
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Прошлый год запомнился не только открытием новых торговых центров и выходом международных брендов на украинский рынок, но и рядом громких скандалов. Среди участников: Цитрус, Good Wine, Stylus и другие.
Различных факапов и фейлов в отношениях с потребителями, персоналом и партнерами немало практически у любого ритейлера. Человеческий фактор никто не отменял, а своеобразное чувство юмора, непродуманные рекламные кампании, двусмысленные фразы и отсутствие чувства меры часто вызывает приступы гнева. Разнообразные скандалы возникают с незавидной периодичностью.
Но даже учитывая это, количество разнообразных хайповых историй в 2018 году превысило все разумные меры: многие крупные сети в той или иной мере столкнулись с осуждением общественности. Редкий месяц обходился без событий, бурно обсуждавшихся в соцсетях. RAU вспомнила самые громкие негативные истории прошлого года.
Пик этого конфликта пришелся на середину года, хотя начался он еще в январе. Известный одесский ресторатор Алекс Купер в кофейне Yellow Place (входит в структуру компании Good Wine) попросил добавить воды в двойной эспрессо, приготовленный для его беременной жены. Вполне невинная просьба вызвала необъяснимо жесткую реакцию со стороны сотрудника кофейни.
Поскольку Алекс – не только известный ресторатор, но и достаточно популярный блогер, он немедля описал ситуацию у себя на страничке в Facebook. В комментариях маркетолог Yellow Place Надежда Савенкова поддержала сотрудника кофейни и категорически заявила, что их компания никогда не будет готовить американо. Некоторое время в комментариях продолжалась перепалка, но потом все утихло. Ни одна из сторон никакого репутационного или иного ущерба не понесла.
Но уже в апреле маркетолог представила на своей странице все в том же Facebook фирменные носки Yellow Place с принтом «Бісиш мене», и прозрачно намекнула, что предназначены они жене Алекса Купера. Подпись к фото: «Носки обо всем, что бесит: холодные дни, пробки на Бессарабке, горячая водичка в эспрессо». А также «носки для одной девушки из Страны Чудес». Хинт: жену Купера зовут Алиса.
Скриншот: mc.today
Пост прошел незамеченным, никто особо на него не реагировал. До июня, когда он попался на глаза Куперу. Реакцию ресторатора и его жены было несложно предсказать: возмущение и гневные посты. Большинство пользователей поддержали супругов, посчитав, что Савенкова, Yellow Place и Good Wine в данном случае «перегнули палку». Рейтинг страницы компании быстро «уронили» до единицы, а также оставили много негативных комментариев. Впрочем, достаточно долго ни компания, ни Надежда никак на это не реагировали, Good Wine только подчеркнул, что не имеет никакого отношения к высказыванию своего сотрудника. Но при этом убрал оценки страницы и возможность комментировать публикации.
Угомонить Facebook-сообщество и уладить конфликт удалось только после публичных извинений Надежды Савенковой перед Купером и его супругой. Первый скандал года получился на славу.
Пожалуй, самый громкий скандал прошлого года. Что характерно – его корни также уходят в первый месяц 2018-го. Киевлянка Виктория Графская в январе сдала iPhone 6S в ремонт в сервисный центр Цитрус и узнала, что техника восстановлению не подлежит. Как уверяли клиентку в центре, перенести со смартфона данные и другую информацию невозможно, и придется отправить гаджет «для утилизации в Китай». Стоимость неисправного устройства была зачтена при покупке нового iPhone.
Однако уже в марте Виктории начали звонить неизвестные с требованиями передать пароли от аккаунтов, угрожая иначе выложить личную информация с теоретически безнадежно испорченного смартфона. Впоследствии выяснилось, что сотрудник сервисного центра Цитрус, сговорившись с еще несколькими лицами, продавал якобы неисправные смартфоны на рынке.
Но самое удивительное во всей этой истории – поведение руководства сети.
