Made in Ukraine: спрос на все украинское. Пять глобальных трендов в ритейле
Уменьшение рисков для клиентов
Если в Украине тема пандемии коронавируса Covid-19 ослабла на фоне большой войны, то в Евросоюзе она до сих пор актуальна. Розничная торговля продолжает работать над уменьшением рисков для клиентов. Рынок сконцентрирован на решениях, которые ограничивают участие человека в процессах и перекладывают их функции на машинное оборудование. Таким образом ритейлеры также стремятся снизить затраты на дорогостоящий человеческий труд.
В торговле активно используют кассы самообслуживания, почтоматы для омниканальных продаж, тестируют автономные магазины без касс и продавцов. Особенно далеко здесь зашел фуд-ритейл, где покупателю не нужны консультации.
Автоматизация во время военного положения становится еще более актуальной. В условиях турбулентности уменьшение рисков для бизнеса зависит от отлаженных процессов и четких алгоритмов, которые уменьшают влияние человека на результат. В бизнес-управлении это современные ERP-системы вроде SAP и Oracle Microsoft Dynamics. С этой реальностью бизнесу в Украине придется жить и после войны. Без автоматизации компании могут не выжить. Да, это очень дорого.
Стоимость внедрения таких автоматизированных систем в зависимости от масштабов компании может варьироваться от 100 000 до миллионов долларов, однако это дает гибкость в управлении и возможности оптимизации штата на разных звеньях.
Еще до большой войны Эпицентр инвестировал миллиарды в автоматизацию. Для поддержки омниканальной системы в Калиновке под Киевом компания построила логистический центр с автоматизированной системой обработки и сортировки товаров. Суточная пропускная способность системы составляет 40 000 онлайн-заказов и 2000 куб. м товара для офлайн-бизнеса. Инвестиции в проект составили около $40 млн. Кроме того, на базе действующих логистических мощностей компании началось развитие автоматизированных фулфилмент-центров. Сейчас это помогает нам пережить вызовы военного времени, ресурсного кризиса и дает возможность более глубоко контролировать все звенья процессов.
Запрос на lifestyle space
Пока украинцы адаптировались к жизни в условиях блэкаутов и воздушных тревог, в мире торговой недвижимости рос запрос на lifestyle-space — коллаборацию пространства для покупки товаров, досуга, отдыха, учебы и работы. Больше пространства, комфортное зонирование и возможность удовлетворить все свои потребности.
Человекоцентричность в планировании объектов — тема №1 для инвесторов. Ритейлеры борются за то, чтобы предоставлять потребителю больше полезного пространства. Эта модель показала свою ценность и для людей, и для бизнеса в самых жестоких условиях, которые только может себе представить современный мир: в условиях войны. Во время блэкаутов ритейл стал неотъемлемой частью выживания населения.
Яркий дизайн, который создает особый опыт и положительные эмоции
Международные ритейлеры в борьбе за клиента все чаще вынуждены менять свои форматы, отдавая предпочтение ярким и оригинальным дизайнам, которые создают особый опыт и положительные эмоции. Из-за существенного уменьшения количества населения в Украине борьба за клиента усилится.
Украина еще до большой войны демонстрировала не менее прогрессивные подходы в проектировании и оформлении торговых площадей, чем в Евросоюзе. Сейчас это могут подтвердить миллионы украинцев, выехавших за границу. Украинцы по менталитету привыкли уделять внимание деталям и имеют особое отношение к эстетике.
Сознательное потребление и уменьшение влияния на окружающую среду
Вопрос охраны природы для всего цивилизованного мира архиважен. В период активной фазы евроинтеграции для украинского бизнеса и государства переход на более сознательное потребление и уменьшение воздействия на окружающую среду станет значительным вызовом: мы должны соответствовать целям Парижского соглашения.
Становиться эко-friendly следует уже сейчас. Для этого в мире есть много решений: материалы вторичной переработки, альтернативные источники энергии, системы рекуперации, проектирование устойчивых сооружений с соответствующей сертификацией. Несмотря на сложные финансовые условия, сеть Эпицентр в 2023 году внедряет проект по установке солнечных панелей на наших ТЦ. Экологичность и энергетическая независимость теперь не тренд, а необходимость.
Спрос на украинское
Еще один тренд — спрос на украинское. Здесь уже мы задаем тон. Наш бизнес имеет уникальный шанс интегрироваться с мировым ритейлом благодаря бешеному спросу на Made in Ukraine. В 2022 году на фоне уничтожения многих украинских предприятий словосочетание «Сделано в Украине» стало на вес золота.
Эпицентр много лет подряд активно наращивал долю украинских поставщиков в своем ассортименте. Во время войны это фактически спасло нас от пустых полок и поддержало отечественных производителей.
Сейчас некоторые украинские поставщики, идя за украинским клиентом, выходят за пределы национального рынка. Вполне возможно, что они начнут конкурировать не только с иностранными компаниями, но и между собой на европейском пространстве с учетом национальной специфики и с соблюдением европейских стандартов.
Запрос на украинское сейчас чрезвычайно велик и этой стремительной тенденцией стоит воспользоваться. Она дает возможность украинскому бизнесу заявить о себе и занять собственную нишу в Украине и за ее пределами.
Источник — Экономическая правда