
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как проходила реконцепция обновленного Foxtrot и как сеть планирует работать с новым поколением потребителей.
2016 год стал богатым на различные ребрендинги и реконцепции в украинском ритейле. Не стала исключением и сеть магазинов бытовой техники и электроники Фокстрот, открывшая за год два магазина в совершенно новом формате Foxtrot Show Store. Первый из которых появился в Киеве на улице Большая Васильковская, о чем RAU писала в октябре, второй — во львовском ТРЦ Victoria Gardens в конце того же месяца. Традиционно Фокстрот ассоциируется у потребителей с бытовой техникой, но в новом формате сеть расширила предложения гаджетов и других технологических новинок, занявших около 70% ассортимента. С чем это связано, а также как зародилась идея реконцепции, чем сопровождалась разработка и что нужно для мотивации персонала инновационного магазина, RAU рассказала директор по формату сети Фокстрот Ирина Севостяник.
Несколько лет назад предпосылкой для разработки нового формата стали тенденции рынка, предпочтения потребителя и требования времени. Идею начали «вынашивать» в конце 2014 года. Тогда было лишь понимание, что инновационные изменения сути и стиля торговли уже коснулись ритейла во всем мире и что наши магазины, как лидеры в своем секторе торговли в Украине, должны стать другими. В последнее время в нашу жизнь вошло огромное количество новых товарных групп – квадрокоптеры и роботы, 3D-очки и гироборды, скутеры и моноколеса. Интерес к ним огромен, значит, посетителям необходимо предоставить новый концепт в работе с новинками – пробовать, включать, запускать технику прямо с полки. В этом есть суть «show store». Покупатель получает новый опыт от использования гаджетов, не отходя от полки.
В 2015 году начали формировать более детальное видение проекта: как должно выглядеть такое пространство в формате «Бери и смотри», какое оборудование установить, нужное соотношение между различными типами техники. Команда «Фокстрот» внимательно изучала зарубежный опыт, пытаясь максимально привнести в новый концепт то, что будет интересно украинскому рынку.
Частично идеи по концепции брались в ходе зарубежных поездок, где мы изучали презентации западных ритейлеров, фотографировали, собирали информацию, после чего коллективно ее анализировали. Например: сколько на стенде должно стоять телефонов, располагать их в один ряд или в три. На 2016 год реконцепция уже была включена в стратегию Фокстрот, а в апреле топ-менеджменту представили детальный план-проект. С момента его утверждения до открытия магазина прошло около полугода. В конце сентября 2016 года в Киеве на улице Большой Васильковской начал работу первый Foxtrot Show Store.
Раньше в этой локации находился классический Фокстрот. Реконцепция позволила привлечь новую аудиторию, так как к стандартной матрице товаров был добавлен акцент на Digital-продукцию. Сейчас в магазине 70% ассортимента составляют смартфоны, планшеты и другая цифровая техника. Лишь небольшая зона отведена бытовой технике, в которой представлены либо Smart-модели, либо дорогостоящие товары.
В Foxtrot Show Store сделали ставку на инновационные группы товаров: дроны, квадрокоптеры, гироскутеры, радиоуправляемые и роботизированные модели игрушек, системы «умный дом». Одна из последних новинок — смарт-вазон, в котором работает специальная система обогрева, полива и так далее — своего рода мини-робот, ухаживающий за растениями.
Кардинальные изменения в ассортименте и подходе к презентации товаров привели и к кардинальной смене дизайна. Ключевой задачей было разработать концепт в рамках текущих современных тенденций дизайна и архитектуры в сегменте электроники, и предложить варианты: какими должны быть стены, пол, свет, эмоциональные зоны.
Утвержденный дизайн-концепт подвергся доработке по торговому оборудованию – ведь эргономичность и внешний вид оборудования, столов и стеллажей являются ключевыми факторами в презентации товара.
Ремонт и производство заняли всего месяц, но оттачивание формата, согласование нюансов – потребовали дополнительного времени.
