Игорь Ковалев, Ашан Украина: Планируем до конца года открыть еще минимум четыре торговых точки в городах-сателлитах или в Киеве
Руководитель отдела развития Ашан Украина Игорь Ковалев об открытии первого магазина сети в Ирпене, стратегических планах компании и реализации довоенных замыслов.
Игорь Ковалев в сфере недвижимости более десяти лет. Занимался развитием как fashion, так и продуктового сегмента. Работал с такими международными сетями как Billa, Hugo Boss, Esprit, Peacocks и другими, занимался созданием и развитием сети электрозарядных станций в компании DTEK.
Последний год Игорь развивает сеть Ашан Украина. Это время включает пандемию, а затем — полномасштабную войну. Казалось бы, о каком развитии может идти речь в таких реалиях? Однако за 2021-22 год Ашан Украина окончательно освоила новый для себя концепт — магазинов у дома Ашан Pick up Point и открыла 17 объектов в этом формате. Ашан не оставляет планов на большие открытия. Что именно ждать от ритейлера, в интервью RAU рассказал руководитель отдела развития Ашан Украина Игорь Ковалев.
— Недавно компания возобновила свое развитие – вы открыли первый магазин в Киевской области, а именно, в Ирпене. Почему именно этот регион?
– Для нас это на уровне миссии. Действительно, этот регион экономически перспективен, но сейчас для нас это больше о социальном вкладе, чем о бизнесе. Эти территории потерпели значительные разрушения во время войны. И мы хотели внести свой вклад в восстановление региона. Люди ведь постепенно возвращаются домой. По последней информации, количество населения Ирпеня уже достигло 75% довоенной цифры. И задача бизнеса – восстановить жизнь на этих территориях. В частности, наша задача как ритейла – дать людям доступ к продуктам. А еще открытие Ашан Pick up Point – это сигнал для других европейских компаний инвестировать в этот город.
— Сложно ли заходить в новый для себя регион?
— Многие жители Ирпеня – наши давние клиенты. Львиную долю ирпнинцев принимал наш гипермаркет Ашан Беличи. Сейчас покупателям из Ирпеня трудно добраться до Киева, поэтому мы решили сами прийти к клиентам. Конечно, это меньший формат, но у Ашан Pick up Point можно заказать доставку с нашего сайта. Там клиент имеет выбор более 55 000 позиций.
— Планируете открытие других магазинов в этом регионе и в каких форматах?
– Планируем открыть еще минимум четыре торговых точки в городах-сателлитах или в Киеве до конца года. Сейчас трудно что-либо сказать конкретно, ведь ситуация в мирных городах напрямую зависит от ситуации на фронтах. Поэтому мы рассматриваем несколько вариантов своего развития: короткий — если война закончится до конца 2022 года, и долгий — если боевые действия в Украине продолжатся. Скажу главное: компания готова инвестировать в Украину и ее восстановление. И это, на мой взгляд, самое важное.
— В каких форматах планируются новые открытия? Ведь, скажем, площадь Pick up Point в Ирпене несколько больше, чем вы выбирали для этого формата раньше.
– До войны формат наших Pick up Point был 50-100 кв. м. Мы ставили задачу партнерам и риэлторам искать именно такие помещения. 130 кв. м. – это допустимое решение, без существенного влияния на доходную или расходную части. Нам очень понравилось помещение, потому позволили немного нарушить привычные стандарты.
— Раньше вы анонсировали открытие крупных магазинов во Львове. На какой стадии сейчас довоенные замыслы?
– От Львова мы точно не откажемся. Территория, которую мы выбрали, была «заморожена» в начале войны, там не происходило никаких работ. Недавно мы возобновили переговоры с арендодателями. Они тоже адаптировались к условиям войны и желают сделать новый концепт.
— У вас также есть земля в Одессе, на которой вы планировали возводить торговый центр. Как обстоят дела с этой территорией?
— В Одессе у нас есть земельный участок, но сейчас не лучшее время для инвестиций в него. Идеи, что делать с ней после войны и в каком формате, обсуждаются внутри компании. Этот вопрос сейчас находится в пассивно-рабочем состоянии, чтобы после победы сразу начать реализацию этого проекта. Сам по себе регион приоритетен. Также готовы к сотрудничеству с заинтересованными инвесторами на этом этапе.
— Сколько сейчас магазинов Auchan в Украине? Сохранили ли все объекты от разрушений и вынужденного закрытия?
— Всего у нас 43 магазина: 22 гипермаркета, четыре супермаркета и 17 Ашан Pick up Point. К сожалению, четыре магазина сейчас не работают. Ашан Фонтанка в одесском ТРЦ Ривьера был разрушен российской ракетой 9 мая. Два магазина в Харькове мы временно закрыли сами, чтобы не подвергать клиентов и работников опасности. Один из них также испытал разрушения. А недавно после решения суда по ТРЦ Ocean Plaza мы были вынуждены закрыть наш магазин в этом торговом центре. Но надеемся, что в ближайшее время мы сможем возобновить работу всех этих магазинов.
— Легко ли сейчас найти свободные торговые площади?
– Дефицит качественных торговых площадок был и будет всегда. Понятно, что сейчас ничего не строится. Но компаний, которые имеют возможность развиваться в военное время, меньше, чем предложения. Потому выбор есть. Следует отметить, что владельцы совсем иначе реагируют на ставки.
— Какая ситуация сейчас с арендаторами и клиентами в ваших торговых центрах?
– В марте бизнес перешел в стадию ожидания. С мая рынок адаптировался и начались массовые открытия магазинов. В частности, наши киевские ТЦ Ашан Rive Gauche и Ашан Черниговская сейчас заполнены предпринимателями на 90%.
— Как много международных компаний готовы продолжать сотрудничество с украинским рынком?
— Предприниматели возвращаются на те объекты, которые были успешными к началу войны. С международными компаниями ситуация более сложная. Puma, например, готова работать только там, где есть бомбоубежища. Но понятно, что их наличие не зависело от арендодателей до войны. А компании IKEA и McDonald’s видят в бизнесе во время войны слишком много рисков.
— Расскажите о магазине в ТРЦ Ocean Plaza. Есть ли какие-либо прогнозы по возобновлению его работы?
– С начала войны этот магазин практически не прекращал свою работу. Фактически мы были единственным крупным арендатором, который продолжал там работать. У нас не было каких-то специальных условий. Все это время администрация торгового центра не выходила с нами на связь. Однако накануне, от представителя ТРЦ Ocean Plaza, мы получили уведомление о полном закрытии торгового центра. Утром, 25 июля, охрана позволила нашим сотрудникам зайти в магазин. Мы смогли вывезти часть товара. Но для клиентов ТРЦ закрыт, поэтому Ашан на Лыбидской не работает. Надеемся, временно.
— В каком направлении вы планируете работать во втором полугодии 2022 года?
— Продолжим договариваться с арендодателями о взаимовыгодном сосуществовании. Сейчас времена взаимных компромиссов. Где-то уступаем мы, где-то уступают нам. Мы против того, чтобы арендатор не платил аренду, опираясь на форс-мажор. Но арендодатели тоже должны учитывать нынешнюю ситуацию, что сейчас другие времена. Также в июле мы пролонгировали контракты с Dragon Capital по поводу наших составов на следующие пять лет.
Что касается развития сети, то во втором полугодии активно будем искать места для новых Pick up Point, локации с минимальными инвестициями для развития больших форматов. Как арендодатели планируем восстанавливать свои торговые центры, запускать там новые услуги. Чтобы клиенты Ашан после посещения наших магазинов могли воспользоваться другими сервисами, например, химчисткой. Это направление, по моему мнению, очень важно именно сейчас – во время военных действий, когда твой привычный довоенный шоппинг в любой момент может быть прерван воздушной тревогой. Поэтому клиент пытается совершить один выезд из дома и успеть охватить максимум покупок и услуг.
В общем, второе полугодие, надеемся, станет более результативным для бизнеса. Украинцы – нация, которая умеет работать при любых условиях. Но, безусловно, все будет зависеть от ситуации на фронте.
Читайте также
Гарик Корогодский, ТРЦ Dream: Война не время демократии, везде должен быть старший