Скриншот: mc.today
В конце концов нечистые на руку сотрудники, и б/у-телефоны с неясной историей – далеко не новость на украинском рынке. А вот чтобы компания с уважаемым брендом повела себя настолько непредсказуемо… Сначала генеральный директор Цитрус Виталий Кузнецов на специально собранной пресс-конференции не отрицал вину сети, и обещал разобраться, а также компенсировать убытки. Но другие сотрудники компании в это же время то угрожали Графским судом за клевету, то отзывали претензии. Что именно происходило внутри компании – совершенно неясно, но пользователи соцсетей не раз обращали внимание на неопределенность позиции, и трактовали ее однозначно: Цитрус не считает себя виноватым и не хочет компенсировать моральный и материальный (напомним, Виктории сказали, что iPhone восстановлению не подлежит, и ей пришлось покупать новый) ущерб. И сделали вывод, что для сети абсолютно нормально, когда ее сотрудник приторговывает гаджетами «на стороне».
Последствия скандала достаточно серьезные: так, Виталий Кузнецов вскоре после него ушел в отставку с поста генерального директора компании. Официально отставка никак не связана со скандалом, но поверить в это достаточно сложно. Решить вопрос с обиженными потребителями удалось только в июне. Причем за закрытыми дверями: информация о том, на каких условиях конфликт был улажен, так и не появилось
Поздно вечером 1 июня неизвестные в масках заблокировали входы в киевский ТЦ Магелан на проспекте Глушкова, и объявили о смене управляющей компании. ТЦ захватили представители Сбербанка, заявил тогда юрист Магелана Андрей Лошаков. Спор между компанией Анатолия Юркевича и украинским филиалом Сбербанка России длится уже не первый год. Группа Юркевича не смогла своевременно погасить кредит, взятый в российском госбанке, и финучреждение начало процедуру взыскания заложенного имущества. Среди которого чистился и столичный ТЦ Магелан. Украинский бизнесмен не спешит передавать контроль над спорным объектом.
После очередного заседания Верховного суда, который не стал запрещать отчуждение залоговой недвижимости, и произошел силовой захват торгового центра. Арендаторов уведомили о необходимости перезаключить договора с новым собственником, а якорный арендатор комплекса – гипермаркет Ашан – на несколько дней приостанавил работу из соображений безопасности.
По крайней мере на время управление Магеланом перехватили банкиры, но Анатолий Юркевич старается восстановить статус-кво. Любопытно, что по данным СМИ, как только конфликт будет улажен и установлено право собственности на здание, ТЦ Магелан может приобрести крупнейшая инвесткомпания Украины Dragon Capital. Инвестбанкиры уже присматривались к спорному объекту, но потом решили отложить покупку до окончания судебных процессов.
Это первый случай в прошлом году, когда дело дошло до рукоприкладства. Вкратце история выглядит следующим образом: Роман Рыбальченко купил в магазине Stylus электронную книгу Kindle Paperwhite. Но попытка привязать ее к аккаунту Amazon не удалась, и покупатель заподозрил, что книга может быть ворованной. Попытка диалога с собственником Stylus Андреем Карпюком закончилась дракой. При этом Роман утверждал, что оппонента не спровоцировал, а Андрей, в свою очередь, считал себя правым и говорил об агрессивности, нецензурной брани со стороны покупателя и называл все происшествие «спланированной провокацией».
Но общественное мнение было не на его стороне: большинство пользователей соцсетей однозначно поддержало Романа. Тысячи комментариев с негативом в адрес Карпюка и Stylus.ua, сотни репостов продемонстрировали интерес Facebook-сообщества к хайповой теме.
Сам интернет-магазин поспешил дистанцироваться от проблемы. «Это не относится к полю деятельности нашей компании. Роман Рыбальченко – наш клиент, и он всегда для нас прав», — написали в Stylus.ua.
Уже не так важно, чем в итоге закончился скандал, и на каких условиях оппонентам удалось найти компромисс (и удалось ли вообще). В любом случае, теперь у большинства пользователей первая ассоциация со Stylus.ua будет не с покупкой или сервисом, а с безобразным инцидентом и поведением основателя компании.
6 июля несколько десятков представителей националистических движений Січ и Свобода блокировали вход в Ocean Plaza, подожгли дымовые шашки и фальшфейеры.
Заявленная причина акции: протест против российского бизнеса в Украине. Представители праворадикальных организаций хотели обратить внимание, что несмотря на длящуюся уже четыре года войну с Россией, аннексию Крыма и многочисленные санкции, российский бизнес продолжает работать в Украине. В данном случае мишенью радикалов стал ТРЦ Ocean Plaza, принадлежащий компании ТПС Недвижимость. Один из совладельцев ТПС Недвижимость – Лилия Ротенберг, дочь близкого к Путину российского олигарха Аркадия Ротенберга.
Противостояние продолжилось в ноябре: 27 числа националисты снова блокировали работу ТРЦ, а 29-го объявляли о его захвате.
«ТПС Недвижимость», по данным игроков рынка, уже некоторое время ищет покупателя на украинский актив, в частности, писали об интересе к центру со стороны инвесткомпании Dragon Capital. Но пока договориться о продаже Ocean Plaza не удалось. В феврале этого года сменилась управляющая компания ТРЦ, что может быть одним из сигналов о готовности русских инвесторов отойти от дел.
По результатам проведенных проверок Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины (ГСЧС) обратилась в суд с иском о закрытии более 100 торговых центров и гипермаркетов из-за нарушения правил пожарной безопасности. В ходе проверок соблюдения правил пожарной безопасности было выявлены более 167 000 нарушений в местах массового пребывания людей: в ТРЦ и ТЦ, супермаркетах, школах и дошкольных заведениях, больницах и так далее. В частности, в Киеве Госслужба по чрезвычайным ситуациям просила приостановить работу универмагов Украина и Детский мир, торгово-развлекательных центров Sky Mall, New Way, Магелан, Атмосфера, Домосфера, Квадрат – Гната Юры и двух ТРЦ Аркадия. В Днепропетровской области «под раздачу» чиновников угодили ТРЦ Солнечная Галерея и ТЦ Эпицентр К в Кривом Рогу, ТЦ Billa в Никополе, ТРЦ Дафи, Мельница, Вавилон и Городок в Днепре.
Масштабные проверки мест массового скопления людей в Украине начались после трагедии 25 марта в российском Кемерово, когда пожар в ТРЦ Зимняя вишня унес жизни 64 человек.
Но громкие требования ГСЧС так и не привели к закрытию проблемных объектов. Или суд не поддержал позицию госслужбы, или собственники ТРЦ смогли оперативно устранить самые вопиющие нарушения.
Первый месяц осени запомнился очередным витком борьбы за право собственности на львовский ТРЦ Victoria Gardens. Инвесткомпания Dragon Capital, купившая самый большой торгово-развлекательный центр Западной Украины в 2018 году, заявила о продолжающихся попытках рейдерского захвата комплекса.
В июне 2017 года группа мошенников подделала документы о передаче права собственности на 100% уставного капитала в ООО «Феникс-Капитал» (тогдашний владелец ТЦ Victoria Gardens площадью 104 000 кв. м) по цене в 100 000 грн. Незаконность указанных действий была подтверждена в ходе многочисленных судебных процессов и криминальных производств. В ноябре того же года Хозяйственный суд Львовской области признал поддельный договор купли-продажи недействительным. Соответствующее решение не было обжаловано в апелляционном суде и вступило в законную силу 14 ноября 2017-го.
Тем не менее, более чем через пять месяцев — 27 апреля 2018 года — апелляционная жалоба все же была подана. Львовский апелляционный хозяйственный суд отказал в открытии апелляционного производства. Однако 25 июня 2018-го рейдер обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил отменить постановление апелляционного суда. Верховный Суд, игнорируя нормы законодательства Украины, предыдущую практику по аналогичным делам и практику Европейского суда по правам человека, удовлетворил кассационную жалобу рейдеров.
«Этот случай еще раз показывает, насколько незащищенным является бизнес в Украине и объясняет, почему приток иностранных инвестиций в Украину находится на исторически низком уровне. Мы очень надеемся, что Львовский апелляционный хозяйственный суд и ВС в этом деле будут руководствоваться исключительно законом, а рейдеры, по которым уже открыто несколько уголовных производств, все же будут справедливо наказаны и нам удастся отстоять права на ТЦ Victoria Gardens», — прокомментировал ситуацию Владимир Тимочко, управляющий директор компании Dragon Capital.
