Максимум товаров и услуг в одном месте: как Епіцентр покоряет сегмент за сегментом

Максимум товаров и услуг в одном месте: как Епіцентр покоряет сегмент за сегментом

31.05.2024 08:45
  351
Валерія Байда

Епіцентр – это уже давно не о строительстве. Как компания входит в индустрию ТРЦ, планирует захватить сегмент бытовой техники, развлечений и рынок АЗС.

В материале Forbes о том, как за 20 лет компания Епіцентр покорила не только сегмент товаров строительства, а заходит на рынок девелопмента, энергетики, логистики и развлечений. RAU публикует основное из материала.

Планируя свой первый магазин в начале нулевых, супруги Александр и Галина Герег равнялись на французский строительный гипермаркет Castorama, затем вдохновлялись ритейлерами Walmart и Home Depot. В Епіцентр образца 2023 года продается более 4 млн товаров – от еды до цемента, а на стройматериалы и товары для ремонта приходится чуть более 20% выручки. В большую войну группа почти не сбавила инвестиционные обороты, сумма CAPEX за последние два года – 14,2 млрд грн, и 90% из них – собственные средства компании. На следующие шесть лет в планах вложить 120–150 млрд грн в развитие и строительство проектов в отраслях ритейла, производства, агропромышленности, логистики и e-commerce.

О том, как развивался Епіцентр

За свою историю Епіцентр менял бизнес-модель по крайней мере четыре раза, а все из-за окружающих проблем. Экономический кризис 2008 года дал толчок появлению новых товаров для дома, декора, подарков и детских товаров. События 2014 побуждали к развитию агробизнеса и онлайн-торговли, эпидемия COVID дала толчок продовольственному ритейлу и новым shop-in-shop форматам, а полномасштабная война с россией – девелопменту и энергетическому бизнесу.

Как говорят Гереги, исходили от потребностей клиента. К середине 2010-го под крышей Епіцентр уже было четыре десятка тематических отделов. С 2018 года их начали выделять в отдельные магазины с собственным дизайном, вывесками и позиционированием. В 2020 году этот формат был поставлен на поток, что улучшило показатели торговых центров.

Бизнес-модель Епіцентр – максимум товаров/услуг в одном месте, отмечает аналитик и основатель аналитического ресурса ShareUaPotential Тарас Винтерко.

О формате shop-in-shop

В некоторых нишах формат shop-in-shop завоевал лидерство. И вместе с не обновленными отделами бытовой техники и электроники имеют 71 торговую точку и занимают 55 000 кв. м. А это выводит компанию Епіцентр в топ-5 среди сетей бытовой техники и электроники по количеству магазинов.

Также компания активно развивается в сегменте мебели, где в сети фактически 40 магазинов общей площадью 100 000 кв. м. «Сама компания оценивает свою долю где-то в 20% рынка, но это без учета рынков и «серых» торговцев мебелью в регионах. Объективно доля Епіцентр – примерно 15% в офлайн и около 10% в онлайн», – говорит член правления Украинской ассоциации мебельщиков и основатель интернет-магазина Mebelok Святослав Амелин.

Герега считает, что, если тематические магазины Епіцентр не будут под его крышей, они все равно будут жизнеспособны. Такие эксперименты начались еще в 2020 году, когда магазин Галереї Деко открыли в столичных ТРЦ Dream и Retroville. И как говорит директор направления Деко, сейчас ищут новые локации для дальнейшего развития, в том числе и за пределами Киева.

В 2020 году по этому же пути пошел магазин детских товаров E.Pic. Еще планируется выход за пределы гипермаркетов магазинов Mon Chéri, которые предлагают товары для красоты, а также еще не имеющего названия проекта с товарами бытовой химии и личной гигиены, рассказывает директор одноименного департамента Виктор Шабунин. Эксперты скептически относятся к тому, что большинство shop-in-shop Епіцентр смогут двинуться в самостоятельное плавание.

В частности, Виктор Шолошенко, эксперт по развитию ритейла, бывший маркетинг-директор сети Цитрус говорит, чтобы  разместиться рядом с Цитрус, Allo или Comfy нужно поискать точки дифференциации и превзойти уже существующий уровень клиентского опыта. Однако добавляет, что сеть может быть успешной в региональных ТЦ, где будет единственным арендатором.

