни после вторжения горизонт планирования сократился до одних суток. Теперь он уже больше. Но ситуация изменилась и нужно смотреть на нее трезво. Впереди – годы тяжелого труда.
До войны в компании была налажена классическая система работы персонала, где управляющим центром принятия и генерирования решений был физический офис. Во время войны мы создали дистанционные инструменты управления, что улучшило и значительно ускорило работу. Это телеграмм-бот, который отображает информацию о графике работы и оперативном состоянии открытия новых аптек, онлайн-учета погрузки сотрудников и места их нахождения. По-видимому, как и у всех, видеосвязь заменила фактическое присутствие офисных сотрудников, и это не повлияло на качество работы благодаря быстро отлаженным инструментам управления.
– Как складываются в это непростое время отношения с арендодателями? Удается ли договориться о скидках, отсрочке платежей?
— Мы живем и развиваем бизнес в нелегкое время, в период, когда должны поддерживать друг друга, быть полезными обществу и экономике. Мы должны ответить на вопрос: бизнес ради прибыли или для моральных целей. Что выбрать – обогащение собственной компании или действовать в пользу этических убеждений.
Арендодатели на территориях, где идут боевые действия или территориях, близких к ним, относятся к партнерам с пониманием, идут на переговоры и понимают, что выжить и победить мы сможем только вместе.
Но есть примеры позорного поведения в такое время, еще и на территориях, где спокойно и боевые действия не ведутся. Стало неприятным открытием, когда арендаторы позволяют себе досрочно расторгать договор аренды с аптекой, в своих целях незаконно использовать товар и имущество аптеки без разрешения, которое можно квалифицировать как кражу. Манипулировать ситуацией и говорить, что если не будет принята новая цена за аренду, то помещение будет отдано другим. И другие неприятные ситуации.
Я убеждена, что успешный бизнес не может быть неэтичным. Если руководители организаций будут думать о прибыли, то, конечно, будут зарабатывать много денег. Тем не менее, война показывает, кто есть кто, и очень хочется, чтобы в большинстве случаев проявлялись достойные человеческие качества.
– Какие у вас планы? Будете возобновлять работу в локациях, которые были вынуждены закрыться? Планируете развитие или пока все поставлено на паузу?
— Компания ежесекундно продолжает выполнять свои обязательства перед клиентами и обществом, и ни на миг не приостанавливала работу ни по одному из направлений деятельности.
Мы открыли 9 новых аптек, 33 аптеки были восстановлены после оккупации и они уже работают!
– По вашему мнению, как государство может поддержать аптечный ритейл? Какие шаги нужно сделать как можно быстрее?
– Сейчас самая большая проблема – это компенсация уничтоженного товара и перераспределение спроса.
Большинство производителей отказываются участвовать в компенсации розничным сетям уничтоженного товара. До войны в цепочке производитель – дистрибьютор – розничная сеть мы оставались партнерами по всем вопросам. Почему ситуация изменилась? Ведь для того чтобы экономика Украины продолжала работать, нужна совместная работа на результат, поддержка всей цепочки.
Также есть товар в оверстоках, который сформировался за счет того, что изменился спрос и упали продажи с началом войны. Конечно, сгенерировался товар в оверстоках (избыточный запас), которой в довоенный период был в том числе промотивирован производителями. Например, это антиковидные препараты, спрос на которые изменился потому что они не являются неотложными.
Аптечные сети оказались в ситуации, когда им не компенсируют общий ущерб за уничтоженный товар и не решают вопрос с оверстоками. От государства мы хотим понятных действий, процедур, механизмов компенсации разбитого и уничтоженного имущества и товара.
Читайте также –
Жуткий хаос: как работают аптечные сети на временно оккупированной территории Украины