
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Директор по маркетингу METRO Украина Оксана Куликова о возрождении бренда сети METRO в Украине, борьбе со стереотипностью мышления и выборе правильных каналов коммуникации.
В интервью порталу l-a-b-a.com Оксана Куликова рассказала о бренд-маркетинге и составляющих успешного бренда, а также о том, почему сперва нужно выстроить бизнес, а после создавать бренд.
О задачах в METRO
В METRO я работаю два года. До моего прихода в компанию маркетинг был, как мы называем, транзакционным — коммуникация акционных предложений, у бренда с клиентами не было эмоциональной привязки.
В основе коммуникации — печатные каталоги горячих предложений. Все это — не про бренд и стратегию, конечно, а скорее про поддержку бизнеса.
Моей задачей было диджитализировать этот бизнес. Компания понимала, что каталоги — устаревший канал коммуникации, он не релевантен для клиентов и требует больших бюджетов на оформление.
Изначально меня брали для настройки каналов коммуникации. Но когда я пришла и увидела, что у компании нет маркетинг-стратегии, взялась за нее.
И обнаружила, что позиционирование сильно размылось, клиенты не понимали идеи бизнеса и не воспринимали основные месседжи компании.
Поэтому сперва нужно было изменить продукт и вернуть клиентов, а после стараться выстроить с ними коммуникацию.
1. Сперва посмотрели исследование, опросы клиентов и обнаружили, что у всех есть стереотипы и заблуждения о компании. Конечный потребитель не воспринимал наши акции и скидки, так как считал, что «METRO – не для меня».
Многие думали о необходимости карточек, покупке больших упаковок и так далее — в итоге коммуникация проходила впустую.
2. Далее мы определили свою целевую аудиторию с помощью портретов клиентов, историй покупок, crm-системы и исследований. Также мы посмотрели исследования покупателей по всей Украине и определили нашу аудиторию и ее потенциал.
3. Проанализировали миссии покупок наших клиентов. Поскольку магазины находятся в отдаленных частях города, клиенты приезжают на машинах и делают покупки на неделю, месяц вперед. Это значит, что средний чек в нашем магазине будет заведомо выше, чем в остальных.
К нам не забежишь за пакетом молока, чаще можно встретить компанию, которая скупает ящики вина к большому мероприятию.
4. Определили наши сильные стороны — продукты высокого качества по оптовой цене, доступной каждому, например, кофе Lavazza, шоколад Ritter Sport, паста Barilla.
5. Начали искать инсайты и барьеры клиентов, которые перестали ходить в нашу сеть. Мы стали работать с исследовательскими компаниями и проводить опросы фокус-групп. Проводили внутреннее исследование удовлетворенности клиентов — теперь мы знаем, по каким критериям нас ценят высоко и чего клиентам не хватает.
6. Разработали коммуникационную стратегию «Опт для всех», с которой массировано вышли на рынок и придерживаемся во всех каналах внешней и внутренней коммуникации.
Бренд — это то, что влияет на потребителя в выборе именно вашего продукта. Он позволяет «застолбить» место в голове клиента. То есть, когда тот зайдет в магазин, то купит именно ваш продукт благодаря сильному бренду.
Бренд — это всегда выполнять свои обещания на высоком уровне и удовлетворять ожидания клиента, быть качественным, экологичным и прозрачным.
Определение узнаваемости бренда, потребление и лояльность — это показатели его эффективности. Если большинство людей знают ваш бренд — это успех. Далее исследуйте характеристики бренда. Узнайте, за что его любят и чем он ценен для покупателей.
В бизнесе важно не строить бренд, а правильно выстраивать ваш продукт или сервис. Предположим, вы открыли кофейню. У вас должен быть уникальный кофе и лучший уровень сервиса. Если через какое-то время вы увидели, что продажи растут, значит, ваш бизнес успешен.
Далее вы можете принять решение масштабировать бизнес: именно тогда зарождается бренд. На этом этапе важно придумать визуальную айдентику: хороший логотип компании и название. Написать «сторителлинг» создания и использовать его во всех каналах коммуникации.
На любом этапе создания бизнеса не игнорируйте мнение вашего потребителя. Учитывайте его, следите за отзывами и давайте фидбек.
В маркетинге очень важна репутация. Если вы не будете реагировать на негатив, слухи о вашем бренде разлетятся быстрее молнии. Поэтому проблемы нужно решать быстро.
Избегайте заносчивости. Есть компании, которые дорастают до определенного уровня и расслабляются. Не останавливайтесь на достигнутом. Развивайтесь дальше. Следите за рынком, конкурентами и отзывами потребителей. Хуже всего — почивать на лаврах.
Бренд-маркетинг — это работа с правильным донесением сообщения, мотивацией клиента купить ваш товар, созданием эмоциональной привязки и лояльности к вашему продукту или сервису.
Это и ваш логотип, упаковка, стиль коммуникации, и ваш персонал, его вид, стиль общения, и самое главное — ваш продукт.
Качественный ли ваш продукт? Оправдал ли он ожидания потребителя? Что в нем уникального? Почему он важен потребителю? Демонстрирует ли он ценности вашей компании?
Коммуникация украинских брендов в продуктовом ритейле с клиентами единая у всех — цена и продукт. Курица, сок, памперсы — по самой низкой цене.
Мало кто использует эмоциональный подход к клиенту, выстраивает коммуникацию на несколько лет вперед, работает с брендом своей компании.
Нельзя точно определить, стали вы брендом или нет. Бренд — это долгосрочная история, и измеряется она бизнес-показателями: продажами, рыночной долей, ростом из года в год и капитализацией бизнеса.
И, конечно же, мнением вашего потребителя. Если он вас любит, то и продажи растут.
Коммуникация зависит от вашей целевой аудитории. Диджитал становится вторым — а для молодежи первым по значимости — каналом коммуникации после телевидения, с помощью которого можно достучаться до своей аудитории.
Тренды этого года среди каналов коммуникации — мобильный маркетинг, мобильные приложения и персонализация сообщения. Бренды должны предлагать клиенту то, что ему действительно интересно.
Вокруг слишком много информации, поэтому люди читают только самое важное. Только персонализированная коммуникация может достучаться к вашему клиенту.
За рубежом уже используют искусственный интеллект, виртуальную реальность, скоро этот тренд придет и к нам. А пока у нас популярны короткие видео-форматы, live-включения в фейсбуке, инстаграме.
Источник: l-a-b-a.com
Читайте также —
Людмила Міщенко, ЕКО маркет: Будемо активніше просувати бренд в інтернеті