
Intertop x Kasta: Ведущий украинский ритейлер одежды, обуви и аксессуаров теперь представлен на Kasta


СЕО одного из крупнейших продавцов бытовой техники и электроники Украины рассказал о миллиардных убытках, росте цен на 20% и уменьшении ассортимента, а также о происходящем на рынке продавцов техники в Украине.
В интервью изданию Forbes.ua CEO компании Фокстрот Алексей Зозуля описал процесс возрождения сети, рассказал о продажах за криптовалюту и новом формате магазинов. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
Произошел отток населения. Соответственно, компания отличается от довоенной – масштабами и рынком, на котором работает. Сейчас из 169 открыто 92 магазина в 52 городах. Около 40 магазинов, по всей видимости, не откроются. По крайней мере, в обозримой перспективе, потому что они расположены в зоне боевых действий, в прифронтовой зоне или временно оккупированных городах. Впрочем, в июле планируем открыть еще шесть магазинов.
Стабильный рынок, как до войны, уже не существует. Есть города, где выручка на уровне прошлого года и выше. Есть города, где продажи не дотягивают до 60% прошлогодних показателей. В целом спрос упал вдвое. Есть такие категории, которые упали катастрофически, но есть и удержавшиеся. К примеру, в марте продажи телевизоров снизились до 70%, неактуальной на тот момент была встроенная бытовая техника.
В то же время взлетел спрос на специфические товары, которые были востребованы среди волонтеров и вынужденных переселенцев. В настоящее время структура продаж постепенно возвращается к «довоенному» уровню. Прежде всего потому, что украинцы понемногу возвращаются из-за границы, что сразу отразилось на оживлении рынка.
В то же время потребители стали менее чувствительны к сервису. Мы видим это по количеству фиксируемых обращений. Люди понимают контекст и возможные отклонения от стандарта сложившегося в отрасли уровня сервиса. Во главу угла выходят базовые потребности. Как долго это будет продолжаться, будет зависеть от общеэкономической ситуации, покупательной способности, оптимизма людей относительно будущего.
Упал спрос, товар на 650 млн грн сгорел вместе со складом. Поэтому мы сформировали очень прагматическую финансовую модель. В то же время, компания стала менее зарегулированной. К примеру, в течение марта-апреля, когда эвакуировали товар из магазинов от линии фронта, десятки, сотни решений принимались на местах.
Сумма убытков от сгоревшего склада и утраченных торговых точек составляет около 1 млрд грн. Поскольку этого товара просто нет, для урегулирования различных вопросов мы проводим переговоры со всеми вендорами. Переговоры двигаются вперед и результаты положительны.
С начала войны цены выросли где-то на 12-20% в Украине. Если бы не решение о критическом импорте (а это 75-80% товаров, нужных украинцам), они выросли бы гораздо больше. Ведь сама отмена пошлины частично компенсировала валютные риски и стоимость логистики.
Поэтому с учетом последних законотворческих нововведений о возврате пошлин и НДС на импортные товары будем отстаивать необходимость сохранения перечня товаров критического импорта.
Мы потеряли центральный склад в Гостомеле. Пока запустили другой – во Львове. Но, если основной склад был 32 000 кв. м, то новый – 3500. Плюс арендовали еще два склада в других регионах и в конце концов обеспечили свою текущую потребность в логистике. Но эта схема неудобна и временна.
В скором будущем планируем организовать полноценный центральный склад в столичном регионе. Это позволит сделать нашу логистику более быстрой и увеличить частоту отгрузок товара в магазины – сейчас это происходит дважды в неделю.
Что касается стоимости логистики, то междугородняя логистика между складами и распределительными центрами подорожала более чем в 1,5 раза из-за горючего. Логистика доставочная – до потребителя – выросла чуть меньше. Но поскольку Фокстрот – крупный интернет-игрок, для нас важны обе составляющие. Поэтому сегодня логистика становится одной из самых затратных статей для ритейлера.
Пока нет того ассортимента, который был до войны. Заблокированная морская логистика обеспечивала до 70% поставки товаров. В апреле мы были вынуждены закрыть около 30 магазинов, потому что могли продавать только тот товар, который эвакуировали с востока. Из-за отсутствия склада, а также из-за неготовности вендоров на тот момент мы не могли пополнять товарный запас. Сейчас этот вопрос отчасти решили. Активен канал получения товаров из Европы – Польша и Румыния, страны Балтии. Этот канал узок по пропускной способности, поэтому мы с партнерами сфокусировались на группах товара, имеющих наибольшую оборачиваемость. Это, прежде всего, смартфоны и мелкая бытовая техника.
Поскольку рынок сузился, все участники понимают, что ассортимент должен пересматриваться в меньшую сторону и оптимизироваться товарная матрица.
В настоящее время мы запустили сотрудничество с биржей Binance, что позволяет пользователям криптовалют делать покупки с использованием технологии Binance Pay. Это делаем в рамках законодательства Украины, что позволяет людям, работающим с этим видом накоплений, реализовать свои возможности у нас.
Во многом нас вдохновили примеры волонтеров. Потому что очень много сборов было через криптовалюты и был запрос на такие виды оплаты. Это один из вариантов нормы, особенно для молодого поколения.
Постепенно количество таких покупок растет. Причем средний чек в таких покупках близок к среднему обычному у Фокстрота. Это свидетельствует о том, что новая криптоаудитория покупает привычные для себя товары.
Начал развиваться проект формирования точек выдачи интернет заказов, где можно получать товар, заказывая его на сайте. Формирование такой сбытовой сети, которая не хранила бы товарные остатки, – это эксперимент. Есть уже 18 таких пунктов в разных городах страны. Это даст больше возможностей для контакта с покупателями в маленьких населенных пунктах или городах, где из-за уменьшения рынка нецелесообразно держать целый огромный магазин.
Что касается работы всего бизнеса, то первые полгода будут превалировать решения, направленные на текущую результативность, а уже после окончания войны сможем работать с покупателями в полной мере.
Читайте также –
Довезти и вернуться: как логистические операторы сотрудничают с ритейлом во время войны