Алексей Зозуля, Фокстрот: с начала войны цены выросли где-то на 12–20% в Украине
СЕО одного из крупнейших продавцов бытовой техники и электроники Украины рассказал о миллиардных убытках, росте цен на 20% и уменьшении ассортимента, а также о происходящем на рынке продавцов техники в Украине.
В интервью изданию Forbes.ua CEO компании Фокстрот Алексей Зозуля описал процесс возрождения сети, рассказал о продажах за криптовалюту и новом формате магазинов. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
Как изменилась компания с начала войны
Произошел отток населения. Соответственно, компания отличается от довоенной – масштабами и рынком, на котором работает. Сейчас из 169 открыто 92 магазина в 52 городах. Около 40 магазинов, по всей видимости, не откроются. По крайней мере, в обозримой перспективе, потому что они расположены в зоне боевых действий, в прифронтовой зоне или временно оккупированных городах. Впрочем, в июле планируем открыть еще шесть магазинов.
Об изменении рынка
Стабильный рынок, как до войны, уже не существует. Есть города, где выручка на уровне прошлого года и выше. Есть города, где продажи не дотягивают до 60% прошлогодних показателей. В целом спрос упал вдвое. Есть такие категории, которые упали катастрофически, но есть и удержавшиеся. К примеру, в марте продажи телевизоров снизились до 70%, неактуальной на тот момент была встроенная бытовая техника.
В то же время взлетел спрос на специфические товары, которые были востребованы среди волонтеров и вынужденных переселенцев. В настоящее время структура продаж постепенно возвращается к «довоенному» уровню. Прежде всего потому, что украинцы понемногу возвращаются из-за границы, что сразу отразилось на оживлении рынка.
В то же время потребители стали менее чувствительны к сервису. Мы видим это по количеству фиксируемых обращений. Люди понимают контекст и возможные отклонения от стандарта сложившегося в отрасли уровня сервиса. Во главу угла выходят базовые потребности. Как долго это будет продолжаться, будет зависеть от общеэкономической ситуации, покупательной способности, оптимизма людей относительно будущего.
О новой модели управления
Упал спрос, товар на 650 млн грн сгорел вместе со складом. Поэтому мы сформировали очень прагматическую финансовую модель. В то же время, компания стала менее зарегулированной. К примеру, в течение марта-апреля, когда эвакуировали товар из магазинов от линии фронта, десятки, сотни решений принимались на местах.
Сумма убытков от сгоревшего склада и утраченных торговых точек составляет около 1 млрд грн. Поскольку этого товара просто нет, для урегулирования различных вопросов мы проводим переговоры со всеми вендорами. Переговоры двигаются вперед и результаты положительны.
О новых ценниках на товар
С начала войны цены выросли где-то на 12-20% в Украине. Если бы не решение о критическом импорте (а это 75-80% товаров, нужных украинцам), они выросли бы гораздо больше. Ведь сама отмена пошлины частично компенсировала валютные риски и стоимость логистики.
Поэтому с учетом последних законотворческих нововведений о возврате пошлин и НДС на импортные товары будем отстаивать необходимость сохранения перечня товаров критического импорта.
О новой логистике
Мы потеряли центральный склад в Гостомеле. Пока запустили другой – во Львове. Но, если основной склад был 32 000 кв. м, то новый – 3500. Плюс арендовали еще два склада в других регионах и в конце концов обеспечили свою текущую потребность в логистике. Но эта схема неудобна и временна.
В скором будущем планируем организовать полноценный центральный склад в столичном регионе. Это позволит сделать нашу логистику более быстрой и увеличить частоту отгрузок товара в магазины – сейчас это происходит дважды в неделю.
Что касается стоимости логистики, то междугородняя логистика между складами и распределительными центрами подорожала более чем в 1,5 раза из-за горючего. Логистика доставочная – до потребителя – выросла чуть меньше. Но поскольку Фокстрот – крупный интернет-игрок, для нас важны обе составляющие. Поэтому сегодня логистика становится одной из самых затратных статей для ритейлера.
О дефиците товара
Пока нет того ассортимента, который был до войны. Заблокированная морская логистика обеспечивала до 70% поставки товаров. В апреле мы были вынуждены закрыть около 30 магазинов, потому что могли продавать только тот товар, который эвакуировали с востока. Из-за отсутствия склада, а также из-за неготовности вендоров на тот момент мы не могли пополнять товарный запас. Сейчас этот вопрос отчасти решили. Активен канал получения товаров из Европы – Польша и Румыния, страны Балтии. Этот канал узок по пропускной способности, поэтому мы с партнерами сфокусировались на группах товара, имеющих наибольшую оборачиваемость. Это, прежде всего, смартфоны и мелкая бытовая техника.
Поскольку рынок сузился, все участники понимают, что ассортимент должен пересматриваться в меньшую сторону и оптимизироваться товарная матрица.
О покупке товаров за криптовалюту
В настоящее время мы запустили сотрудничество с биржей Binance, что позволяет пользователям криптовалют делать покупки с использованием технологии Binance Pay. Это делаем в рамках законодательства Украины, что позволяет людям, работающим с этим видом накоплений, реализовать свои возможности у нас.
Во многом нас вдохновили примеры волонтеров. Потому что очень много сборов было через криптовалюты и был запрос на такие виды оплаты. Это один из вариантов нормы, особенно для молодого поколения.
Постепенно количество таких покупок растет. Причем средний чек в таких покупках близок к среднему обычному у Фокстрота. Это свидетельствует о том, что новая криптоаудитория покупает привычные для себя товары.
О новом формате и плане на будущее
Начал развиваться проект формирования точек выдачи интернет заказов, где можно получать товар, заказывая его на сайте. Формирование такой сбытовой сети, которая не хранила бы товарные остатки, – это эксперимент. Есть уже 18 таких пунктов в разных городах страны. Это даст больше возможностей для контакта с покупателями в маленьких населенных пунктах или городах, где из-за уменьшения рынка нецелесообразно держать целый огромный магазин.
Что касается работы всего бизнеса, то первые полгода будут превалировать решения, направленные на текущую результативность, а уже после окончания войны сможем работать с покупателями в полной мере.
Читайте также –
Довезти и вернуться: как логистические операторы сотрудничают с ритейлом во время войны