
High level: почему у потребителей выше требования к украинским брендам, чем к международным


Во время RAU-вебинара «ТРЦ Европы. Как украинскому ритейлеру стать их арендатором» менеджер по международному лизингу компании Sonae Sierra Виктория Нестеренко рассказала об особенностях работы европейских ТРЦ, взаимоотношениях между арендатором и арендодателем, потребительских предпочтениях европейских покупателей и как украинскому ритейлеру попасть в европейские ТРЦ. RAU предлагает главные тезисы ее выступления.
Наша компания представлена во многих странах Европы, но поскольку я нахожусь в южной Европе, хочу в первую очередь рассказать о странах Португалии, Италии и Испании.
Сейчас есть тренд на доступные магазины. В Португалии он распространен именно в продуктовом сегменте. Здесь за пять минут человек может найти продуктовый магазин и купить то, что ему нужно. Также в Португалии очень хорошо работают торговые центры. А вот в Испании и особенно в Италии гораздо сильнее уличный ритейл, а торговые центры работают не так эффектно.
В Португалии за последний год на рынок вышли такие бренды как Pepco, Zeeman, Victoria Secret и Lego. В Испании — только Lululemon, который открылся в уличном формате, остальные — это в основном локальные бренды. Также много крупных брендов вышли в этом году на рынки Италии и Польши.
Также сейчас очень активен румынский рынок, где появилось много новых брендов. Румыния очень интересна для турецких брендов, поскольку для них этот рынок очень удобен по логичтике и расположению.
В целом я рекомендую выходить на новый рынок не в столице, где обычно более агрессивные условия и большая конкуренция, а в небольших городах. Это поможет лучше понять рынок и адаптироваться к новым условиям.
В портфолио нашей компании заполняемость торговых площадей на европейском рынке составляет 97-98%, но эти 3-2% оставляют нам возможности для изменений и улучшения в наших торговых центрах.
Интересной особенностью является тенденция к увеличению площадей. Например, недавно мы подписали контракт с JD Sport, который увеличил площадь своего магазина с 250 кв. м до 1300 кв. м. Этот тренд сейчас растет, поскольку брендам не хватает площади для улучшения продаж.
В нашем портфолио более 7000 брендов. Взаимодействие с ними сохраняется в истории, которую мы используем для подбора арендаторов для конкретного проекта.
Процесс переговоров по сравнению с Украиной очень длительный, поскольку мы тщательно анализируем потенциальный успех бренда в новой локации. В прайм-локациях мы дополнительно должны получить согласие от правления компании, поэтому в таких случаях подписание договора длится еще дольше.
В целом разница в работе с договорами аренды в Украине и Европе заключается в следующем:
Европейцы большое внимание уделяют качеству товара. Обычно они покупают дорогие качественные вещи, которые долго используют. Для них свойственны классический стиль и спокойные цвета. Важным трендом является использование вещей из переработанных материалов.
В южной Европе очень хорошо работает ресторанный сегмент, поскольку люди здесь любят вкусно поесть, и проводят в ресторанах много времени.
Также здесь присутствует большой интерес к культуре. В своих объектах мы проводим много арт-выставок, сотрудничаем с различными художниками, и это дает очень хороший трафик в торговых центрах. В целом мы используем различные каналы коммуникации — это и арт-выставки, и бесплатные станции воды, и паркинги для велосипедов. Все это помогает генерировать трафик. Важно, чтобы в торговых центрах было все, что нужно покупателю. Например, сейчас в наших ТРЦ открывают клиники, клиники эстетической медицины, стоматологии, которые также помогают нам генерировать очень хороший трафик.
И еще одна важная особенность европейских покупателей заключается в том, что большое количество покупок они совершают именно в период скидок.
Украинскому ритейлеру действительно сложно выйти на европейский рынок, но это возможно. Во-первых, надо детально проанализировать рынок страны. Например, покупательские привычки на юге и севере Португалии очень сильно отличаются. Во-вторых, товары и сервисы должны иметь очень высокое качество, ритейлер должен обеспечить многоканальную коммуникацию, персонализированный подход к клиенту. В-третьих, еще раз советую заходить на новый рынок через небольшие городки, чтобы почувствовать клиента.
Сейчас на европейском рынке актуальны такие ниши как досуг и спорт, индивидуальные бренды, белье, сервисы доставки, сфера красоты, а также рестораны и кафе, в чем украинцы очень сильны.