
Новости магазинов техники: Фокстрот, Comfy, Алло, Цитрус и другие


СЕО компании Retail&Development Advisor о главных тенденциях на рынке торговой недвижимости, заинтересованности международных брендов в Украине и перспективных торговых центрах, которые откроются в регионах страны в 2025 году.
Компания Retail & Development Advisor (RDA) – один из лидеров украинского рынка консалтинга в сегменте коммерческой недвижимости. Несмотря на сложные экономические и геополитические условия, в прошлом году компании удалось не только сохранить стабильность, но и добиться значительного роста финансовых показателей. Особо следует отметить активное развитие концепций новых ТЦ, что можно считать сигналом постепенного восстановления рынка торговой недвижимости в Украине.
В эксклюзивном интервью RAU генеральный директор компании Андрей Лотоцкий рассказал о ключевых достижениях и вызовах бизнеса, главных тенденциях на рынке, переговорах с международными брендами и наиболее перспективных торговых центрах, которые откроются в Украине уже в этом году.
– Какими были главные достижения RDA в 2024 году?
– Прошлый год можно назвать успешным для нашей компании. Он был беспрецедентен по количеству концепций новых торговых центров, что сигнализирует о постепенном восстановлении рынка торговой недвижимости. Основной акцент пришелся на небольшие районные ТЦ, активно развивающиеся в западной и центральной частях Украины.
Если говорить о финансовых результатах компании, то они выросли на 38% по сравнению с 2023 годом, что подтверждает эффективность нашей стратегии. Однако самым главным достижением я считаю сохранение и даже усиление нашей команды, которая остается ключевым активом RDA.
– Какими были ключевые показатели бизнеса? Выросли ли они по сравнению с 2023 годом?
— Несмотря на все вызовы военного времени, сложности в экономике и высокую конкуренцию на рынке, количество агентских соглашений RDA в прошлом году осталось на уровне 2023 года, что уже положительно. В то же время, нам удалось значительно увеличить количество концепций и исследований рынка. Это говорит о том, что девелоперы и инвесторы все чаще уделяют внимание детальному анализу перед запуском новых проектов.
– То есть вы наблюдаете рост спроса на эти услуги?
– Да, особенно со стороны девелоперов, не имеющих достаточно опыта в торговой недвижимости, но осознающих важность профессионального консалтинга на всех этапах создания ТЦ – от выбора локации до финальной реализации концепции.
– Какие стратегические цели ставит перед собой RDA на 2025 год?
– Наш главный приоритет в 2025 году – это успешный запуск наших ключевых проектов: ТЦ А7 в Ивано-Франковске, ТРЦ Украина в Ужгороде, Ритейл Парка и ТЦ Росвиговский в Мукачево, а также ТЦ А1 в Одессе. Каждый из этих объектов имеет свою уникальную концепцию и призван удовлетворить потребности современных потребителей в качественном торговом пространстве.
Кроме того, мы продолжаем активные переговоры с рядом мощных иностранных брендов, заинтересованных в выходе в Украину. Наша цель – обеспечить наилучшие условия для прихода новых международных ритейлеров и усилить наличие качественных торговых операторов в региональных городах.
– Планируете расширение компании или выход на новые рынки?
– Сейчас мы сосредоточены на украинском рынке, ведь видим в нем значительный потенциал для роста. В частности, особое внимание уделяем западному региону, где наблюдается активное развитие торговой инфраструктуры. Открытие офиса во Львове и расширение команды позволяет нам более качественно работать с ритейлерами и девелоперами в наиболее перспективных городах.
– Будут ли меняться основные направления консалтинговых услуг компании?
– Общий вектор нашей работы остается неизменным, ведь мы продолжаем специализироваться на комплексном консалтинге в сфере торговой недвижимости. В то же время, мы усиливаем наиболее актуальные направления, такие как создание концепций и проведение рыночных исследований, поскольку они являются основой для успешного развития любого торгового объекта.
– Какие основные тренды сейчас влияют на рынок торговой недвижимости и ритейла в Украине?
– Среди трендов можно выделить значительный рост спроса на концепции ритейл-парков и районных торговых центров общей площадью до 20 000 кв. м. Такие форматы более адаптивны к современным реалиям, обеспечивают эффективное взаимодействие с локальными потребителями и имеют высокий потенциал с точки зрения заполняемости качественными арендаторами.
В свою очередь девелоперы жилой недвижимости понимают возможность создания прибавочной стоимости квартир за счет качественной инфраструктуры для будущих жильцов, в том числе торговой. Это удобно клиентам, которые могут в пешей доступности найти основные категории необходимых им товаров. При этом большие региональные ТЦ остаются целевыми для потребителя, но со значительно меньшей частотой посещаемости, 1-2 посещения в месяц вместо еженедельных.
– Рассматривают ли известные зарубежные бренды выход в Украину в условиях войны? Есть ли шансы, что кто-то из них появится в Украине в 2025 году?
– Большинство брендов, с которыми мы общаемся, очень заинтересованы выйти на рынок Украины. Однако поскольку они не работают с франшизами, а лишь самостоятельно открывают магазины, то заходить в страну во время военных действий они не готовы — даже в отдаленных от зон боевых действий регионы. Сейчас наша задача помочь подготовить все для быстрого развития этих брендов как только в Украину вернется мир.
– Как в условиях войны развивается рынок торговой недвижимости? Как изменяются арендные ставки и вакантность в ТРЦ?
– Рынок развивается очень неоднородно. Торговые объекты, заботящиеся о комфорте своих клиентов, те, что идут на уступки арендаторам во время сложных периодов и работают над маркетингом и инфраструктурой, стабильно сохраняют длинный лист ожидания и минимальную или отсутствующую вакантность. При этом лидеры постоянно улучшают tenant mix, следят за качеством работы арендаторов и вовремя заменяют отстающих по ассортименту, концептам, маркетингу и товарооборотам. Те же, кто не инвестировал в инфраструктуру ТЦ и занимал в свое время категорическую переговорную позицию, сейчас испытывает больше сложностей с заполняемостью торговых площадей. Соответственно, у лидеров рынка арендные ставки органически повышаются, а у других в лучшем случае остаются на уровне.
– Какие новые торговые центры могут открыться в Украине в 2025 году? Какие из этих проектов имеют наибольший потенциал?
– Из наших проектов в этом году должны открыться четыре ТЦ и четыре ритейл-парка. И еще как минимум столько же в следующем. Одним из ключевых открытий станет ТРЦ Украина в Ужгороде. Это будет первый в регионе полноценный торгово-развлекательный центр формата super-regional mall с коэффициентом парковки 3,1, что значительно превышает средний показатель для подобных объектов в Украине. Он также будет выделяться современным супермаркетом, кинотеатром, качественным tenant mix и идеальным местоположением, поэтому считаем, что у него очень высокие шансы на успех.