Евгений Пятак, Meest International: Как меняется индустрия вместе с запросами клиентов почтовых услуг
Директор по продажам и развитию бизнеса Meest International о почтовой логистике в пандемию, новых трендах и вызовах в почтово-логисничном бизнесе.
В колонке для Lb.ua директор по продажам и развитию бизнеса Meest International Евгений Пятак рассказал о третьей буме на рынке почтовой логистики и его последствия, которые проявляются в виде новых трендов и вызовов. RAU публикует главное из материала.
Мы все больше ценим время и комфорт — и технологии только помогают в этом. Теперь нам не нужно ходить в кассы за билетами, переводить деньги в банке и даже находиться в офисе, чтобы выполнять работу. Наши запросы по почтовым услугам также меняются: километровые очереди в отделениях и двухнедельная доставка — уже в прошлом. А будущее — это доставка изо дня в день к почтомату рядом с домом. И оно уже близко.
От первых этапов глобализации до интернета
Рынок почтово-логистических услуг — среди наиболее динамично развивающихся. Как и многие другие, он тоже подвергается изменениям на фоне всемирных событий, и часто именно они форсируют его развитие.
Впервые серьезный рост спроса на почтово-логистические услуги произошел в 1990-х годах и в основном было связано с экономическими трудностями в ряде постсоветских государств и эмиграцией тех, кто в поисках лучшей жизни отправлялся на заработки в другую страну. Именно тогда была создана глобальная компания Meest — основной ее целью стала почтово-логистическая связь между Канадой и Украиной, а вся доставка была ориентирована в основном на диаспору.
Вторая волна глобального расширения рынка приходится на «нулевые». С развитием интернета начала активно развиваться электронная коммерция. Особый бум пришелся на Восточную Европу. Все больше потребителей начали активно использовать сеть и присоединялись к клиентам первых интернет-магазинов.
Это заставило действующих игроков почтово-логистической сферы искать новые форматы и расширять перечень услуг, которые они могли предложить потребителям. Например, Meest в 2007 году одним из первых операторов завел в Украину доставку из международных онлайн-магазинов. В этом был определенный риск, но именно этот вызов и эксперимент изменили сервис компании и превратили ее из небольшой службы доставки для диаспоры в глобальную группу компаний, объединяющую Украину и целый мир.
Пандемия
Третий бум на рынке почтовой логистики произошел в 2020 году — с началом пандемии объем рынка e-commerce стал расти с удвоенной скоростью. За прошлый год количество B2C-посылок в Евросоюзе достигло 10 млрд — это был новый рекорд. В условиях «нормального» развития рынка уже в 2025 году этот объем составил бы более 20 млрд посылок в Евросоюзе и Великобритании, и примерно 40 млрд — до 2029 года. Но учитывая, что темпы роста Covid-19 все еще непредсказуемы, можно предположить, что коронавирус ускорит процессы на 4-6 лет.
Всем игрокам рынка уже сегодня нужно внимательно изучить ожидания своих потребителей и предложить клиентам те сервисы, которые будут им полностью соответствовать. Как показывают собственные исследования Meest, есть две важные тенденции с точки зрения ожидания интернет-покупателей касательно доставки:
- Предсказуемость — поскольку электронные покупатели получают все большее количество посылок, предсказуемость доставки является для них ключевым фактором. Например, у нас в Meest приложение имеет трекинг посылок, пользователь может в любой момент отследить, где находится его заказ и какой у него статус.
- Скорость — это обязательное условие, особенно это стало актуально с увеличением заказов товаров первой необходимости, приобретенных в интернете во время пандемии. И хотя доставка на дом все еще остается основным приоритетом в ряде стран, партнерские отделения, расположенные в удобных местах ежедневного пользования (магазины, аптеки, заправки и тому подобное) уже занимают второе место среди ожиданий европейских интернет-покупателей.
Новые тренды
Одно из главных направлений, развитие которых ускорила пандемия, — это доставка в отделения (PUDO) и почтоматы. Например, сейчас доставке в почтоматы предпочитают 85% интернет-покупателей в Эстонии и половина в Литве и Латвии. Кроме того, доставка «вне дома» распространена в скандинавских странах, Франции, Германии и Польше — примерно 40% посылок доставляют именно в отделения и почтоматы.
Мы в Meest уже много лет развиваем свои сети отделений и почтоматов. Сегодня в Украине их насчитывается 4500 и 1500 соответственно. А во всем мире действует более 86 000 пунктов приема, собственных и партнерских. С начала пандемии мы увидели серьезный рост доставки в почтоматы — в пиковые периоды весны 2020 года объем посылок увеличился на 40%. И эти показатели стабильно растут до сих пор.
Есть несколько факторов, чем пункты «вне дома» выигрывают у других способов доставки:
- Удобство. Почтоматы в основном работают круглосуточно, а отделения-до позднего вечера. Клиентам не нужно «подгонять» свой день под работу пунктов, можно прийти в удобное время.
- Близость. Почтоматы и отделения расположены в пешей доступности от дома: в популярных продуктовых сетях, магазинах электроники, книжных лавках и на заправках.
- Выгода. Доставка в отделения и почтоматы во многих случаях является самой дешевой среди альтернатив.
- Скорость. Отделения и почтоматы обеспечивают доставку изо дня в день. Например, в Киеве в Meest работает доставка за пять часов — если принести посылку в отделение или вложить в почтомат до 11:00, то она придет адресату в тот же день.
Вызовы
Несмотря на стремительный рост, пункты «вне дома» все еще требуют дальнейшего развития. Так, только 5 из 28 стран Евросоюза достигли показателя в 10 пунктов на 10 000 человек. И если переносить эту планку на Украину, то наша страна пока тоже не может похвастаться достаточным количеством отделений и почтоматов.
Лидер направления — Финляндия. Здесь установлено 20 пунктов на 10 000 человек. По плотности расположения отделений лидируют Финляндия, Словения и Чехия. А по почтоматам — Эстония, Финляндия и Дания.
Если брать во внимание динамику — темпы роста объемов посылок и пунктов приема, а не статистические показатели плотности, то к следующему «почтовой бума» на все 100% готовы только четыре страны — Польша, Чехия, Эстония и Латвия.
Что будет дальше
Чтобы отвечать запросам современного мира, почтовые операторы должны серьезно инвестировать в развитие своих сетей «вне дома». И на этом этапе сомнений, что компании пойдут на такой шаг, нет. Большинство операторов, среди которых DPDgroup, PostNL, PostNord, Posti, Deutsche Post (DHL) и, собственно, Meest, уже расширяют или планируют расширять сети почтоматов.
Это-часть стратегии по уменьшению доли адресной доставки, которая проигрывает отделениям и почтоматам по скорости и даже экологичности. Кроме того, развитие сетей отделений и почтоматов сейчас — главный способ масштабировать бизнес.
На этот тренд также будут влиять и внешние факторы. По оценкам McKinsey, количество доставок «последней мили» (от склада непосредственно к почтоматам или отделениям) в городе через десять лет увеличится почти на 80%. К этому же времени гораздо популярнее станет доставка изо дня в день — ее количество вырастет на 20-40%.
В целом сегодня перспективы отделений и почтоматов являются многообещающими. Их удобство будет только расти-чем больше станет пунктов, тем ближе они будут к конечному пользователю. Кроме того, пункты «вне дома», как ожидается, останутся самой выгодной опцией как для операторов, так и для клиентов.
Наконец, не стоит игнорировать и экологический фактор. Отделения и почтоматы наносят меньше вреда окружающей среде, чем другие способы доставки. Благодаря тому, что доставка осуществляется до централизованных пунктов, расположенных близко друг к другу, автомобилям не нужно ездить по дополнительным маршрутам — соответственно, генерировать дополнительные выбросы.
Читайте также —