Несмотря на то, что эксперты маркетинга критикуют Епіцентр за олдовый бренд-стиль, странные названия отделов, дизайн торговых залов и запутанный клиентский опыт, компания за 20 лет активно растет, и потеряв в войну 10% магазинов, все равно работает с прибылью.

Уже в 2023-м Епіцентр вернулся на траекторию роста, выручка превысила довоенную более чем на 10 млрд грн и достигла 71,6 млрд грн (вместе с Нова лінія, которую приобрели в 2013-м).

О собственных ТРЦ

Сейчас во Львове дорабатывается концепция третьего этажа и компания планирует запустить два ТРЦ в Киевской области, которые не будут называться Епіцентр , а будут иметь собственные названия, в частности, Green Gallery и Bucha Gallery. Для этих проектов Гереги наняли на должность руководительницы департамента развития ТРЦ бывшую топ-менеджерку консалтинговых компаний Cushman & Wakefield и JLL Екатерину Весну. В ее портфолио – известные ТРЦ: ЦУМ, Victoria Gardens, Spartak, Проспект, Караван.

ТРЦ Green Gallery, площадью 53 000 кв. м строится на месте Нова Лінія в Чабанах и будет иметь посторонних арендаторов. Также помимо привычного набора магазинов сети Епіцентр, там будет развлекательный центр, а 9000 кв. м площадей будет отдана в аренду. Второй комплекс Bucha Gallery общей площадью 97 000 кв. м строится вместо разрушенного Епіцентр в Буче и будет иметь 15 000 кв. м для посторонних арендаторов.

Наполнение сторонними арендаторами идет по плану, уверяет Екатерина Весна. По подписанным предварительным договорам в ТРЦ Green Gallery, открытие которого запланировано на июль, занято уже 72% площади галереи, а в ТРЦ Bucha Gallery — 47% (открытие — декабрь 2024-го).

О покорении других сегментов

В 2020-м, в разгар эпидемии COVID, Гереги запустили свой продуктовый Food Market. И сейчас открыто уже 24 Food Market. А еще есть аграрное направление, которое компания развивает с 2016 года и которое, по словам Гереги, составляет более трети бизнеса группы. В настоящее время это 166 400 га и 1,5 млн кв. м элеваторов. «Мы перешли к реализации третьего этапа развития – производство из сырья конечного продукта. К примеру, биотоплива, кормов, масла и т.д. Когда сделаем, доля агро в бизнесе достигнет 50%», – говорит Герега. Агрохолдинг строит индустриальный парк «Вуглецево-нейтральний Еко Агро Хаб Поділля «Городок» в Хмельницкой области, где планирует перерабатывать собственную агропродукцию. В 2023 году выручка напрямую достигла $307 млн, доля переработки – 26%.

Также у группы большое производство керамической плитки и керамогранита. В начале 2021 года было открыто два завода – в Калиновке (Киевская область) и Калуше. Они вошли в состав компании Epicentr Ceramic Corporation. В 2023 году Епіцентр также экспортировал 800 000 кв. м плитки в 25 странах мира. Также группа представлена ​​компанией Осмолода по деревообработке.

Кроме всего вышеперечисленного, Гереги развивают собственную логистическую компанию, в работе проекты по строительству биоэтаноловых заводов и солнечных электростанций на 3 млн кв. м, открывает свои парки развлечений Epiland и собственную сеть почтоматов.

О дальнейшем развитии

Новация 2024 — топливный ритейл и новый формат магазина возле дома Епіцентр Express, площадью 300-350 кв, г. В марте 2024 года открылось два маркета на левом берегу Киева, один — во Львове, а в Ровно уже ищут сотрудников.

Более чем на десятке парковок возле сети Епіцентр уже есть зарядные станции для электромобилей Е1. Forbes стало известно, что Епіцентр ищет сеть АЗС для поглощения. «Мы активно работаем над этим проектом», — подтверждает Герега.

А к 2030 году у группы должно быть восемь крупных ТРЦ с посторонними арендаторами и 50 новых традиционных Епіцентр плюс более 1000 центров выдачи заказов по маркетплейс. Общие площади ритейлера должны увеличиться вдвое и превысить 4 млн кв. м. «План – за следующие 20 лет довести количество Епіцентр в Украине минимум до 500», – утверждает Александр Герега. А еще из интересного, основатели Епіцентр Гереги любят символические цифры и являются поклонниками нумерологии. К примеру, крупнейший магазин за пределами Киева был открыт на западной окраине Львова в 10 часов 10 минут 10 сентября 2022 года.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка