Дмитрий Цыганков, Fozzy Group: Я не знаю, кого благодарить, что мы построили в прошлом году большой распределительный центр возле Львова

Дмитрий Цыганков, Fozzy Group: Я не знаю, кого благодарить, что мы построили в прошлом году большой распределительный центр возле Львова

14.07.2022 09:00
  2223
Микола Маранчак

Когнитивный директор Fozzy Group Дмитрий Цыганков об убытках из-за российской агрессии, закрытии Сільпо в ТРЦ Blockbuster Mall, ценах, релокации складов, потребительских трендах и трансформации бизнеса.

В результате военных действий Fozzy Group пришлось закрыть около 30% из 740 магазинов сетей Сільпо, Фора, Fozzy Cash&Carry, Thrash! Траш! В настоящее время в зоне боевых действий расположены 38 объектов, из них в оккупации — 24, однако компания постоянно возобновляет работу большинства других магазинов. В рамках интервью, которые когнитивный директор Fozzy Group Дмитрий Цыганков предоставил порталу AIN.UA и идзданию НВ, он рассказал, с какими вызовами столкнулась компания с началом полномасштабного вторжения и как возобновляет работу. RAU выбрала ключевое из обоих интервью.

О том, готовились ли к сценарию полномасштабного вторжения

После начала войны многие магазины были закрыты или разрушены. Это был огромный шок для всей компании. Спрогнозировать масштаб этого события было невозможно. Некоторые вещи мы делали на востоке, но подготовка к такому сценарию войны или вторжению… понимаете какие ресурсы нужны? Если вы действительно уверены в этом, то вы будете готовиться, а здесь была неопределенность, неуверенность.

О первых действиях 24 февраля

Самые важные решения были приняты за первую неделю. Я живу в Ирпене и с первого дня пошел помогать в магазин. Это была довольно странная история: некоторые не вышли, а некоторые уже уволившиеся сотрудники пришли помогать. Я понимал, что мосты взорваны, мне уезжать некуда и я решил пока переждать, остаться. Пошел работать в магазин и помогать ребятам раскладывать товар. Моя жена села на кассу – научилась новой профессии. Никаких поставок товара в Ирпень не было до 4 марта. А 5 марта вошли танки на территорию возле магазина.

Мы потеряли доступ к распределительным центрам под Броварами. Кое-что было разбомблено, кое-что – в оккупации. Они снабжали около сотни магазинов. Я не знаю, кого благодарить, что мы построили в прошлом году большой распределительный центр возле Львова и это нас спасло. Началась большая работа нашей коммерции по поиску поставщиков, которые могли бы напрямую в магазин возить товар.

Об убытках

Мы подсчитывали как прямые, так и косвенные убытки. Прямых у нас на 2,8 млрд грн. Из них 1,8 млрд грн — ущерб из-за повреждений магазинов, распределительных центров и объектов инфраструктуры. И около 1 млрд грн – потеря товаров в магазинах и на складах.

Мы хотим компенсировать свои потери. Но прозрачной, понятной и выработанной процедуры пока нет. Я так понимаю, правительство ее готовит. Пока компания фиксирует все свои потери.

Сильпо

О логистике

Мы первыми в стране начали сотрудничать с Укрзализныцей. Это был единственный безопасный и надежный канал поставок товаров по стране. Долго – но точно доедет. Это был умопомрачительный опыт. Большая государственная компания со своими процедурами, множеством людей. Они очень быстро сработали. Понимали, что это война, и это нужно делать. Сейчас обычная логистика работает и уже как-то прогнозируемая.

О сокращении ассортимента

Ассортимент обновился до 70% от довоенного времени. У нас еще очень много проблем со свежей группой (овощи, мясо, рыба), логистические проблемы, импорт, склады. Но мы все делаем, чтобы восстановить это. Наши ребята из коммерции за последние месяц-два наладили контакты с более чем 500-600 поставщиками из Украины и мира.

Об инвестициях в развитие

Нам удалось найти замену-бекап склада в Винницкой области. Мы построили большой хаб с производством и складами возле Львова. Состав замороженной продукции под Броварами был уничтожен, но работу еще двух складов там мы возобновили.

Мы сейчас находимся в очень сложном финансовом положении, поэтому, конечно, инвестиции минимальны. Нам скорее нужно восстановить разрушенные магазины. В некоторых – просто заменить поврежденные стекла, как, например, в нашем супермаркете в Стоянке. А у других есть серьезные повреждения. Перенаправляем на эти цели тот небольшой ресурс, который есть. У нас было несколько практически завершенных проектов перед началом войны. Открыли Сільпо в Ужгороде, Львове и Червонограде и три Thrash! Траш! в Ивано-Франковске, Трускавце и Новояворовске Львовской области.