Учитывая неторопливость украинской Фемиды, точку в данной истории ставить рано: как правило, рассмотрение дел может тянуться месяцами, а со всеми процессуальными ухищрениями – то и годами.
Корпорация Реста приняла решение о прекращении действия с сентября франшизы для кафе Компот на Почтовой площади в Киеве в связи с нарушением стандартов качества приготовления блюд и обслуживания гостей.
«В начале 2018 года участились обращения гостей на недобросовестное обслуживание и несоответствие качества блюд в киевских кафе Компот, открытых по франшизе. Мы провели переговоры с представителями компании-покупателя франшизы и приняли решение приостановить право вести деятельность под вывеской Компот в кафе на Почтовой», — сказала СЕО компании Реста Саввы Либкина Инна Дворская.
Также компания решила провести проверку и других франчайзинговых ресторанов, работающих под брендами Саввы Либкина в Киеве. Как завершились другие проверки, осталось неизвестным, но вывеска Компот с кафе на Почтовой площади была оперативно убрана.
Ноябрь запомнился сразу тремся достаточно громкими скандалами.
9 ноября актриса студии «Квартал-95» Ольга Жуковцева-Кияшко описала на личной странице в Facebook случай, который произошел с ее родными в ТРК Проспект. Речь шла о нарушении прав потребителя в инвалидной коляске. SMM-служба ТРК отреагировала быстро, хотя претензия касалась не торгового центра, а арендатора — детского развлекательного центра Fly Park. К слову, арендатор также отреагировал быстро: собственник компании Виталий Иванович сразу написал комментарий с извинениями под этим постом.
В течение трех дней пост набрал свыше 6000 реакций. Почти половина оскорблений носила безадресный характер, обозначающий в основном выброс гнева, но часть комментаторов, обращаясь то ли к развлекательному центру, то ли к ТРК Проспект, то ли к правительству или потусторонним силам, предлагали «сносить торговые центры» и «жечь совков нещадно». Хотя внимательное изучение истории конфликта рисует несколько иную картину происходящего, далеко не столь однозначную, как описала в первоначальном посте Ольга.
Кроме хайпа в Facebook никаких других последствий скандал не имел: помогла быстрая и оперативная реакция сотрудников ТРК Проспект и ДРЦ Fly Park. Дополнительный инструктаж персонала провели, и постарались минимизировать повторение подобных ситуаций в будущем. Хотя человеческий фактор никто не отменял.
В пятую годовщину Революции Достоинства в Доме Профсоюзов на Майдане Незалежности в Киеве, который стал одним из символов трагических событий 2014 года, открылось кафе KFC.
Более неудачного времени и места выбрать было просто невозможно. Подавляющее большинство украинцев увидели в этом злобную насмешку и издевательство над памятью людей, погибших при пожаре в Доме Профсоюзов в 2014-м. Сложно сказать, среагировала бы так резко и жестко общественность, если б открыли ресторан любого другого бренда. Но именно вывеска KFC — Kentucky Fried Chicken, в переводе – «Жареные цыплята из Кентукки» на здании, где в огне погибло много людей — действительно издевательство и неуважение. Сложно сказать, чем думали франчайзи бренда, их маркетологи и консультанты, выбирая локацию под открытие. Но явно не головой.
В итоге ресторан не проработал и дня. Его сразу же блокировали активисты и члены националистической организации С14, витрину ресторана расписали лозунгами и оскорблениями, угрожали разбить окна и избить персонал.
Последствия опрометчивого решения бизнесменов предсказуемы. В декабре Тейсти Фуд — одна из компаний, развивающих в Украине бренд KFC на условиях франчайзинга, которой и принадлежит злополучный ресторан — сообщила о закрытии заведения. Кроме того, рекламное агентство, сопровождавшее развитие сети, прекратило сотрудничество с Тейсти Фуд, отметив, что неоднократно предупреждало компанию о репутационных и других рисках от открытия торговой точки в Доме Профсоюзов.
