Иван Чивкин, Антошка: Тренды в ритейле — что это и почему важно за ними следить
Директор по операциям и развитию Антошка Иван Чивкин в своем telegram-канале Miratem рассказал о формировании трендов, их разновидностях и роли в ритейле, а также как их можно применять в своем бизнесе. RAU публикует главные мысли эксперта.
Много факторов влияет на выбор клиентов: качество сервиса, сезонность, цена, качество товара и услуг, тренды и тому подобное. Тренды — это еще один инструмент влияния на спрос, который делает мир услуг и продаж ярче и интереснее.
Маркетологи, категорийные менеджеры, HR-специалисты и все-все вокруг изучают тренды и должны учитывать их в своей работе. Тренды нужно отслеживать постоянно. Рынок меняется быстро. Об успешном бизнесе можно забыть, если не меняться согласно трендов. Но стоит помнить, что тренды — это не волшебная таблетка, которая мгновенно все улучшит и поднимет продажи.
Как появляются тренды
В крупных компаниях есть специальные подразделения, которые отвечают не только за отслеживание, но и за создание новых трендов. Это и есть люди, которые творят наше с вами будущее. Удел меньших бизнесов — внимательно отслеживать и вовремя перенимать эти тенденции. Но есть и исключения: многочисленные стартапы и гениальные решения, которые могут прийти в голову любому.
Какие бывают тренды
Мы говорим о будущем, когда говорим о трендах. Это эволюция бизнеса, поэтому надо быть гибкими. Рынок всегда меняется. Тренды можно условно разделить на три группы:
- Краткосрочные
- Долгосрочные
- Циклические
Также есть глобальные тренды — мегатренды. Они в основном взаимосвязаны между собой и влекут за собой изменения в экологических, социальных и экономических сферах. Мегатренды меняют стиль жизни людей и оказывают большое влияние на бизнес.
Что именно влияет на современные тренды
Существуют такие глобальные изменения в мире товаров и услуг, касающиеся каждого человека:
- Технический прогресс. Уверен, что не стоит объяснять, как за последние 20 лет изменился мир. На рынке постоянно появляются новые современные гаджеты, умные устройства и тому подобное. Взять ту же компанию Apple и дышащие ей в затылок китайские корпорации, которые регулярно выпускают все более и более технологичные устройства.
- Персонализация. Сейчас все больше и больше клиентов ждут не просто новое и модное, а то, что выделит их из толпы и сделает уникальным. Это касается и непосредственно товаров/услуг, и способа взаимодействия бизнеса и клиентов. Взять те же персонализированные рассылки в мессенджерах или чат-боты в соцсетях: особый и эксклюзивный подход для человека сверхважен.
- Автоматизация. Все меньше действий приходится делать вручную и меньше времени тратится на то, что раньше могло занять часы или дни. Чего стоит только приложение «Дія», которое является сейчас образцом для многих стран мира. Тренд автоматизации можно и нужно применять в продажах.
- Любовь к комфорту. Почти все мы хотим облегчить себе жизнь и получать от нее максимум удовольствия и кайфа. И это тоже можно использовать себе во благо: искать и продавать те товары и услуги, которые обеспечивают людям комфорт.
Где брать идеи для трендов и как тестировать
- Занимайся исследованиями. Исследования проводить необходимо с помощью сбора информации: посещай выставки и конференции не только в своей отрасли, но и другие смежные и межотраслевые.
- Смотри на зарубежный опыт высокотехнологичных компаний, где будущее уже наступило и собирай информацию у конкурентов, поставщиков, бизнес-сообществ и т.д.
- Читай зарубежные профильные СМИ и блоги.
- Анализируй свой опыт и опыт клиентов. Спрогнозируй реакцию своих клиентов на новый товар. Почитай, что пишут о новых товарах иностранные пользователи. Учти ошибки, которые допускал ранее при введении чего-то нового.
- Понимай и придумывай. Используй инструменты, которые помогают отследить и понять спрос. Например, эксперты также рекомендуют использовать кривую Гартнера, где каждый год прописывают тренды на год вперед. А еще она помогает понять, на какой стадии развития уже есть существующий тренд.
- Ищи способ быстро и дешево протестировать свою идею. Попробуй протестировать жизнеспособность своей идеи с помощью Amazon, eBay, Allegro и т.д. Сделай простой лендинг и посмотри на трафик. Используй прототип (черновую реализацию своей идеи) и привлекай свое окружение к тестированию и обсуждению.
- Обращай внимание на сезонность и важные события. За несколько месяцев до начала сезона начинай отслеживать новые тенденции, чтобы успеть определиться с выбором, закупить товар, настроить рекламу и т.д. Следите за важными событиями в мире и вокруг. Таким образом ты одним из первых узнаешь о модных трендах и новинках.
Самые перспективные направления, где постоянно появляется что-то новое
- Книги, игры и фильмы. Каждый год много новинок — отслеживай самые популярные и предлагай их покупателям. Важно предлагать лучшее и то, что подходит именно для твоей целевой аудитории.
- Одежда и обувь. Ведущие дизайнеры каждый год выпускают новые коллекции. Твоя задача — отслеживать тенденции. Если, грубо говоря, весь Париж оденется этим летом в прозрачные и блестящие платья — сделай так, чтобы в ассортименте твоего магазина похожие модели тоже были.
- Компьютеры и гаджеты. Недостаточно просто смотреть ассортимент ведущих компаний и знакомить с ним своих клиентов. Много информации о современных трендах можно найти на компьютерных форумах, где общается целевая аудитория: программисты, простые пользователи и тому подобное. Если многие из них в восторге от недавно вышедшей модели — можно задуматься о ее приобретении и продаже у себя.
- Софт (программное обеспечение). Программы постоянно обновляются — будь в курсе событий. Чего стоит только искусственный интеллект.
В завершение о трендах
Люди любят все новое, и им интересно, что предложат сегодня. Регулярное обновление ассортимента — отличный способ поддерживать интерес к твоей работе у постоянных клиентов, мотивируя их возвращаться снова и снова.
Большинство трендов идет к нам из западных стран. Пока украинские потребители только осваивают новый товар или услугу, многие в мире уже этим пользуются. Это отличная возможность узнать об отзывах реальных клиентов до того момента, когда ты примешь решение это заводить на рынок Украины.
Тренды сильно влияют на маркетинг, рекламу и PR бизнеса. Ты должен знать, чем клиент живет сегодня и что он хочет завтра. Это позволяет правильно выстраивать рекламную коммуникацию с ним.
Лучший способ поймать тренд — иметь огромное количество идей и постоянно их тестировать.