О закрытии Сільпо в ТРЦ Blockbuster Mall

Еще до большой войны мы начали там реконструкцию, перепланировку, и открывать его в перспективе нет смысла по нескольким причинам. Посетителей стало меньше, и мы скорее откроем магазин, законсервированный во время войны, где больше гостей. Чтобы он нормально работал и приносил пользу.

О возобновлении работы в Харькове

Мы переоткрыли два Cільпо в Харькове. Буквально на днях открылся гипермаркет Fozzy Cash&Carry в Харькове. Он уже работал для оптовых клиентов, но там нужно было починить крышу после очередного прилета. Надо работать, а что делать. Это рискованно, конечно, но в Харькове мы работаем.

О более коротких чеках

Да, мы их сократили, сделали меньший шрифт, чтобы сэкономить. В этой истории мы постоянно экспериментируем, и вообще мы сильно против бумажных чеков, и за электронные, которые доступны в мобильном приложении Сільпо. В первые недели или месяцы войны наблюдались проблемы с кассовой лентой, в некоторых магазинах вообще не выдавали чеки.

О возврате покупателей

В апреле в Сільпо вернулись 140 000 наших постоянных гостей, а в мае, по данным программы лояльности «Власний рахунок», в киевские магазины вернулось около 300 000 гостей, которых мы не видели в апреле. Но все равно количество покупок сейчас на 20% меньше по сравнению с июнем прошлого года.

О ценах и среднем чек

Первые четыре недели мы установили мораторий на цены, и они никак не менялись с 23 февраля почти до конца марта. Хотя саму структуру ценообразования мы после этого не изменили, но избежать подорожания не могли: существенно выросли расходы на логистику, закупочные цены от поставщиков и курс валют для импорта продукции и сырья. Средний чек вырос на 15%.

Об изменении продуктовой корзины

Каждый день, с 25 февраля по 4 марта, я видел, что за чем было сметено с полок магазинов. Сначала крупы и макароны, потом дороже и дороже, тогда все яйца, майонезы, вода. Последним шел тяжелый алкоголь и элитные сорта хамона и творога.

Сейчас еще есть дефицит круп, но мы его восстанавливаем за счет собственного производства. Все будет восстановлено, и тогда будем смотреть, что изменилось именно в предпочтениях покупателей.

О потребительских трендах после войны

Производство Украины не возобновлено. Например, странное дело – пиво. Многие заводы не работают или выпускают ограниченный ассортимент. Такая же ситуация с вином, макаронными изделиями, молочной продукцией.

Во-первых, будут финансовые трудности: девальвация, отсутствие работы; во-вторых, моральное угнетение. Люди будут больше заботиться о безопасности, может у них меньше будет времени для приготовления дома. Некоторые подобные тренды мы предполагаем. Многие уехали за границу в Европу, и возможно те привычки, которые они там приобретут, они привезут сюда. Это разновекторная история.

О трансформации бизнеса

Чтобы четко понять, как и что трансформировать, нужно чтобы эта острая фаза закончилась, нужна победа. Но мы уже понимаем, что нужно иметь больше складов в разных частях страны; мы посмотрели на разные логистические истории, как пример с Укрзализныцей. Не обязательно все автомобильным транспортом развозить. Мы точно будем присматриваться к нашему ассортименту – какие-то группы расширим, какие-то – нет. Хотим иметь возможность торговать медикаментами. В первые недели я не видел открытой аптеки. И я понимаю, что мы могли бы, безрецептурно, почему бы и нет. Но это такая урегулированная отрасль.

Советы бизнесу

Во-первых, нужно очень много общаться со своими сотрудниками, своими гостями. Эта коммуникация дает очень широкие возможности. Вы понимаете, что происходит, куда лезть, куда не лезть, что делать. Новые перспективы бизнеса открываются. Во-вторых, нужно заботиться о безопасности. Когда я хожу по Ирпеню, то вижу, где материалы были противопожарные, а где нет. Если люди находятся в безопасности, бизнес сможет работать. Третье, надо верить и быть смелым.

Читайте также —

Новости FMCG за июнь: новая доставка Сільпо, игровая акция АТБ, первый за время войны Novus, расширение сетей Рукавичка, SPAR и другие


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка