Ювелирный дом SOVA: Сейчас не время толерантно относиться к ущербу
Сколько магазинов потеряла сеть SOVA из-за российской агрессии, как в компании сокращают расходы для продолжения работы и как изменился спрос на ювелирные украшения в военное время.
RAU пообщалась с командой ювелирного дома SOVA. В компании рассказали об изменениях, которые претерпел бизнес ритейлера за почти три месяца войны и как компания решает текущие проблемы.
— Насколько война заставила перестраивать процессы компании, ее принципы развития и взаимодействия с партнерами?
– Изменения произошли значительные. На время мы были вынуждены остановить работу полностью. Некоторые из наших магазинов уничтожены, повреждены или находятся на временно оккупированной территории. Значительная часть работников были вынуждены покинуть свои дома. Остановились производство и логистика. Снабжение товара стало невозможным, а перемещение значительно усложненным. Посещаемость сайта упала в 14 раз, а продажи на 98%.
Таким был эффект первых недель. Но мы быстро поняли, что мы должны возобновлять работу, чтобы иметь возможность платить налоги и выплачивать заработную плату и таким образом поддерживать работников.
С середины марта начали возобновлять деятельность там, где это возможно. Открывали магазины с учетом соображений безопасности и ситуации в регионах. Таким образом, возобновили работу около 70% сети. Но ситуация постоянно меняется. Например, на этой неделе мы прекратили работу торговой точки в Одессе в результате разрушения ТРЦ. Также мы приняли решение о возобновлении деятельности производства. Выполнили подготовительные действия и запустили работу.
— Сколько магазинов вернулись к работе и удалось ли сохранить всю сеть, несмотря на военные действия агрессора?
– По состоянию на 11 мая 2022 года в сети SOVA работает 25 торговых точек из 45. За актуальной информацией работающих магазинов можно следить в соцсетях бренда. К сожалению, в результате вражеских обстрелов мы лишились трех торговых точек: ТРЦ ПортCity, Мариуполь; ТРЦ Fabrika, Херсон; ТРЦ Nikolsky, Харьков. Еще две повреждены: ул. Сумская, 69, Харьков; ТРЦ Retroville, Киев. Приостановлена работа магазина в Одессе в ТРЦ Riviera.
— Как изменился спрос на товары в вашей сети?
– С началом войны спрос на ювелирные украшения в сети SOVA снизился почти вдвое. Теперь клиенты более целенаправленно посещают наши магазины. Нынешняя ситуация очень похожа на первые месяцы пандемии. Обычно выбирают лаконичные изделия из низкого и среднего ценового сегмента.
— Какую примерно долю ассортимента пришлось сократить или изменить?
– В общем ассортимент остался без изменений. До 5% ассортимента украшений временно недоступны из-за вынужденной паузы на производстве, которое находится в Киеве.
— Насколько изменились логистические процессы в компании?
— Мы провели определенное переформатирование работы, усилили контроль. Но базовые элементы остались без изменений. В последние несколько недель ситуация выравнивается. Критических проблем с логистикой нет.
— Сейчас многие компании сокращают второстепенные расходы, чтобы удержать бизнес. Какие меры вы предпринимаете?
– Основной вопрос это договоренности с арендодателями. Абсолютное большинство с пониманием относятся к ситуации и предоставляют скидки. Но есть и те, кто не в полной мере понимает новые реалии. Такие магазины мы закрываем. Сейчас не время толерантно относиться к ущербу.
Сокращения расходов произошли по всем статьям. В том числе заработная плата работников. К сожалению, у нас нет возможности выплачивать заработную плату всем работникам в полном объеме. В марте и апреле произошло незначительное сокращение численности работников. Меньше 10%. В мае также будут сокращения персонала. Часть этих сокращений происходит органически. Есть те, кто выезжают за границу и не планируют возвращаться или меняют регион или направление деятельности. Одновременно с сокращением мы продолжаем нанимать новых работников. На должности, не закрываемые внутренним резервом, мы привлекаем новых работников. За последнее время на работу принято 15 работников. Это стилисты-консультанты и администраторы магазинов.
— Это повлияет на развитие сети?
– Несмотря на сокращение расходов, принято решение о дальнейшем развитии. Мы уже согласовали и готовим открытие новых магазинов и планируем продолжить развитие сети. Также, планируем и дальше расширять возможности нашего производства. Готовим выход новых коллекций.
— Работает ли онлайн-направление и по какому принципу?
– Мы запустили интернет-магазин в середине марта. В процессе обновления мы перестраивали нашу модель работы и логистики и гибко реагировали в зависимости от ситуации. Сначала мы выдавали заказы из магазинов и отправляли заказы с предоплатой. Затем постепенно вернули к нашим услугам заказ с наложенным платежом (но с ограничениями на сумму до 10 000 грн). Общий тренд онлайн-направления — це постепенное восстановление трафика с умеренным ростом количества заказов.
— Есть ли у вас какие-либо проблемные вопросы с арендодателями? Какие именно?
– В марте проблемная ситуация возникла с ТРЦ Sky Мall. Руководство ТРЦ отказалось предоставить арендаторам доступ к их торговым точкам и товарным остаткам, требуя арендную плату за март. Впоследствии ситуацию удалось разрешить и вывезти товар.
— С какими трудностями сталкиваетесь и какие пути их преодоления?
— Главное ограничение – это безопасность. Мы не можем возобновить работу там, где это небезопасно. Значительным фактором является выезд многих работников с места жительства. Это нужно учесть при открытии торговых точек. Но в данной ситуации положительное влияние оказывает лояльность работников. Абсолютное большинство готово возвращаться и выходить на работу. Отдельно возник вопрос непрерывного поступления всего необходимого для производства. Эти вопросы еще в работе.
— Поделитесь опытом волонтерской деятельности вашей сети.
– В первые дни войны компания SOVA перечислила 1,5 млн грн в поддержку украинских военных и с начала противостояния помогает обеспечить всем необходимым территориальную оборону. Сотрудники SOVA занимаются волонтерской деятельностью в разных городах Украины. Члены команды задействованы в совершенно разных сферах помощи – логистика, фасовка продукции, доставка продуктов и лекарств нуждающимся, первая медицинская помощь, плетение сеток и прочее.
Читайте также