Новые правила подтверждения права собственности на недвижимость. Есть ли повод для паники?
Советы партнера Ассоциации ритейлеров Украины — юридической компании GOLAW
С 1 января 2016 года в Украине вступили в силу новые правила регистрации прав собственности на недвижимое имущество.
Теперь действующие законодательство не предусматривает выдачу свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество. Государственная регистрация прав собственности на недвижимость заканчивается выдачей Информационной справки с Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество (далее, Справка).
Такая Справка выдается нотариусами или государственными регистраторами без использования специальных бланков, проставления подписи и печати государственного регистратора.
В ней указывается информация о виде недвижимого имущества (квартира, объект жилой недвижимости, объект коммерческой недвижимости и т.п.); площади и адресе объекта; дате и времени государственной регистрации; основаниях для возникновения права собственности; форме собственности; размере доли и собственниках.
Печатается Справка на обычных листах бумаги формата А4. И формируется с помощью специальных программных средств, которыми пользуются нотариусы и государственные регистраторы. Стоимость получения Справки в бумажной форме на сегодняшний день составляет 5 гривен, а в электронной форме — 18 гривен.
Есть ли повод для паники? Конечно, не имея на руках документа, подтверждающего право собственности, в случае манипуляций с реестром тяжело доказать свое право собственности на недвижимость.
В то же время незаконно внести изменения в электронный реестр недвижимости намного сложнее, чем подделать свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. При этом выданное ранее свидетельство о праве собственности и далее имеет юридическую силу.
Очень рекомендуем владельцам недвижимости обзавестись справками с Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество и в то же время не выбрасывать свидетельства о праве собственности на недвижимость. В случае любых споров о праве собственности, такие документы будут весомым доказательством в суде.
В случае переоформления недвижимости правоустанавливающими документами будет не только Справка с Государственного реестра вещевых прав на недвижимое имущество, но и документы, на основании которых было сделано переоформление (например, договор купли-продажи недвижимости).
Владельцы недвижимости могут самостоятельно проверить наличие в Государственном реестре вещевых прав на недвижимое имущество информации о владении ими недвижимостью. Сделать это можно на официальном сайте Министерства юстиции Украины: https://kap.minjust.gov.ua/services/registry.
Если информация не найдена – не стоит беспокоится: информация об объекте недвижимости, права собственности на который были зарегистрированы до 2013 года, автоматически в новый реестр не переносилась.
С целью безопасности рекомендуем обратится к нотариусам (или в центры получения админуслуг) с соответствующим заявлением и внести информацию в электронный реестр (это право, а не обязанность собственника недвижимости). Такие действия позволят оперативно осуществлять контроль за состоянием своих прав на недвижимое имущество.
Дополнительно сообщаем, что регистрация прав собственности на недвижимое имущество осуществляется в строк не превышающий 5 рабочих дней с момента принятия заявления (административный сбор на сегодняшний день составляет 140 грн). При необходимости этот строк может быть сокращен до 2 рабочих дней (админсбор –1380 грн), 24 часов (админсбор –2760 грн), 2 часов (админсбор – 6890 грн).
Порядок регистрации прав собственности единственный и одинаковый как для объектов коммерческой недвижимости, так и для объектов, которыми владеют частные лица.
Многие нотариусы уже успешно осуществляют регистрацию прав собственности на недвижимость. Министерством юстиции Украины для них подготовлено детальное объяснение-инструкция касательно действий при регистрации прав на недвижимость. Проблем на практике не возникает, поэтому причин для паники и беспокойства нет.
Автор — Роман Гуменюк, GOLAW