Трансформация кадровой политики ритейлеров во время войны – кейсы Свій Маркет и SOVA
Во время RAU-вебинара «Аналитика рынка труда в области ритейла» HR-директор сети Свій Маркет Анна Заднепрянная и HRD ювелирного дома SOVA Александр Сильченко рассказали об организации HR-процессов во время военного положения, взаимодействии с командами и способах коммуникации относительно вынужденных шагов.
HR-директор «Свій Маркет» Анна Заднепрянная
Наша продуктовая сеть находится на западе Украины. Во время войны у нас произошла трансформация наших целей, поскольку до войны мы ориентировались на продажу франшизы и масштабирование бизнеса.
Однако 24 февраля мы все проснулись в новой реальности, поэтому мы должны были создать своему персоналу стабильность и гарантии безопасности как работодатель.
Мы не сокращали штатные единицы. Напротив, мы расширяли некоторые магазины, поскольку понимали, что некоторым работникам тяжело работать в постоянном напряжении, выходить на работу после воздушных тревог и взрывов.
У нас произошла трансформация целей, и мы сделали ставку на безопасность и гарантии для своих сотрудников. Приходившие к нам кандидаты ждали горизонт стабильности от нас. Поэтому мы разработали инструкции по работе в условиях войны.
Мы поняли, что офис – это надежный тыл, который может помочь нам двигать бизнес и обеспечить работу в торговых точках, чтобы на полках были продукты, а на кассе – работали люди.
Для своих работников мы очертили четкие гарантии, объясняли планы на сейчас и на несколько дней вперед. Мы заверили их, что если они боятся, если не могут выйти на работу прямо сейчас из-за опасности, их никто не уволит. За ними останется закрепленное рабочее место, и они могут рассчитывать на нас как на лояльного работодателя. Мы осознали, что на время войны для нас самое главное – это лояльность работников. Ведь лояльные работники могут обеспечить работу компании в условиях постоянного стресса.
Нашими главными трансформационными изменениями стали: стабильность, безопасность работников и гарантии как работодателя.
HRD SOVA Александр Сильченко
Пандемия коронавируса научила нас еще в 2020 году общаться с командой онлайн и оперативно решать все вопросы. Для общения у нас есть общие чати и профильные чаты для общения по определенным направлениям.
Одна из наших ценностей – говорить обо всем честно и открыто. Поэтому мы с самого начала войны откровенно говорили обо всех принимаемых решениях, куда мы идем, что происходит в компании. Также честно мы коммуницировали о непопулярных решениях, которые мы вынуждены были принять. Для нашей корпоративной культуры это очень важно, и мы продолжаем делать это ежедневно.
Мы пережили несколько этапов перестройки кадровой политики:
- На первом этапе сразу после начала войны мы принимали решение исключительно о безопасности нашей команды.
- Второй этап начался после запуска первого магазина во Львове 13 марта. На этом этапе мы пытались восстановить работу наших магазинов, держа в фокусе безопасность наших сотрудников. Мы коммуницировали этот период как этап выживания, когда нашей главной задачей было сохранить работу команды и по возможности всем выплатить заработную плату. Мы разделили сотрудников на три категории: те, кто работал в магазинах; частично занятые сотрудники; сотрудники без занятости. Для каждой категории была соответствующая оплата труда. И размер выплат сотрудников зависел от успеваемости работы наших магазинов. В результате, у нас получилась хорошая командная работа и радость от полученных достижений. Это позволило нам сохранить команду и заплатить тем, кто не имеет возможности работать;
- Сейчас начался этап эффективности бизнеса в условиях военного времени. Мы решаем: как будем работать прямо сейчас в условиях войны, поскольку война продолжается, а нам необходимо работать, чтобы платить налоги, чтобы наши сотрудники могли больше зарабатывать и помогать армии.
Если перевести эти этапы на цифры, то в марте мы выполнили план на 8%, а уже в апреле – на 48%. И если сравнивать эти результаты с прошлым годом, это минус 22% по работающим магазинам. В общей сложности из 67 магазинов у нас открыто 38 торговых точек, то есть мы понемногу двигаемся вперед.
Первый покупатель во львовском магазине, который мы первым открыли после начала войны, купил у нас обручальное кольцо на помолвку. Жизнь продолжается, люди женятся, рожают, празднуют. Наша продукция помогает отвлечься от проблем и болезненной реальности. И это мотивирует нас работать.
Читайте также —
HR у воєнний час: 4 сценарії та 3 поради як зберегти лояльність співробітників та бренд роботодавця