Альгирдас Каралюс, ALOHA Pro: Обучить персонал говорить на английском можно за две-три недели
Эксперт №1 в Европе по быстрому обучению и тренер с 25-летним стажем Альгирдас Каралюс о том, как быстро выучить язык, если нет времени и как руководителю внедрять общение на иностранном языке в рабочей среде.
Знание английского языка в Украине – на катастрофическом уровне. И больше всего страдают даже не те, кто начал активно использовать безвиз и путешествовать в другие страны, а украинский ритейл, испытывающий дефицит персонала, способного говорить с иностранными гостями. «Во Львове много туристов из Европы, и если официант владеет английским языком, то это дополнительный фактор, помогающий привлечь клиентов», – говорит соучредитель Холдинга эмоций !FEST Андрей Худо.
Одно из обязательных условий при приеме на работу в !FEST – английский язык. Но молодежи, свободно владеющей им, даже в западном регионе не так много, потому в компании есть два репетитора, которые постоянно занимаются с сотрудниками, обучая их английскому.
О той же проблеме говорят и зарубежные ритейлеры, активно развивающие свои сети в Украине. Например, турецкий бренд LC Waikiki. «Мы постоянно сталкиваемся с тем, что нелегко найти молодежь, владеющую английским языком», — сетовал в одном из интервью RAU CEE Director LC Waikiki Бурч Коркмазлар. К подобным вызовам необходимо готовиться и Н&M. В конце января 2018 года шведы начали активный поиск топ-менеджмента и персонала для своего украинского подразделения и, судя по всему, до сих пор не смогли вакансии закрыть. Требования к украинским соискателям заполнены английским языком и одно из них, собственно, «fluent English, both oral and in writing» — свободно владеет английским языком, как в устной, так и в письменной форме.
29-30 марта среди экспонентов выставки RETAIL & DEVELOPMENT BUSINESS EXPO – 2018 была представлена языковая школа ALOHA Language School с курсом английского языка ALOHA Pro, разработанным экспертом №1 в Европе по быстрому обучению и тренером с 25-летним стажем Альгирдасом Каралюсом. RAU расспросила его: как можно решить проблему знания английского языка в компании, какие методологии могут быть простыми и эффективными при самостоятельном обучении и как быстро преодолеть языковой барьер с бизнес-партнерами.
— Что необходимо взрослому, занятому человеку для быстрого овладения иностранным языком?
— На этот вопрос отвечает андрагогика — наука, изучающая закономерности обучения взрослых и освоения ими навыков и умений. Необходимо формировать навыки разговорной речи понятным и естественным способом для мозга взрослого человека.
Традиционные курсы английского предлагают сочинять предложения: вспоминаешь табличку, подыскиваешь слова, формулу. Для мозга это просто террористический акт.
Разве люди мыслят отдельными словами или конструкциями? Нет, люди мыслят образами и говорят на автомате. Потому к иностранному языку нужно подходить как к увлекательному спорту – доводить умения до автоматизма. В спорте, как мы знаем, навыки развиваются путем повторения. И не надо ничего усложнять.
— Что имеете в виду?
— Преподаватели часто предлагают сразу изучать сложную английскую грамматику, где довольно много исключений из правил. Это длительно и мучительно, и ведет не к развязыванию языка, а к перегоранию. Человек выучил родной язык, повторяя за идеальным образцом – родителями и только потом изучил грамматику. Потому и к изучению иностранного языка нужно подходить также – сформировать реактивную речь, когда можно будет говорить не по принципу «сначала подумай и переведи про себя», а «говори, не думая». Дом можно собирать из отдельных кирпичей, но куда быстрее из блоков.
— Но как этого добиться человеку, у которого нет времени на длительное обучение?
— Для начала нужно определиться чего он хочет – изучать язык или уметь общаться. И тогда понять в каких контекстах ему нужен иностранный язык. Если он хочет легко говорить за границей в ресторане, отеле, на бытовые темы, тогда он должен отработать до автоматизма шаблонные фразы для этих ситуаций, если говорить о бизнесе – то начать с него. Нужно учиться решать конкретные коммуникативные задачи. Это самый оптимальный путь быстрого изучения английского – минимум усилий, максимум результата. Достаточно начать с трех-пяти ситуаций. Именно так мы работаем в ALOHA Pro. Это позволяет начать проговаривать определенные фразы в стандартной ситуации и по сути говорить уже через две-три недели.
