Крупнейшие БТЭ-сети: «В этот новогодний период все ждали какого-то чуда»
Лучшим новогодним подарком из электроники украинцы считают смартфон
Три крупнейшие сети электроники и бытовой техники рассказали RAU о том, как прошел сезон новогодних продаж. Все они констатируют: покупатель стал более экономным, и чтобы его привлечь нужно очень и очень постараться. Некоторые начали готовиться к высокому сезону еще летом. В маркетинге и продвижении тоже пришлось изрядно поработать.
Наталья Кошевая, директор по маркетингу и e-commerce, СOMFY
Новогодний период в 2015 году был более сглаженным, чем в предыдущий. Учитывая общее падение рынка, в натуральном выражении объем продаж был ожидаемо ниже. Также мы наблюдаем изменение сезонности на рынке бытовой техники и электроники как следствие влияния рада факторов: изменение курса валют, девальвации гривны, политической и экономической ситуации в стране в целом.
Сегодня потребители, по понятным причинам, не готовы тратить больше. Мы понимаем, что есть потенциальный спрос, но из-за сложившейся экономической ситуации в стране украинцы фактически больше тратят на товары первой необходимости, коммунальные платежи и т.п.
К началу высокого сезона мы активно использовали спонсорство на телевидении. Маркетинговые затраты перераспределили, сместив фокус с массовых каналов в сторону персонализированных коммуникаций и диджитал. Использовали sms и email рассылки, запустили новогоднюю баннерную кампанию в интернет, подключили рекламу в социальных сетях. Также, усилили коммуникацию с потребителями на прайс-площадках.
У нас в новогодний период самыми покупаемыми товарами были смартфоны, электрочайники, телевизоры, планшеты и мультиварки. В прошлом году топ-5 выглядел так же.
Василий Бородчук, директор по маркетингу, «Эльдорадо»
Подготовку к праздничному сезону мы начали еще летом – с изучения потребительских настроений и предпочтений. Мы очень успешно начали новогоднюю компанию, и планируем ее закончить в конце января.
В качестве маркетинговых инструментов мы активно использовали гарантированные подарки, розыгрыши и скидки для наших покупателей. Поскольку цены на товары сейчас на рынке выровнялись, дополнительные бонусы за покупку (подарки, сервисы и т.п.) стали одним из основных драйверов продаж. Одной из «изюминок» в этом году, которая очень понравилась покупателям, была акция о возврате денег за покупку. Всем покупателям в один случайный день в декабре – январе месяце мы возвращаем деньги за покупку.
В этот новогодний период все ждут какого-то чуда. И мы для наших клиентов подготовили маленькое чудо – при покупке в магазине «Эльдорадо», покупатель получал подарок.
В этом году очень сильно увеличился «отрыв» покупок смартфонов и телевизоров от остальных групп. У нас топ-5 продаж выглядит так: смартфоны, телевизоры, планшеты, ноутбуки, фотоаппараты. Лидеры по падению относительно прошлых лет – фотоаппараты и ноутбуки.
В бытовой технике изменений больше. Из 5-ки лидеров «ушли» холодильники и стиральные машины (6 и 9 место в этом году). В прошлом и позапрошлом году бесспорным лидером из бытовой техники по количеству покупок были мультиварки, однако сейчас уже видно, что рынок практически насытился, и они занимают 4-ю строку. Топ-5 продаж бытовой техники у нас такой: фены и приборы для укладки волос, чайники, блендеры, мультиварки, пылесосы, утюги.
Сергей Ерошов, начальник управления розничных и интернет-продаж, «Фокстрот»
В сентябре мы разработали план мероприятий подготовки к «высокому сезону» – операционных, маркетинговых, план закупок, увеличивалась численность персонала, был пересмотрен график работы розничных магазинов, чтобы всем покупателям было удобно совершать покупки после работы.
В декабре 2015 года, по сравнению с декабрем 2014 года, наблюдалось падение продаж в гривне до 20 %. И примерно на треть — в количестве проданных товаров. Если сравнивать с данными декабря 2013 года, то падение в гривне было небольшим из-за роста цен за 2014-2015 гг, а вот в штуках падение очень значительное — около 50%.
Покупатели сейчас становятся все более рациональными, они оптимизируют свои затраты и более тщательно планируют свой бюджет. Поэтому покупка дорогостоящих товаров совершается, но значительно реже, чем прежде, ведь круг высоко платежеспособных людей сузился. В большинстве случаев, дорогие покупки – лишь как замена вышедшей из строя техники.
Из-за существенного роста цен за последний год, покупатели переключаются либо на менее технологичные товары, либо на более «дешевые» бренды. Мы заметили, что снижение покупательской способности связано с ростом коммунальных платежей. Сейчас украинцы, прежде всего, тратят деньги на еду, потом — на платежи и, если что-то осталось, то на одежду, технику и т.д.
В этому году сильно выросли продажи в кредит – в декабре 2015 года их доля выросла в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.
Мы запустили «ярмарку невиданных скидок». Это рекламная кампания с предложениями по очень выгодным для покупателей ценам – скидки до 60% с 24 по 27 декабря. Акция показала высокий результат.
В «Фокстроте» лучшая пятерка самой продаваемой электроники осталась такой же, каки в прошлом сезоне: телевизоры, смартфоны, планшеты, ноутбуки и фотокамеры. В бытовой технике также практически без изменений, разве что мясорубки несколько утратили свои позиции. Лучше всего покупались в этом году стиральные машины, холодильники, пылесосы, мультиварки и встраиваемые духовки.