
Как с нулевым бюджетом на медиа получить 18 млн контактов. Кейс КFC (+ презентация)


Зарубежные ритейлеры в последнее время все чаще открывают магазины в Украине и сейчас их больше всего в сегменте одежды, ювелирных украшений и спортивных товаров.
До 2006 года отечественные торговые сети существенно преобладали над иностранными на украинском рынке розничной торговли. Тогда главными факторами, которые сдерживали активную экспансию международных ритейлеров в Украину были: сравнительно низкий уровень доходов населения, сложный инвестиционный климат, проблемы с получением земельных участков и реализацией девелоперских проектов, дефицит профессиональных торговых помещений и высокие арендные ставки на них.
За последние 15 лет ситуация на отечественном рынке кардинально изменилась и сейчас почти 150 зарубежных брендов из более чем 25 стран мира открыли свои магазины на территории Украины. Примерно 75% иностранных брендов – это европейские торговые марки, в основном из Италии, Испании, Турции, Франции, Польши, Великобритании и Германии. Есть также и представители из дальнего зарубежья – США, Гонконга, Китая, Южной Кореи и Японии.
Более половины зарубежных брендов (80) приходится на торговые марки одежды, которые расположены в крупных торговых центрах или на центральных улицах городов-миллионников. Достаточно много брендов приходится на сегмент спортивных товаров (17) и ювелирных украшений. Несмотря на небольшое количество зарубежных брендов в сегменте дрогери и общественного питания, у этих сетей максимальное количество торговых точек в нашей стране. А вот в сегменте продуктового ритейла, иностранные сети присутствуют в основном в супер- и гипермаркетах, хотя недавно они начали интенсивно развиваться и в более мелком формате.
RAU предлагает обзор крупнейших иностранных торговых сетей в Украине в каждом из сегментов ритейла: дрогери, продукты питания, электроника и бытовая техника, товары для дома, спортивные товары, одежда, ювелирные украшения, товары для детей, оптика, общественное питание и автозаправочные станции (АЗС).
В сегменте дрогери крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является сеть розничной торговли товарами для красоты и здоровья «Watsons Украина», которая открыла свой первый магазин в нашей стране в 1993 году в Киеве. В 1996 году была создана сеть «ДЦ», в 1999 году – открыты первые магазины в Каменском и Черновцах, в 2002 году – открыта первая аптека «ДЦ», в 2006 году – сеть магазинов «ДЦ» становится частью международной корпорации A.S. Watson Groupe, в 2011 году – состоялось переименование сети «ДЦ» на Watsons и начался ребрединг магазинов и аптек, в 2016 году – заработал первый интернет-магазин этого ритейлера. Отметим, что Watsons Украина входит в состав A.S. Watson Group, крупнейшей в мире сети розничной торговли продукцией для красоты и здоровья, которая насчитывает более 15 000 магазинов и более 1400 аптек на 25 рынках Азии и Европы. В свою очередь, A. S. Watson Group является частью мультинационального конгломерата CK Hutchison Holdings Limited, который специализируется на портах и связанных с ними услугах, розничной торговли, инфраструктуре, энергетике и телекоммуникациях в более чем 50 странах мира. Основатель конгломерата – Ли Кашин – самый богатый человек Азии. На полках магазинов сети и в интернет-магазине «Watsons Украина» можно найти продукцию от ведущих производителей косметики, бытовой химии, товаров для здоровья и т.п., а также большое количество товаров собственных торговых марок. Самые популярные из них: Domol, Isana, Beauty formulas, Superdrug, Rival de loop и т.д., в общем, более 25 брендов. Эта продукция изготавливается эксклюзивно для Watsons на лучших заводах Европы и Азии и отличается высоким качеством и доступной ценой. Сеть «Watsons Украина» сейчас состоит из 429 магазинов и 16 аптек в более чем 100 городах Украины, где работают более 4000 сотрудников, которые обслуживают ежемесячно почти 3 млн покупателей.