— В украинском ритейле значительная проблема со знанием английского у персонала. Как замотивировать людей обучаться?
— Лучше всего создать такие условия, в которых человек не может не знать язык. Люди делят вещи на то, что они хотят делать, что им нравится и что они не могут не делать. Можно заявить, что в компании новое требование: «У нас среди клиентов и бизнес-партнеров много иностранцев, вы должны уметь говорить по-английски». Как в аэрофлоте. Ты не можешь летать на самолете, если минимально не владеешь специфическим языком.
— Но ведь это вызовет у сотрудников только стресс, кто-то захочет уйти…
— А вы предложите им сразу короткий путь. Нужно натаскивать людей на те ситуации, в которые они обычно попадают у себя на работе. Так они в наикратчайший срок научатся без всяких мучений профессионально реагировать: поприветствовать клиента, поговорить о погоде, покупке, принять заказ на английском языке. Сколько нужно знать для этого фраз? Немного.
— Что может выступить дополнительным мотиватором?
— Ничто так не мотивирует, как мгновенный успех. Представьте себе человека, который еще вчера знал английский на уровне «London is the capital of Great Britain», а уже через две-три недели может красиво изложить нужную мысль в предложенной рабочей ситуации. Это переход от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. Легкость и простота такого знания может стать наилучшим мотиватором.
— А как внедрять общение на английском языке в рабочей среде?
— То, что я и сказал, и это самое важное – создать условия, в которых ты не можешь не говорить. На работе весь день говорить на английском невозможно, но, например, с 15:00 до 16:00 условливаетесь, что говорим только на английском.
Доказанный факт, что люди, которые успешно выучивали язык, самостоятельно погружали себя в условия, в которых ты никуда не денешься с корабля. И для этого не обязательно ездить за границу.
— Можно ли самостоятельно углублять знания?
— Для этого достаточно иметь точку входа: интерес. Например, если вас интересует музыка, то она для вас и будет точкой входа – каждый день изучать по новой песне и с удовольствием ее петь. Если интересна кулинария, то достаточно изо дня в день просматривать Youtube-канал с различными рецептами. Если же вы бизнесмен или бизнесвумен, то для вас точка входа – это сам бизнес. Читайте бизнес-журналы на английском языке по 10-15 минут в день. Еще отличный способ – смотреть каждую вторую серию любимого сериала в оригинале.
Доказано, что усилием воли иностранный язык выучить нельзя. Сила воли всегда заканчивается, причем очень быстро.
Так почему бы не превратить это в интерес. Лучше заниматься пять минут, зато каждый день. Потом не заметите, как эти пять минут превращаются в 10 и больше. Когда появляется интерес, уже тяжело остановиться.
— Значит ваша формула как лучше выучить иностранный язык – многократное повторение шаблонных фраз?
— Именно. Этот метод основан на принципах андрагогики и идет «от общего к частному». Мы его называем DAPA («декодирование» — создание живой речи, используя временные структуры времен, «активное повторение» — подражание преподавателю, «пассивное слушание» — передача фразы с интонацией и эмоциональной составляющей и «активация» — применение интерактивных практик для усвоения). Техника отрабатывается до автоматизма, а мозг постоянно поддерживает интерес, потому что меняется ритм, задачи и подход к фразе.
— А что же тогда с грамматикой?
— Начало изучения английского языка через теорию ведет к попыткам вставлять между словами грамматику. К конструированию. Лучше начинать с «продуктивной речи», ведь пока вы будете составлять предложения из кирпичиков-правил, уже и не с кем будет говорить. Людей нужно обучать диалогам по принципам комбинаторики. Так у них не только в короткий срок развивается скорость речи, но и появляется сноровка к декларированию более широких фраз.
Руководитель не любит оказываться в состоянии, когда он что-то не может или делает с ошибками, которые кто-то еще и исправляет.
Так почему бы просто не повторять за преподавателем правильно с первого раза. Здесь нет шанса на ошибку. Это не значит, что он сможет вскоре читать в оригинале Шекспира, зато сможет мгновенно решать конкретные коммуникативные задачи.
Читайте также —
Як український рітейл уникає податків і чому це шлях в нікуди — колонка СЕО INTERTOP