Дальше, больше, дешевле: формат dollar store набирает популярность в Украине

Дальше, больше, дешевле: формат dollar store набирает популярность в Украине

25.01.2022 07:45
  1421
Костянтин Симоненко

Дело не столько в ограниченной покупательной способности украинцев, сколько в изменении модели поведения покупателей и высокой конкуренции в других сегментах рынка.

Читайте українською

Как сообщает журнал НВ, в Украине быстро растет рынок национальных сетей магазинов формата dollar store. Одна из таких сетей – Аврора — по оценке консалтинговой компании Colliers Ukraine, оказалась в топ-3 самых крупных непродовольственных дискаунтеров Центральной и Восточной Европы. Сеть Аврора в июле 2021-го насчитывала 650 магазинов, а уже в декабре открыла 800-й, планируя не менее активную динамику в 2022 году. RAU предлагает адаптированную версию материала, где излагаются основные факторы, способствующие успеху в Украине торговых точек именно такого формата.

В тройке лучших

Созданный в 2011 году ритейлер Аврора среди непродовольственных дискаунтеров ЦВЕ находится на третьем месте по количеству торговых точек. Его опережают только польская Pepco с ее более чем 2600 локаций в разных странах и немецкая KiK с примерно 1000 магазинов только в данном регионе. Всего в этой части Старого Света, охватывающей 16 стран и 159 млн жителей, Colliers Ukraine насчитала более 45 крупных непродовольственных сетей формата dollar store.

Один из основателей сети Аврора Тарас Панасенко подсмотрел формат торговли «dollar store» или «все по $1» в США, где побывал еще студентом по программе Work&Travel. Кстати, аналогичная сеть американских магазинов Dollar General в конце прошлого года разрослась до 18 000 торговых точек. Ее годовой доход $33,7 млрд, а капитализация превышает $50 млрд — акции Dollar General торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже.

На такой же успех (с поправкой на украинские реалии) рассчитывают и в Аврора, планируя покрыть магазинами каждый населенный пункт страны, где больше 10 000 жителей. Уже в этом году, как ожидается, будет открыт первый магазин за пределами Украины. Кроме того, в ближайшие пять лет компания должна быть готова к публичному размещению акций на одной из бирж.

Понятный формат

Успех этой модели торговли продиктован относительной простотой. Как объясняет ведущий эксперт в сегменте торговой недвижимости Colliers Ukraine Игорь Заболоцкий, дискаунтер — очень четкая бизнес-модель: понятные, стандартизированные магазины со стабильным набором товаров. Дискаунтеры ориентированы на максимальное снижение себестоимости открытия новых локаций в сравнении с другими операторами, объем инвестиций в открытие ниже на 20−30%, а иногда и на 50%.

Это позволяет таким сетям более плотно покрывать районы жилой застройки, чтобы быть ближе к конечному потребителю. Они арендуют старые помещения, часто на месте бывших гастрономов и галантерей, куда привыкли ходить за покупками несколько поколений горожан.

Как отмечает глава Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук, их типичный размер — 200 кв. м, преимущественно в стрит-ритейле. Ассортимент насчитывает в среднем 7000 SKU. Это обычно товары повседневного спроса (средства гигиены, моющие и чистящие средства и т .п.), но на полках часто присутствуют также игрушки для детей, канцелярия, а также снеки, приправы, недорогие марки чая и кофе. И как прогнозирует Андрей Жук, доля продуктов питания в таких магазинах будет расти. Также они хорошо работают с сезонностью, торгуя новогодним декором в канун праздников или увеличивая предложение товаров для школы в августе.

Украинские конкуренты

Впрочем, пример Аврора не уникален. В этом сегменте с 2010 года работает сеть Копійочка, чья сеть насчитывает порядка 300 локаций, преимущественно в Западной Украине. В ассортименте представлено свыше 4000 SKU: кухонные принадлежности, посуда, приборы для домашнего пользования, электротовары, бытовая химия и средства гигиены, игрушки и товары для детей, канцтовары, косметика, бижутерия, сумки и кошельки.

На этом же поле работает Червоний маркет, заметный игрок в столице. Эта сеть имеет более 170 локаций порою возле периферийных станций метро, где часто совершаются быстрые недорогие покупки. В похожем формате работает и OnePrice, которая развивается последние четыре года и насчитывает более 50 точек. Впрочем, сеть несколько отличается ассортиментом (более 10 000 позиций товаров от пищевой пленки до текстиля) и ценами, которые несколько выше, чем у конкурентов. Есть еще магазины Півціни, Bonus и другие.

Цена и скорость как решающий фактор

Во всех перечисленных сетях на полках немало китайского импорта, часто такого, который встречается только в подобных магазинах. Отечественный производитель также присутствует с товаром, который можно найти в обычных продуктовых сетях, но за счет оборотов и отлаженных процессов цена на них в дискаунтерах может быть несколько ниже.

Поскольку сегмент магазинов dollar store работает за счет масштаба, ритейлерам постоянно приходиться расширять сеть, чтобы стать очень крупным игроком, иначе есть риск уйти с рынка.

По словам Тараса Панасенко, в Аврора примерно 5000 SKU, средняя площадь торгового зала — 120 кв. м. Раньше было 80 кв. м, теперь уже есть магазины и на 300 кв. м. Однако как показало изучение оборачиваемости товарных остатков и активные эксперименты, 120 квадратов — наиболее эффективный размер. Инвестиции в открытие одной точки под брендом Аврора колеблются в пределах от 1,2 до 2 млн грн, но бывает больше, когда необходим ремонт.

При небольшой наценке решающее влияние также имеет повышение эффективности работы каждой торговой точки. Так, по словам совладельца Аврора, компании удалось за два года удвоить скорость обслуживания на кассе. Также здесь готовы принять купленный товар товар обратно в течение 30 дней, если с ним что-то не так. Это успокаивает клиентов.

В 2022 году Аврора планирует открыть еще 300−350 новых точек, делая основной упор на Западную Украину. Хотя, как признаются в компании, в столице средний чек выше в полтора раза, чем в регионах.

Удачный момент

Наиболее активно сети формата dollar store развиваются в последние три-четыре года. Причина не только в низкой покупательной способности большей части населения страны. По словам Андрея Жука, развитие дискаунтеров связано с небольшим количеством игроков в данной нише, если говорить о цивилизованной рознице. До последнего времени эту нишу занимали уличные рынки, МАФ, раскладки и магазинчики с вывесками вроде «все по 10», которых тоже вряд ли назовешь системными игроками. Именно в таких местах увидели возможности сети dollar store. По мнению Жука, в конкурентной борьбе преимущество на их стороне, ведь тут можно рассчитаться картой, получить гарантии качества продукции. То есть все то, чего не хватает уличным рынкам.

На расцвет one dollar store реагируют и другие игроки. Например, в прошлом году такие магазины начала открывать компания Стиль Д, известная своей сетью Prostor, — первый из них под названием Ізі начал работать осенью в Днепре, рассказал Артем Ретин, управляющий партнер компании Retail.Pro.

Читайте также –

Акцент на торговые центры: сеть Аврора планирует открыть 300 новых магазинов


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка