Атака клонов: как защитить фирменный стиль компании и наказать нарушителя

Атака клонов: как защитить фирменный стиль компании и наказать нарушителя

27.04.2016 09:00
  1271
Микола Маранчак

В Украине крайне пренебрежительно относятся к правам на торговые марки и другие объекты: только за первое полугодие 2015 года ГФС зафиксировала почти 1400 нарушений прав интеллектуальной собственности.

Украина уже не раз возглавляла так называемый «Специальный отчет 301» неблагонадежных стран в обеспечении эффективной правовой охраны интеллектуальной собственности, который ежегодно составляют в США. Несмотря на то, что в 2015 году статус Украины изменили с «приоритетной страны» на «страна под первоочередным наблюдением», об успешной борьбы с пиратством и защитой торговых знаков говорить пока рано. В ситуации с ритейлом вопрос остается как никогда острым. Можно даже не подозревать, что кто-то пытается нажиться на достижениях компании и узнаваемости бренда.

b12924ddafa04d09d7316572b7db868f_01В такой ситуации побывало много известных компаний: пародии на Coca-Cola или Nike трудно даже перечислить. И изобилие продукции с названиями Abibas, Adidos и Adibas – лишь вершина айсберга. Достаточно напомнить о поразительном сходстве по внешнему виду и звучанию названия появившейся в 2009 году сети McFoxy и американского бренда McDonald’s.

Успехи сети оказались привлекательными и другим желающим паразитировать на имени бренда — в 2016 году в Киеве появилась доставка продукции Mсcdonald’s на дом, тариф которой начинается от 75 грн. Бонусом на сайте предлагают возможность заезда курьера «в магазин за сигаретами или пивом (плюс 35 грн к тарифу)». При этом настоящий McDonald’s вообще не предоставляет услуги доставки еды на дом или в офис, не говоря уже о торговле пивом и сигаретами.

«McDonald’s в Украине не осуществляет доставку и не имеет никакого отношения к сайту http://makdostavka.com.ua, — прокомментировали RAU в пресс-службе компании. — Незаконное использование торговых марок, названий и изображений продукции, которые принадлежат McDonald’, является примером нарушения прав интеллектуальной собственности компании. В подобных случаях мы оставляем за собой право на решение вопросов относительно незаконного использования названий или изображений, принадлежащих корпорации, предусмотренными законами методами».

Другой пример: конфликт сетей общественного питания за бренд «Вареничная «Победа». Торговая марка, концепция заведений и оригинальный фирменный стиль принадлежали крымскому ООО «Стародавній Херсонес» ресторатора Вадима Гакала. В 2013 году в Киеве появились несколько ресторанов под названием «Вареничная «Победа», причем интерьер помещений, шрифты и дизайн вывесок совпадали до мелочей. Напомним, что за нарушение прав интеллектуальной собственности в Украине предусмотрена уголовная ответственность, и только открытие уголовного дела вынудило плагиаторов изменить название на «Вареничная «Катюша». Впрочем, характерное оформление зала, меню и общая концепция ресторанов остались идентичным изначальным вареничным «Победа». фирменный стиль

вареничная катюща и победа

Как писало информационное агентство РБК-Украина со ссылкой на главу Ассоциации франчайзинга Украины Андрея Кривоноса, этот франчайзинговый скандал стал крупнейшим в истории современной Украины.

allo-01-615x416

Иногда копии магазинов и других торговых точек появляются и вне юрисдикции Украины. В прошлом году в так называемой ДНР появился интернет-магазин, который мошенники выдавали за Allo. Владельцы клона использовали не только дизайн оригинального сайта, но и фирменные логотипы и баннеры акций. Случай получил широкую огласку и в марте 2016 года сайт изменил оформление, а в апреле и вовсе перестал работать. При переходе по ссылке htt(s)://allo-online.ru, появляется надпись, что «работа сайта временно приостановлена». В самой компании Алло заявляют, что никакого отношения к сайту не имеют, как и к любой торговле на временно оккупированных территориях Донбасса.

кофе хауз double coffeeЭти примеры не единичны. Есть ситуации, которые не разрешаются годами: например, тотальное сходство стиля сети Кофе-Хаус с Double Coffee или пиццерий Папа Джон и мирового бренда Papa Johns.

А вот случаев наказания плагиаторов в Украине практически нет. Хотя отечественное законодательство предоставляет бизнесменам достаточно возможностей для защиты своих прав, главное: их знать и уметь применять на практике.

Комментарий юриста: как защитить бренд от незаконного использования

Татьяна Гусарова, юрист ЮФ GOLAWТатьяна Гусарова, юрист ЮФ
GOLAW:

На законодательном уровне в Украине фирменный стиль компании не определен как отдельный объект права интеллектуальной собственности. Однако самостоятельными объектами права интеллектуальной собственности являются такие элементы фирменного стиля компании и товаров (услуг), как торговая марка (знак для товаров и услуг) и промышленный образец, которые чаще всего и становятся объектами злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Фирменный стиль, разработанный компанией для определенного объекта, может быть указан в отдельном авторском произведении, например, в случае разработки дизайна и оформления интерьера ресторана или магазина и т.п. Объекты интеллектуальной собственности должны быть надлежащим образом зарегистрированы. Право собственности на промышленный образец удостоверяется патентом, на торговую марку — свидетельством Украины на знак для товаров и услуг, а регистрация авторского права на произведение подтверждается свидетельством о регистрации авторского права.

В случае обнаружения компанией-правообладателем неправомерного использования ее торговой марки, произведения или промышленного образца, нужно зафиксировать нарушение и направить правонарушителю письменное требование о прекращении неправомерного использования объекта права интеллектуальной собственности. Таким способом будет документально зафиксировано нарушение, что может быть использовано при дальнейшем решении спора. фирменный стиль

Если правонарушитель продолжает незаконное использование, следующий шаг — защита прав и интересов компании-правообладателя в судебном порядке. При этом в суде вместе с требованием о прекращении неправомерного использования, правообладатель может дополнительно потребовать, например, изъятие товаров, изготовленных с нарушением его прав, и уничтожения таких товаров, а также возмещение убытков.

Кроме того, учитывая, что фирменный стиль формирует имидж и деловую репутацию компании на рынке, еще один способ защиты интересов правообладателя: обращение с заявлением о недобросовестной конкуренции в Антимонопольный комитет. Такое заявление может быть подано в течение шести месяцев со дня, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав. Из практики можем отметить, что органы АМКУ достаточно серьезно относятся к рассмотрению дел о недобросовестной конкуренции, а значительный размер штрафных санкций может подтолкнуть нарушителя к прекращению неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности. фирменный стиль

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка