Время роста: украинский ритейл в цифрах, фактах и картинках
Данные Госстата: как менялась ситуация в отечественной розничной торговле по количеству предприятий, деловым ожиданиям, прогнозам и в реальности.
Читайте українською
Главное статистическое ведомство Украины опубликовало любопытную статистику: как менялось количество субъектов предпринимательской деятельности, связанных с оптовой и розничной торговлей, за последние шесть лет. А также много дополнительной информации, анализируя которую, можно составить общее представление о развитии ритейла страны в самые сложные для отечественного бизнеса времена. Для чистоты эксперимента мы сравниваем последний предкризисный год – с 2013-го в Украине произошли глобальные изменения, кардинально изменившие привычную картину — и нынешнее состояние отрасли.
Подъем после спада
Один из весьма характерных показателей – количество предприятий, работающих в сфере торговли. На ноябрь 2013 года, то есть еще до начала Революции Достоинства и последовавшей затем аннексии Крыма и вторжения пророссийских боевиков в Донбасс, в Украине насчитывалось 112 243 торговых компании – как оптовых, так и розничных. После начала масштабного экономического кризиса, связанного с оккупацией Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, предприятиям ритейла, как и представителям других сфер бизнеса, пришлось нелегко.
Например, уже в 2016 году в отрасли было зарегистрировало всего 83 120 компаний – на 26% меньше, чем в 2013-м. Впрочем, потом бизнесмены преодолели шок, и розничная торговля Украины начала постепенно восстанавливаться. Как минимум — по количеству СПД. На ноябрь прошлого года в стране в сфере торговли работали 94 732 фирмы.
В определенном смысле можно говорить, что ритейл продолжает выходить из кризиса. Более того, если учесть, что львиная доля ушедших с рынка компаний розничной торговли пришлась как раз на пострадавшие от агрессии РФ регионы, то отрасль уже вернулась на докризисные показатели. К примеру, в 2013 году за пределами Донбасса и Крыма работало 95 530 компаний – вполне сравнимо с нынешними 91 265 (без учета Донецкой и Луганской областей).
Впрочем, не все регионы восстановились в полном объеме. Заметно меньше предприятий торговли стало в Винницкой, Днепропетровской, Одесской, Харьковский областях. Зато существенно увеличился данный показатель в Киеве и области, на Черкащине и Николаевщине. Тут бизнес ожил после кризиса и снова начал открывать новые компании и создавать рабочие места.
Оборот и ожидания
Соответственно изменению количества работающих предприятий, политическим и экономическим потрясениям менялся и оборот отечественных предприятий розничной торговли. Так, в 2013-м этот показатель составил 884,2 млрд грн. Первым более-менее стабильным, без резких скачков курса, стал 2017 год. И показатель сразу оказался ниже, чем в 2013-м: ритейлеры наторговали на 815,3 млрд грн – то есть доходы заметно сократились. Но уже в прошлом году сфера розничной торговли снова продемонстрировала рост: выручка ритейлеров за 2018-й составила 928,6 млрд грн – и это при укрепляющейся гривне и инфляции в районе 10%.
Также, если внимательно изучить графики деловых ожиданий бизнесменов, занятых в торговле, можно увидеть постепенно возвращающийся оптимизм.
При этом надо учитывать, что украинские предприниматели традиционно скептично относятся к перспективам экономики страны и всегда готовятся к худшему. Особенно в годы, когда проходят выборы всеукраинского уровня. А на 2019-й запланированы сразу и президентские, и парламентские выборы. Что вполне объясняет скептицизм предпринимателей.
Как менялся индикатор деловых ожиданий ритейлеров України (в процентах)
Показатель | І квартал 2015 | І Квартал 2017 | І квартал 2019 |
В целом | -11,7 | -1 | +3 |
Оценка изменений продаж в предыдущие три месяца | -4 | +21 | +15 |
Ожидание изменений продаж в следующий три месяца | -46 | -30 | -11 |
Оценка нынешних запасов | -15 | -6 | -5 |
Тем не менее, в целом за последние три года бизнес стал более уверенным в завтрашнем дне, и ожидания ритейлеров изменяются по принципу «шаг назад – два шага вперед». Обнадеживающая динамика.
Также радует, что с каждым годом несколько снижаются опасения предпринимателей по поводу неизбежного повышения цен. К примеру, в первом квартале этого года лишь половина респондентов Госстата уверены, что цены реализации товаров в розничной торговле будут расти. Причем есть некоторое количество оптимистов, полагающих, что стоимость некоторых категорий товаров даже снизится. К тому же надо учитывать, что инфляционные ожидания разгоняют в том числе и уже упоминавшиеся опасения по причине года выборов.
Персонал и инвестиции
Еще два статистических показателя, прямо указывающих на оживление розничной торговли: объем капитальных инвестиций в отрасль и ситуация на рынке труда. В прошлом году в украинский ритейл поступило 19,3 млрд грн капитальных инвестиций. Для сравнения – в 2017-м вложения составили чуть менее 8 млрд грн (то есть год к году в денежном выражении инвестиции выросли более чем в два раза!), в 2016-м – 7,5 млрд грн, а в самый сложный для операторов розничной торговли год – 2015-й – всего 5,1 млрд грн. Тенденция роста инвестиций налицо, а значит – бизнес уверен в перспективности отрасли. При этом самый высокий рост вложений отмечался как раз в IV квартале прошлого года – сразу на 33%.
Что касается рынка труда, то позитивные тенденции относительно ритейла отмечаются и здесь. По данным Госслужбы занятости, практически весь прошлый год (за исключением I квартала), количество открытых вакансий в сфере торговли оставалось стабильно высоким, и постоянно росло по сравнению с 2017-м. Пик был зафиксирован в третьем квартале: тогда компании розничной торговли предлагали более 15 000 рабочих мест – на треть больше, чем годом ранее.
Просто количество открытых вакансий может свидетельствовать и об оттоке рабочей силы, но параллельно с ростом спроса на сотрудников снижалась и безработица в отрасли торговли: если на начало прошлого года было зарегистрировано 54 900 безработных специалистов сферы торговли, то в конце – уже 49 500. То есть даже постепенное трудоустройство незанятых украинцев не способно насытить растущий украинский ритейл.
Еще один характерный показатель: ожидания работодателей относительно количества работников. В III квартале 2017-го впервые за восемь лет бизнесмены сообщили, что ожидают увеличение количества сотрудников на предприятиях торговли. И с тех пор уже пятый квартал подряд эти ожидания остаются оптимистичными.
Резюмируя, можно с уверенностью говорить, что украинский ритейл более-менее успешно преодолел самое сложное время, и теперь, если не помешают обстоятельства непреодолимой силы в виде войны, политических и экономических пертурбаций и других малопрогнозируемых факторов, будет успешно развиваться и расти.
Подробнее о том, чем живет украинский ритейл в 2019 году, с какими сложностями может столкнуться в ближайшие годы и какие основные тренды будут определять его будущее, наиболее авторитетные эксперты и участники рынка расскажут на выставке Retail&Development Business Expo – 2019, которая состоится в киевском НСК Олимпийский уже 28-29 марта.
Читайте также –
Розничный год: как в 2018-м торговали ритейлеры Украины по областям (инфографика)