Накануне традиционного дня распродаж «Черная пятница», который проходит в последнюю неделю ноября, сеть магазинов техники и электроники Eldorado запустила рекламную кампанию, главным героем которой стал темнокожий актер, позирующий с табличкой со скидками. Сопровождающая надпись: «Черный-черный ноябрь в Eldorado». Часть пользователей в соцсетях увидела в рекламе расизм и осудила креатив. Другие отнеслись нейтрально, а большинство – просто проигнорировало искусственно раздуваемый скандал.
Сама сеть отнеслась к нападкам по большей мере недоуменно. Маркетинг-директор Eldorado Максим Колесников не увидел в рекламе ничего предосудительного. По его словам, это всего лишь актер, рекламирующий продукт. Признаков расизма он также не видит. Он даже написал колонку в MMR, где заявил, что в их рекламе нет дискриминации или предубеждений против расы.
В декабре некоторые ресурсы и пользователи соцсетей бурно обсуждали планируемое открытие в Запорожье ресторана российского бренда Dodo Pizza. Открытие сорвали неизвестные «неравнодушные патриоты», которые прямо угрожали жизни и здоровью покупателя франшизы Руслану Филобоку и его жене. Также поступали угрозы разгромить и сжечь заведение, если Dodo Pizza все-таки откроется.
Скринщот: mc.today
После угроз предприниматель отказался от идеи развивать российский бренд в Украине и удалил свою страницу в Facebook. Сложно сказать, чем руководствовался бизнесмен, выбирая для развития франшизы российский бренд (в Украине схожих проектов более чем достаточно, как украинских, так и международных). Предсказать реакцию ряда активистов и общественников было несложно: присутствие брендов страны-агрессора в Украине регулярно приводит к акциям протеста и блокировке их работы. В любом случае, отечественным предпринимателям стоит очень тщательно просчитывать риски сотрудничества с любыми российскими компаниями.
В утешение отечественным ритейлерам можно заметить, что мировые бренды тоже оказываются в эпицентре скандалов. В 2018 году «отличились» H&M и Dolce&Gabbana.
Шведский ритейлер попал под огонь критики на столь болезненной для Запада теме расизма и защиты прав меньшинств. Решение одеть темнокожего мальчика в толстовку с надписью «Coolest monkey in the jungle» вряд ли можно назвать хорошей идеей. Тем более, что белые дети позировали в одежде с нейтральными надписями или картинками.
Реакцию защитников прав меньшинств и борцов с расизмом угадать не сложно: всеобщая, повсеместная, глобальная обструкция H&M, и обвинения чуть ли не во всех смертных грехах. Более того – обычной волной негатива в Facebook скандал не ограничился, выйдя и в реальный мир. Ритейлер вынужден был временно закрыть 17 магазинов в Южной Африке после погромов и угроз. Также H&M полностью признал свою вину, удалил фотографию и принес извинения всем клиентам.
Dolce&Gabbana также попал в переплет, недооценив трепетное отношение жителей Китая и других азиатских стран к собственным культурам и традициям. В конце ноября в Шанхае было запланировано масштабное шоу, посвященное показам новых коллекций итальянского бренда, разработанных специально для азиатского рынка. Обещали интерактивные технологии, лазерное шоу, презентацию более 100 моделей и многое другое. Но что-то пошло не так.
Причиной стала неудачная рекламная кампания шоу. В рекламных роликах китаянка пыталась есть палочками разные блюда итальянской кухни: нарочито неумело и якобы смешно. Как утверждают в компании, изначально идея рекламы заключалась в представлении симбиоза китайской и итальянской культур. Но жители Поднебесной увидели совсем другой посыл: насмешку и уничижение древней культуры и традиций Китая. Мгновенно стали появляться тысячи постов, призывающих бойкотировать бренд, покупатели стали возвращать купленные вещи в магазин.
Dolce&Gabbana оперативно удалили ролик, принесли извинения, попытались объясниться, но все зря. Шоу пришлось отменить, продажи бренда в азиатских странах упали в разы, часть коллекций пришлось снять с продажи. Удар по репутации модного дома в КНР оценить сложно.
Читайте также –
Ошибка резидента: вопиющие провалы украинских SMM-специалистов