Дмитрий Деревицкий, Алло: Война – это возможность обанкротиться или перейти в новую лигу
Глава совета директоров Алло Дмитрий Деревицький во время RAU-вебинара «Антикризисное управление ритейл компанией 2.0» рассказал об управлении компанией во время войны, изменениях в продажах, потерянных магазинах и новых возможностях.
О сложных решениях
В начале войны самым сложным решением был вопрос частичной релокации бизнеса. Релокация была частичной, поскольку мы готовились и к более пессимистическим сценариям. Наш бизнес строился много лет подряд, процессы были хорошо оптимизированы. Но под давлением войны мы были вынуждены за полторы недели переделать все, что создавалось годами. И, конечно, это было очень сложно, потому что пришлось собственноручно разрушить то, что мы вместе с командой создавали и выверяли с момента основания компании.
О релокации
Часть офиса мы увезли в Болгарию. Нам помог партнер, принявший наших сотрудников (женщин с детьми). Он помог найти им временное жилье и предоставил несколько комнат в своем офисе, чтобы они могли там работать. В основном, это были финансисты.
Также в западные регионы мы частично переместили активы компании, склады и релоцировали некоторых сотрудников.
О корпоративной культуре и управлении компанией во время войны
В самое сложное время, когда война только началась, наблюдательный совет приобрел виртуальную форму, поскольку кто-то был без связи, а кто-то в пути. Приходилось централизовать власть и не проходить все этапы обсуждения и согласования. Но постепенно работа наблюдательного совета начала возвращаться в привычный режим.
В какой-то степени я взял штурвал в свои руки. В условиях военного времени то, чем я занимался было связано с критическими рисками компании. Я решал, как избежать или адаптироваться к тем рискам, которые возникли в Украине.
Конечно, мы готовились, но все равно оказались не готовы к случившемуся варианту. К тому же эмоционально было очень трудно принять факт полномасштабной войны практически по всей границе с Россией. Поэтому антикризисные инструменты, которые мы освоили до войны, были хорошими, но их было недостаточно. Кроме того, ежедневно нужно было принимать решения, касающиеся жизни людей, риска потери активов, валютных рисков и т.д.
И, я считаю, что моя главная роль как в начале войны, так и сейчас – оберегать компанию от этих рисков.
О внутренних коммуникациях, внешнем пиаре и рекламных компаниях
Внешние коммуникации всегда должны основываться на честном подходе и транслировать неприятные решения так же, как другие новости. Альтернативы этому просто нет.
Во внутренних коммуникациях сейчас мы стараемся сохранять чувство причастности, несмотря на то, что офис разъехался по нескольким городам. Я постоянно езжу по городам, где у нас есть подразделения и торговые точки и стараюсь лично встречаться с командой. Также мы активно используем корпоративные каналы коммуникации (такие как workplace), чтобы сотрудники чувствовали себя одной командой, насколько это возможно, в существующих условиях.
Во внешних коммуникациях мы убрали все, что не помогает людям и армии в существующих условиях. Например, коммуникация с аудиторией об отдыхе или рыбалке сейчас просто неуместна. Но мы уже начали делать некоторые промо, например, ко Дню Конституции. Но мы стараемся делать это очень осторожно, учитывая ситуацию в стране и у наших клиентов.
О продажах, среднем чек и изменениях клиентского поведения
После начала войны спрос снизился в 5-10 раз на все, что невозможно взять с собой в путь – это телевизоры, большая бытовая техника, встроенная техника. Сохранился спрос в штуках, но не в деньгах, на то, что можно взять с собой (смартфоны, планшеты, разные гаджеты, powerbank и тд).
Когда начался дефицит бензина, значительно вырос спрос на зеленые виды транспорта – электросамокаты, электровелосипеды, просто велосипеды. Как раз в этот момент стало тепло и многие пересели на электротранспорт. У нас был в наличии этот товар, поскольку мы успели подготовиться к летнему сезону. Спрос в этой категории был очень хорош. На наш взгляд, именно из-за дефицита топлива.
В последние месяц-полтора восстановился спрос на обустройство временного жилья (телевизоры небольшой диагонали, СВЧ, мелкая бытовая техника).
По моим подсчетам, рынок электроники упал примерно на 40% в денежном выражении по сравнению с довоенным периодом. Думаю, что это должно где-то пересекаться с падением ВВП.
О закрытых магазинах из-за отсутствия консенсуса с арендодателем
Из-за спада спроса мы закрыли один или два магазина. Но в целом нам удается договориться с арендодателями.
Мы сами являемся арендодателем в БЦ «Ступени» (Днепр), где мы сдаем помещения в аренду. Компаниям, решившим остаться, в марте-мае мы предоставляли скидку 75%. То есть, они оплачивали 25% в гривнах от довоенного тарифа. В июне-июле поднимаем эту цифру до 50%. От своих арендодателей мы также ожидаем похожий дружеский подход. Не всегда получается так лояльно, как у нас, но мы находим компромисс.
Об утраченных магазинах
У нас достаточно магазинов, которые остались на оккупированных территориях в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях. Здесь главное – правильно все зафиксировать и зарегистрировать в правоохранительных органах факт потери.
Это сложный процесс, в котором хочется упрощенной процедуры и большего содействия государства. Ведь сейчас нужно получать справку, что эти территории оккупированы. То есть приходится оформлять и подписывать кучу каких-то бумаг, невзирая на общедоказанный факт. Поэтому наши юристы очень загружены, хотя их нужно задействовать в другие сферы, в частности, в работе с дебиторами и другими контрагентами.
О возможностях, которые открыл военный кризис
Война, как и любой другой кризис, позволяет пройти путь с меньшими ресурсами, на который в мирное время нужны миллионы долларов. Но это зависит от того, какое будущее компании видит руководитель компании. То есть как руководитель увидел свою компанию в январе 2023 года еще в начале войны – в марте этого года.
К сожалению, часть компаний потеряли свои активы в результате вражеских ударов по складам, другие вывели часть бизнеса заграницу, чтобы снизить свои персональные риски, кто-то решил сделать рывок за эти девять месяцев и много инвестирует в бизнес. Сейчас рынок голоден на инвестиции.
Инвестиции в диджитал-маркетинг сейчас будут гораздо выгоднее, чем раньше, поскольку почти весь рынок не инвестирует. Так было в момент зарождения рынка.
Война — это сильнейший кризис, с которым не может сравниться ни один другой за 30 лет независимости Украины. Это ужасно, потому что гибнут люди. Но если вы решаете двигаться дальше – это трамплин возможностей, которые в мирное время даются гораздо сложнее и дороже. В мирное время менеджмент организован, все делают свою работу и такая высокая конкуренция, что негде яблоку упасть.
Сейчас конкуренция слабая, потому что не все готовы включаться, ведь при отрицательном сценарии можно потерять все. Это возможность – возможность обанкротиться или перейти в новую лигу.
Рано или поздно война закончится, и когда начнется восстановление рынка, можно будет уже начинать с новой ступеньки и новой доли рынка.
Читайте также —