Инна Мирошниченко, ЭКО маркет: Мы стратегически решили работать до последнего там, где это еще возможно
Сеть ЭКО маркет – одна из немногих, что продолжает работать в прифронтовых городах, при этом поставляя товар в магазины собственными силами. Как налажена работа маркетов и почему компания не уходит из опасных районов.
Сеть ЭКО маркет – один из старожилов украинского продуктового ритейла. За 20-летнюю историю компании ритейлер смог построить сеть из более чем 130-ти магазинов, стабильно входит в топ-10 продуктовых сетей Украины по количеству торговых точек и товарообороту. Однако полномасштабная война кардинально изменила все. Как меняется ЭКО маркет в соответствии с требованиями времени, почему продолжает работать в зоне боевых действий и не собирается закрывать магазины, в интервью RAU рассказала Инна Мирошниченко, президент ЭКО маркет.
— Недавно Forbes Украина написал, что ЭКО маркет – едва ли не единственная национальная торговая сеть, почти все торговые точки которой в районах боевых действий продолжают работать. Сколько маркетов и в каких прифронтовых областях работают?
— На данный момент времени ЭКО маркет в районах боевых действий и потенциально небезопасных приграничных территориях — это более двух десятков магазинов в Николаевской, Донецкой, Сумской, Черниговской областях. Как бы странно не звучало, но точную цифру назвать тяжело, так как ситуация очень динамична, и работа каждого магазина зависит от текущей ситуации в конкретном населенном пункте.
— Почему приняли такое решение: это экономика или социальная ответственность?
— Отвечая на этот вопрос, хотелось бы начать с того, что работа любого бизнеса в текущих условиях военных действий в стране с целью обеспечения населения продуктами питания и товарами первой необходимости ̶ прежде всего предупреждение гуманитарной катастрофы в этих регионах. А есть ли там какая-то «экономика», лучше всего демонстрирует количество желающих работать в подобных условиях.
— В связи с объявленной массовой эвакуацией из Донецкой области и вполне вероятной эвакуацией из других «горячих регионов» рассматриваете ли возможность закрытия магазинов или будете работать «до последнего»?
— С самого начала агрессии мы приняли несколько важных решений, которые определяют нашу работу до текущего момента. Во-первых, все ключевые руководители компании не поддались панике и не покинули страну, тем самым сумели «удержать» ситуацию в первые дни и показали личный пример в первую очередь линейному персоналу магазинов. Во-вторых, мы стратегически решили работать до последнего там, где это еще возможно и открываться одними из первых там, где это уже возможно, конечно же с учетом рисков для персонала и покупателей. Примером этого являются магазины сети в Сумской и Черниговской областях, где персонал героически открывал магазины в период шествия колонн техники агрессора в направлении Киева; и Ирпеня, и Бучи, которые открылись одними из первых в регионе после деоккупации.
Что касается Донецкой области, то до 24 февраля там работало семь магазинов- Краматорск, Константиновка, Бахмут, Покровск, Мирноград; на данный момент осталось пять.
— Как обеспечиваете доставку товаров в торговые точки Донецкой области? Подключаете дистрибьюторов и поставщиков или везете самостоятельно?
— С началом активных боевых действий практически полностью прекратились поставки в прифронтовые магазины поставщиками, ранее отгружавшими продукцию напрямую. Сейчас все обеспечение магазинов Донецкой области происходит централизованно из РЦ под Киевом. Для минимально необходимого обеспечения магазинов региона товаром нужно выполнять не менее двух рейсов в неделю большегрузной машиной. Хотя это в разы меньше, чем полгода назад, но ни один из логистических операторов, с которыми мы работаем, не может выполнить этот заказ – никто не решается систематически ехать по этому маршруту. Поэтому сейчас эту доставку выполняем собственным транспортом благодаря двум водителям, работающим в паре и дважды в неделю идущими на этот без преувеличения героический поступок.
— Как в принципе поменялась логистика компании с 24 февраля? Как решали проблемы во время дефицита топлива, как перестроили процессы?
— Начиная с 24 февраля, вся логистика в стране претерпела кардинальные изменения, связанные с массой проблем, с которыми отечественный ритейл столкнулся в первый раз. В нашем случае, произошло перераспределение части поставок на маркеты из РЦ под Киевом на поставки со второго РЦ в Луцке, который в силу своей географии в период боев под Киевом был более безопасным. Мы начали самостоятельно доставлять новые для своей логистики категории, например, молочную продукцию, которая требует особых температурных условий и поэтому ранее доставлялась напрямую поставщиками. Проблемы с топливом, естественно, были, как и у всех, но с учетом критической важности нашего бизнеса все наши партнеры всегда шли навстречу в этом вопросе. Как пример, не можем не отметить компанию ОККО, которая, узнав о нашей работе в прифронтовых городах Донбасса и доставке туда своими силами, предложила безвозмездно обеспечить нас топливом для этих рейсов.
— Сколько всего ЭКО маркет сейчас работают, и из скольких? Были случаи разрушения, разграбления магазинов, остались ли торговые точки на временно оккупированных территориях?
— На данный момент в сети работают 125 магазинов из 135 до начала агрессии. Основные потери приходятся на закрытые магазины на оккупированных территориях на юге: Херсон, Новая Каховка.
— Во сколько оцениваете убытки сети с начала войны?
— Очень тяжело ответить на этот вопрос, во-первых, в силу большой динамичности ситуации. Второй момент, а по какому курсу гривни к доллару считать потери и на какой момент времени? К примеру, как реально сейчас оценить потерю собственного ТЦ в Херсоне с учетом оккупации города? Мы решили детально заняться этим вопросом после победы.
— Многие украинские производители оказались в оккупации, или были вынуждены остановить работу. Чем замещаете эти товары?
— Начать хотелось бы с того, что большинство поставщиков, с которыми мы сотрудничали в феврале этого года, работают с нами и на текущий момент, за что им отдельное спасибо, так как работать сейчас на довоенных условиях не можем ни мы, ни поставщики. И главное здесь было договориться на новых взаимовыгодных условиях, что мы и сделали. Те же категории, которые нельзя купить в Украине, импортировали собственными силами ̶ в основном это, конечно, соцтовары и товары первой необходимости: бакалея во всем ее разнообразии, напитки, та же соль и т.д.
— Пришлось ли вам пересматривать ценовую политику? Если да – то на какие товары и в каком размере?
— Несмотря на общий рост цен в стране за последнее время, что вызвано инфляционными процессами, наша норма наценки на многие товары не просто не изменилась, а иногда даже уменьшилась в связи с введением законодательного регулирования цен на социально значимые товары, которые в ассортименте нашей сети занимают большую долю продаж.
Также, был период, когда мы, как и весь рынок, отказались от промо просто потому, что в тот момент ни у нас, ни у поставщиков не было возможности и ресурсов обеспечить акционную активность. На данный момент промо возобновлено.
— Какие колебания траффика вы отмечаете? Насколько изменился средний чек: по сумме, количеству SKU, потребительской корзине. Есть ли различия по регионам?
— Первые месяцы весны наблюдались тенденции к общему росту среднего чека по всем регионам страны и росту количества покупателей в западных регионах, что логично с учетом выезда большого количества населения из зон боевых действий и желанию запастись впрок в условиях неопределенности. На данный момент можем констатировать, что этот дисбаланс в сторону западных регионов уменьшается и средний чек, хотя и больше «довоенного», но это причина роста цен, а не увеличения потребления. Единственный регион, где количество чеков идет все время по нисходящей ̶ восточный регион, что является следствием продолжающихся активных боевых действий.
— Расскажите о волонтерских инициативах ЭКО маркет: что сейчас делает компания.
— Как часть социально-ответственного системного бизнеса в стране, мы с первых дней войны не стоим в стороне и помогаем как ТрО и ВСУ, так и просто окружающим нас людям, которые в этом сейчас крайне нуждаются. Наша компания финансировала закупку тактической экипировки для Бориспольской военной администрации и покупку холодильного оборудования для военного госпиталя. А магазин в Буче во время оккупации использовался сотрудниками-волонтерами как пекарня, так как это была единственная возможность обеспечить население бесплатным хлебом во время блокады населенного пункта. В августе мы будем проводить благотворительную акцию, в рамках которой планируем собирать средства для помощи женщинам и девушкам, пострадавшим в результате боевых действий. Сейчас мы совместно с ГО «ДЕСПРО» и UKRAINIANHUB сотрудничаем в рамках сбора продовольствия в магазинах сети для временно перемещенных лиц.
Читайте также –
Топ-менеджеры ЭКО маркет: Эффективность мы будем искать внутри себя