Не похожие на других: ТРЦ все чаще привлекают нестандартных арендаторов
Оригинальное наполнение торговых площадей становится «фишкой» многих отечественных торговых центров, среди них Globus, Gulliver, Проспект, Караван, Lavina Mall и другие. Эти решения уходят все дальше от стандартного пула арендаторов, состоящего лишь из магазинов, фуд-корта и развлечений.
Согласно исследованию «Будущее ритейла 2030», опубликованному CBRE в декабре 2017 года, ритейл ожидают серьезные изменения, так как арендаторы торговой недвижимости становятся все более разнообразными. Традиционные физические магазины концентрируются на впечатлениях, которые получают покупатели, а новые бренды и новые объекты аренды сыграют ключевую роль в кардинальном переосмыслении шопинга до 2030 года.
Именно tenant-mix — решающий фактор для посещаемости объекта, а значит — и его доходности. И если большинство торговых центров все еще делают ставку исключительно на ритейл, то более прогрессивные находятся в активном поиске креативных решений при заполнении торговых площадей. Так среди арендаторов ТРЦ появляются необычные зоны услуг и оригинальных предложений. Чем они представлены и почему торговые центры выбирают их в ущерб расширению товарно-развлекательных зон — в материале RAU.
Сервисные точки, как якоря
По словам директора департамента торговых площадей Arricano Анны Чуботиной, компания в рамках стратегии сосредоточена на развитии социального пространства в своих проектах. «Помимо качественного tenant-mix фешн-операторов, развлечений и предложений фуд-корта, это еще и услуги, которыми наши посетители могут воспользоваться, не выходя из ТРЦ. Это комфортные пространства, которые объединяют несколько операторов — от ремонта бытовой техники, обуви и ювелирных изделий до пошива/ремонта одежды до полиграфии и т. д. Мы продолжаем улучшать эти пространства, подстраивая их под запросы наших посетителей», — рассказывает она.
По состоянию на февраль 2018 года Service Point by Arricano успешно работает в ТРЦ РайON и в ТРК Проспект. «Мы собрали самые нужные для наших покупателей услуги, — говорит менеджер по развитию бизнеса ТРЦ РайON Станислав Шульга. — Полагаю, очень важно во время шопинга решить еще и дополнительные домашние вопросы. Например, заправить картридж или отремонтировать обувь».
В прошлом году сервисная зона ТРК Проспект пополнилась оператором Нова пошта, а в ближайшее время в ней откроется отделение Ощадбанк. «Эти два оператора серьезно расширят перечень услуг и будут выполнять своего рода якорную функцию. Всего в сервисной зоне ТРК Проспект семь операторов, ТРЦ РайON — пять операторов. Сервисы также представлены в наших региональных проектах — ТРК City Mall (Запорожье) и ТРК Солнечная Галерея (Кривой Рог)», — сообщает Анна Чуботина.
Подобной стратегии придерживаются и в винницком ТРЦ Мегамолл, включив в состав арендаторов семейную парикмахерскую, турбюро, химчистку, ателье, сеть детских творческих студий и другое. «Эти арендаторы хоть и не относятся к ритейлу, однако они являются партнерами ТРЦ Мегамолл на коммерческих условиях, — рассказывает руководитель ТРЦ Мегамолл Андрей Андреев. — Это, скорее, дополнительный сервис, возможность решить многие свои вопросы, находясь в ТРЦ. Такие арендаторы работают на потоке ТРЦ, однако и у них есть свои постоянные клиенты, которые достаточно часто вначале посещают, к примеру, парикмахерскую или турфирму, а затем идут по магазинам».
С ветерком за игрушками
В ТРЦ Караван (Киев) пошли на эксперимент с открытием салона-бутика электромобилей EcoCars. В автосалоне представлены популярные модели автомобилей, которые работают на электричестве: Nissan Leaf, Tesla Model S, Nissan E-NV 200, Segway. Рядом работает электрозаправка. «Интерес к этому виду транспорта продолжает расти, а значит важно развивать и инфраструктуру», — прокомментировала открытие EcoCars в киевском Караване коммерческий директор DCH Infrastructure & Real Estate Александра Негода.
Интерес к подобного рода услугам она объясняет не только ростом интереса к электротранспорту, ведь, например, цикл зарядки самого популярного электромобиля Украины Nissan Leaf занимает 2,5 часа, которые посетитель ТРЦ может потратить на шопинг или поход в кино.
