Солнечные панели на крышах магазинов: опыт Эпицентр, Novus и Сильпо
Блэкауты и рост цен на электроэнергию дали четкое понимание ритейлерам, что нужно искать дополнительные возможности для обеспечения торговых точек электроэнергией. Novus, Эпицентр и Сильпо уже установили СЭС и делятся своим опытом – пишет Forbes. RAU предлагает ознакомиться с главным из статьи.
О целесообразности установления СЭС и окупаемости
Novus инвестировал в солнечные станции около 4,9 млн грн. Пройдя тестовый период, компания выяснила, что проект окупится через 3,5 года. Об этом сообщил директор департамента разработки и контроля внутренних стандартов Павел Будюков.
«Мы на пике работы СЭС перекрываем 95% своего летнего потребления», – делится он.
Подобный срок окупаемости СЭС и у Эпицентр. Сеть гипермаркетов установила 10 тысяч солнечных панелей на крышах 5 ТЦ в Киеве и Виннице, общей мощностью 6 МВт. Для внедрения этого решения поменяли старую кровлю на новую из-за большого веса панелей: 60-70 кг на кв. м крыши. Об этом сообщает операционный директор Эпицентр Максим Шеремет.
Работа СЭС позволит удовлетворить около 30% потребностей ТРЦ, а выбросы в атмосферу СО2 будут до 2 млн т меньше в год, говорит директор направления «Электротехника» Эпицентр Ангелина Бурлакова. В Эпицентр не говорят суммы инвестиций в СЭС, но это примерно до $2 млн (1 кВт установленной мощности – примерно $500). Такой подсчет сделал Сергей Проненко – основатель компании Solar Garden, продающей СЭС частному бизнесу.
Сильпо имеет пока один супермаркет с 664 панелями (с ноября 2020 года), каждая из которых генерирует до 0,4 кВт⋅ч электроэнергии. С момента запуска магазин потребил около 406 МВт, произведенных собственной электростанцией.
Зачем ритейлерам солнечная энергия
С подорожанием электроэнергии коммунальные платежи уже составляют третью по величине статью расходов после заработных плат и арендной платы. Об этом говорит Марина Сергиенко, генеральный директор сети КОЛО.
К тому же, по мнению директора департамента разработки и контроля внутренних стандартов Novus Павла Будюкова, наблюдается тенденция, что еще 3-5 лет, и в Украине будет такая же стоимость электроэнергии, как в Европе.
Вполне логично, что ритейлеры ищут способ для экономии.
Также как показывает опыт Novus, не только собственные СЭС, но и энергосберегающие практики помогают в этом вопросе. Можно снизить потребление электроэнергии на 20%, модернизировав системы отопления, вентиляции и кондиционирования.