За рубежом я видела немало инновационных идей для нематериальной мотивации персонала. Например, «продвинутые» комнаты для сотрудников. Мне удалось побывать в такой комнате у одного из французских ритейлеров. С того момента в 2012 году у меня из головы не выходила комната со столами для игры в футбол, несколькими зонами для игры в приставку и прочим. Персонал знает свой график работы, и он понимает, что, например, за смену человек три раза по 20 минут может отдыхать в этой комнате. Такой формат уже есть в мире, придумывать велосипед в Украине не нужно.
Ведь продавцы должны быть «амбассадорами всех новинок», увлечены инновациями и различными технологическими вещами. Когда мы открывали первый Foxtrot Show Store в Киеве, часть сотрудников перешла из других магазинов, а часть – это были абсолютно новые люди. На конкурс сотрудников приходили даже известные кибер-спортсмены! Как мы их мотивируем? Во-первых, они работают там, где им хочется и нравится, во-вторых – мы даем им обучение и достойные условия труда. Продавцы передвигаются по магазину на гиробордах, могут брать и тестировать различные новинки: это часть соглашений с поставщиками. Часто, прежде чем выставлять товар на продажу, тестовую партию отдаем в пользование продавцам. Лично пользуясь техникой, оценивая ее преимущества и функционал, сотрудники смогут гораздо эффективней и убедительней презентовать товар покупателю.
У наших продавцов блестящий шанс пообщаться с представителями брендов первого эшелона – Samsung, Apple, Lenovo, Huawei и другими. Создана целая комната для обучения, где сотрудники знакомятся с новыми моделями, досконально изучают их, повышают свою квалификацию и получают новые знания. Такой формат позволяет им отлично разбираться в технике, помогает наладить контакт с потребителями, разъяснить особенности той или иной модели.
Новая концепция, инновационные товары, обновленные требования к персоналу и изменившаяся аудитория – все это привело и к перезагрузке системы коммуникаций «продавец – покупатель». Во-первых, сотрудники должны лучше, чем покупатель, знать технику, ее потенциал и новации. Мы не запрещаем им в рабочее время посещать профильные сайты, изучать отзывы и рекомендации экспертов, читать обзоры и всячески повышать свой уровень знаний о новинках. Они должны в любое время быть готовыми сказать, когда готовится выход iPhone 8, что изменил Samsung в новом Galaxy, чем отличаются одни фитнес-браслеты от других. Нынешнее поколение потребителей само отлично разбирается в технологиях, и наши сотрудники не должны им ни в чем уступать, быть готовыми поддержать разговор на профессиональном уровне. Если покупатель будет разбираться в продаваемом товаре лучше консультанта, это плохо скажется на имидже сети.
Во-вторых, приветствуем активность продавцов в соцсетях. Если они взяли на тест какой-то товар, то их фотографии с новинкой в Instagram, пост с описанием в Facebook, отзыв из пяти слов в Twitter часто оказываются прекрасной рекламой. Социальные сети стали одним из основных каналов коммуникаций молодого поколения, и распространять там информацию необходимо.
В-третьих, наши сотрудники часто становятся по сути персональными консультантами покупателей. Был случай, когда в декабре прошлого года во время визита в киевский Foxtrot Show Store делегации HR-комитета Европейской Бизнес-Ассоциации в торговый зал вошла женщина и, прервав спикера, попросила позвать продавца Сергея, своего консультанта, с которым хотела обсудить ближайшую покупку. И продавец проконсультировал клиентку! Да, такой подход не каждый раз ведет к новой покупке, но лояльность потребителей именно так и формируется. «Это новые эмоции, это открытость к покупателю, и,кажется, – это то, что нужно!», — так отреагировали тогда гости из ЕВА. А в конце января 2017 года Foxtrot Show Store стал победителем конкурса ритейл-дизайна Best Retailers Design 2016 в категории «Выбор соцсетей». Это доказательство того, что мы на верном пути и это только начало успеха.