Еще один автосалон расположен в днепровском Караване. В ассортименте представлена линейка автомобилей, брендовая одежда, аксессуары и возможность сервисного обслуживания.
Если в Караване предпочитают предлагать посетителям скорость и комфорт, то в киевском ТРЦ Lavina любят погорячее — в торговом центре на Берковецкой, среди прочих арендаторов, можно встретить секс-шоп No Taboo. Впрочем в европейских странах интим-бутики уже представлены в большинстве ТРЦ. «Мы ведь такой же ритейл, как и все, за исключением того, что вход к нам строго 18+, — рассказывает директор магазина в Lavina. — Есть торговые площади для семей, есть — такие как мы». На благосклонность торговых центров подобные магазины не жалуются – торговые точки сети также работают в столичных торговых центрах SkyMall, Квадрат и Метроград.
Банк в смартфоне
В середине октября основатели виртуального банка без отделений Monоbank сообщили о начале бета-тестирования своего продукта. На тот момент карты, разработанные экс-менеджерами ПриватБанка, уже оформило более 5 000 украинцев и вопрос об открытии первой в Киеве точки выдачи этих карт уже стал актуальным. Таким местом стал киевский ТЦ GLOBUS, расположенный на Майдане Независимости.
«Точка выдачи карт Monоbank в ТЦ GLOBUS 2 удобно расположена на этаже с большим органическим трафиком, рядом с супермаркетом BILLA и отделением Нова пошта», — прокомментировала открытие менеджер департамента аренды ТЦ GLOBUS Елена Семочкина.
Спустя полгода карту оформило уже более 90 000 человек, — сообщили RAU в Monobank. Какой процент этих людей в виде дополнительного траффика получил GLOBUS, можно только гадать.
В регионах возможностью заполучить такого арендатора воспользовались также в Arricano, запустив в ноябре 2017 года новое виртуальное отделение по предоставлению финансовых услуг в формате Monobank в ТРК Солнечная Галерея. Среди других service-mix услуг, предоставляемых покупателям в Кривом Роге, можно найти также такие сервисы, как ремонт часов и гаджетов, салон красоты и солярий.
Только Monobank ТЦ GLOBUS не ограничился. Весной этого на 3-м этаже торгового центра открывается европейский коворкинг New Work Labs с рабочей площадью 1000 кв. м. Для венгерской компании New Work Labs это первый проект совместного офисного помещения в торговом центре. «Мировой формат коворкинг стремительно ворвался на украинский рынок. Ранее снять современный офис в центре Киева было сложной задачей для малого и среднего бизнеса. Размещение в ТЦ GLOBUS 2 предоставит арендаторам коворкинга массу преимуществ: расположение в центре, пересечение всех веток метро, наличие большого количества ресторанов, магазинов, сервисов для повседневной жизни», — комментирует менеджер департамента аренды ТЦ GLOBUS Елена Семочкина.
Гулливер услуг
Рекордсменом же по количеству всевозможных услуг можно назвать столичный МФК Gulliver. Здесь еще с 2015 года, до вступления в силу безвизового режима с ЕС, на 8-м этаже начал работу Визовый Сервис Центр, который также включает в себя отдельную зону повышенного комфорта «Премиум лаунж».
По словам генерального директора ТРЦ Gulliver Ирины Круппы, если понаблюдать, то можно заметить, что, спускаясь с восьмого этажа, посетители обязательно приходят на фуд-корт или делают покупки в магазинах. «Наш комплекс гармонично объединяет и офисную, и торгово-развлекательную часть. Открытие центра подобного формата и с таким современным подходом экономит время наших арендаторов и покупателей. Когда в одном месте собрано такое количество услуг, развлечений и магазинов, это очень удобно», — считает она.
Другой такой локацией в Gulliver стал центр приема документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, юридических лиц и физлиц-предпринимателей, открытый в октябре 2017 года. Еще одной востребованной здесь услугой является возможность регистрации брака. Жениться или выйти замуж здесь можно всего за один день.
«Уже в процессе работы мы начали обращать внимание на участников рынка, чьи товары и услуги востребованы, но иногда совершенно нестандартны для украинских торгово-развлекательных центров, — говорит генеральный директор МФК Gulliver Ирины Круппа. — Если мы говорим о нестандартных решениях, то зачастую они подсказаны самими клиентами. И тут нужно превзойти их ожидания», — добавляет она.
Читайте также —
Михайло Меркулов, Arricano: 7 трендів рітейлу і девелопменту в 2018 році