В сегменте продуктов питания крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является французская торговая сеть «Auchan Group», которая 6 марта 2007 года основала в нашей стране собственное представительство. Открытие первого гипермаркета состоялось 29 марта 2008 года в Киеве. 25 августа 2009 года компанией «Ашан» был подписан договор об аренде на 20 лет торговых площадей в Киеве, Кривом Роге, Запорожье и Симферополе, освобожденных после ухода с рынка украинского подразделения российской сети гипермаркетов «О’Кей». Все четыре гипермаркета открылись до конца 2009 года. 20 июня 2017 года торговая сеть «Ашан-Украина» подписала соглашение с украинским дистрибьютором «Караван» по выкупу его активов. А 5 сентября 2017 года «Ашан-Украина» завершила проект выкупа компании, благодаря полученному разрешению на концентрацию от Антимонопольного комитета Украины. Компания постепенно внедрила в бывших магазинах «Караван» свой коммерческий проект и другие направления в рамках собственной концепции развития. В октябре 2017 года «Ашан Ритейл Украина» продала свою долю в украинской сети продуктовых супермаркетов «Фуршет» (20% акций, которыми владела с 2007 года). Покупателем выступила инвестиционная компания VI2-Partners (сделка проведена управляющим партнером VI2-Partners Алексеем Чернышевым). Стоимость сделки не была обнародована. В руководство «Фуршета» был введен президент «Ашан» по Восточной Европе Жан Майи. На этой основе были созданы два неназванных совместных предприятия, первое из которых будет заниматься развитием «Ашан», а второе – развитием сети ТРЦ. Управление всей деятельностью «Ашан» в Украине возложена на компанию «Ашан Украина Гипермаркет», которая в свою очередь, имеет в своем составе ряд структурных подразделений, среди которых, консалтинговые, финансовые и строительные компании. Сейчас в Украине работает 22 гипермаркета сети «Ашан-Украина».
В сегменте электроники и бытовой техники крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является Samsung Electronics, которая открыла собственное представительство в нашей стране в 1996 году. Сейчас южнокорейская компания имеет наиболее разветвленную сервисную сеть среди производителей электроники в Украине, которая насчитывает более 120 сервис-центров. С 2015 года во всех брендовых магазинах Samsung клиент может воспользоваться Smart Service. В специально обустроенной зоне, консультанты помогут обновить ПО, настроить устройство, перенести данные и многое другое. В мае 2016 года внедрена услуга принятия на ремонт техники Samsung в отделениях «Новая почта». Брендовые магазины Samsung оснащены в экологическом формате, а товары в магазинах представлены так, чтобы лучше выделить их особенности и преимущества. Для этого применяются специальные наборы с модульной конструкцией, которую можно применять для различных устройств. Кроме того, такие модульные комплекты изготавливаются с использованием вторичного сырья. Важным моментом является то, что компания отказалась от использования пластика, минимизировав его количество в интерьере. Вместо этого, акцент сделана на деталях из камня, металла и дерева, что придает интерьеру уникальности и премиальности. Не забыли даже об униформе для персонала, которая изготавливается из органического хлопка, и это не просто так, ведь ее изготовление требует на 90% меньше пресной воды и на 60% меньше электроэнергии, по сравнению с обычным хлопком. А покупая инновационные устройства Samsung, потребители получат их в экологическом пакете. Экологически ориентированные магазины Samsung – не новинка для компании, а уже отработанный проект. Так, во всем мире функционирует более 3000 брендовых магазинов Samsung Experience Store. В Украине функционирует более 20 магазинов Samsung Experience Store, оборудованных в экологическом стиле и в течение ближайших нескольких месяцев откроется еще пять торговых точек. Всего запланировано, что общее количество Samsung Experience Store в Украине должно составить более 30 магазинов.
В сегменте товаров для дома крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является международная торговая сеть JYSK, которая открыла свой первый магазин в октябре 2004 года. Компания JYSK относится к Lars Larsen Group и в ее состав входит более 3000 магазинов в 51 стране мира, где работают 24 000 сотрудников. Ежегодный оборот группы составляет примерно 3,79 миллиарда евро. Первые восемь лет деятельности в Украине, JYSK работал по франчайзинговой схеме, но в 2012 году, после открытия 10-го магазина оценил потенциал украинского рынка и решил выкупить франшизу. По состоянию на 2019 год, сеть продала 7,4 млн единиц товара: 900 тыс. единиц текстиля, 854 тыс. мебели для дома и сада, 417 тыс. одеял и подушек и ее товарооборот составил 2 млрд гривен. Численность сети JYSK насчитывает в Украине более 70 магазинов и до 2023 года она планирует ее увеличить до 100 магазинов.
В сегменте спортивных товаров крупнейшим иностранным ретейлером в Украине есть сеть спортивных магазинов и гипермаркетов Sportmaster, которая в 2001 году открыла первый магазин Columbia по франчайзинговой схеме, а в 2003 году – первый магазин по продаже спортивных товаров Sportlandia. Первая для Спортмастер Украина франчайзинговая торговая точка за пределами Украины стала Sportlandia, что открылась в октябре 2018 года в Кишиневе. Магазин площадью 1200 кв. м стал крупнейшим спортивным мультибрендовым магазин в Молдове и единственным спортивным супермаркетом страны. В 2018 году компания была переименована в Sportmaster. В странах присутствия сеть насчитывает более 500 торговых точек, а также более 230 франчайзинговых магазинов таких брендов, как Columbia, Sportlandia, Skechers, Weekender.
В сегменте одежды крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является польская сеть LPP, которая состоит из более 1800 магазинов, расположенных в 25 странах мира. Первый магазин ритейлера в Украине открылся в 2003 году, а сейчас это одна из крупнейших fashion-компаний по количеству магазинов и товарообороту. В своем портфолио компания имеет пять брендов: Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay. Самым популярным брендом является Reserved – 57% продаж группы. Далее следуют SinSay – 20%, Mohito – 9%, Cropp – 7%, House – 7%. В октябре 2019 года LPP запустила в Украине интернет-магазины своих брендов и по итогам 2020 года онлайн-продажи польского ритейлера выросли на 788%, а их доля достигла 23,5% от общих продаж. Именно Украина вошла в ТОП-5 лидеров по показателям е-commerce LPP. Сеть LPP насчитывает 119 магазинов в Украине.
В сегменте ювелирных украшений и аксессуаров крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является сеть Pandora (Дания). Ювелирные изделия Pandora продаются в более чем 100 странах мира на территории 7800 торговых точек, включая более 2400 концептуальных магазинов. Официальным и единственным эксклюзивным дистрибьютором Pandora в Украине является ООО «Амадео». Оно входит в группу компаний MTI и руководит 50 розничными магазинами на территории Украины и 22-я в Казахстане.
В сегменте товаров для детей крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является итальянская сеть Chicco, которая присутствует в более чем 120 странах мира и обладает 150 магазинами в Италии и еще 160 магазинами в других странах, в том числе 20 из них находятся на территории нашей страны.
В сегменте оптик крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является немецкая сеть Fielmann, которая насчитывает более 800 оптик в Европе. Первая украинская оптика открылась более 25 лет назад. В сети можно приобрести коррекционные и солнцезащитные очки, контактные линзы, футляры и салфетки для очков, оригинальные контейнеры для линз, увлажняющие капли и многофункциональные растворы. Также в оптиках сети можно выбрать оправу из 2000 стильных моделей: от классических тонких до ультрасовременных пластиковых. Сеть Fielmann насчитывает более 35 оптик в Украине.
В сегменте общественного питания крупнейшим иностранным ритейлером в Украине является американская сеть фастфудов McDonald’s, первое заведение которой было открыто 24 мая 1997 года в Киеве. За первые 14 лет работы украинской сети, на нее было потрачено $100 млн, в том числе $5 млн – на социальные нужды. В 2011 году компанией был начат проект развития в Украине сети кофеен «McCafé». По состоянию на начало 2017 года, эти кофейни были открыты в 16 заведениях в Украине. Девять украинских ресторанов McDonald’s вошли в список 100 самых посещаемых заведений сети во всем мире: в частности, ресторан, который расположен в Киеве возле Центрального железнодорожного вокзала, занимает в этом рейтинге второе место. По состоянию на 2021 год, McDonald’s насчитывает 102 рестораны в 22 городах и трех селах Украины.
В сегменте автозаправочных станций, крупнейшим иностранным ритейлером в Украине являются голландская сеть Shell Retail, которая вышла на украинский рынок в 2007 году. Shell также стремится соответствовать потребностям владельцев электромобилей, количество которых постоянно растет, поэтому благодаря сотрудничеству с партнерами на ее АЗС было установлено пять скоростных электрозарядных модулей. В настоящее время сеть насчитывает 132 станции в 20-ти областях Украины.
Читайте также —
Варяги в Украине: сколько и какие бренды из каких стран представлены в Украине