Нам здесь жить: как украинские ритейлеры ведут борьбу с загрязнением окружающей среды
Как глобальный эко-тренд поддерживают Сільпо, Эпицентр, Ашан, АТБ, Watsons, Всі.Свої и другие отечественные торговые сети, и можно ли экологически ответственному бизнесу ожидать поддержки от правительства.
Согласно исследованию Top Global Consumer Trends 2020, один из важнейших новых трендов в ритейле — бизнес-модели, ориентированные на охрану окружающей среды. Это позволяет привлекать более этичных потребителей, особенно среди молодежи, и создает устойчивые новые возможности для бизнеса. Как показывают опросы, таких потребителей становится все больше – 60% опрошенных обеспокоены изменением климата, а 54% считают, что они могут внести позитивный вклад в мир своими покупками.
Тренд подхватили многие мировые ритейлеры, в том числе украинские, которые также реагируют на современные тенденции и вызовы. Какие активности по защите окружающей среды запускают известные бренды — в материале RAU.
20 сентября 2019 года в более чем 120 странах мира состоялся #ClimateStrike – марш за климат. Акцию поддержал в том числе LUSH Украина, отключив на сутки свой онлайн-магазин и на несколько часов закрыв свой крупнейший магазин в Киеве в ТЦ Globus. Таким образом компания постаралась привлечь внимание клиентов к чрезвычайному положению с изменением климата на нашей планете.
Впрочем, такие «марши» для LUSH — дело обычное, ведь сам бренд построен вокруг темы экологичности и свежей косметики ручной работы. У Watsons, например, ассортимент, как принято говорить, более «широкий». Но и у Watsons с их более, чем более 7200 магазинов по всему миру, все чаще появляются эко-френдли бренды. Одна из таких новинок в Украине – четыре линейки средств Love Beauty and Planet, созданных из перерабатываемого и переработанного пластика, а также эфирных масел и прочего. Но все это – пока в диковинку украинскому потребителю, и скорее, исключение из правил.
«Тобі торба»
Что делать с полиэтиленовыми пакетами, до конца пока никому не ясно. Однако попытки создать условия для более осознанного потребления продолжаются. В сентябре компания Эпицентр запустила экологическую инициативу — во всех торговых центрах национальной сети появились многоразовые эко-сумки #ТобіТорба. Их производят из нетканого современного материала — спанбонда, который не образует токсичных выбросов и подлежит повторной переработке. Стоимость эко-сумки размером 50х40 см — 24,90 грн. За прошлый год покупатели приобрели 44 000 таких эко-сумок.
«Эко-сумки появились в продаже в сети Эпицентр еще в 2015 году — отмечает руководитель департамента по связям с общественностью ООО «Эпицентр К» Юлия Чудновец. — Большой выбор этой продукции можно найти на полках в отделе «Деко». Но чтобы дополнительно обратить внимание покупателей на этот продукт, мы расположили эко-сумки в прикассовой зоне».
С акцией «До біса пакет» выступили Всі.Свої, громко заявив об отказе от полиэтиленовых пакетов. «Этой акцией мы хотели привлечь внимание, заставить людей задуматься — понять, что им не нужно 500 пакетов в год, ведь можно легко изменить привычки шоппинга, взяв с собой сумку», — поделилась с RAU Анна Луковкина, автор и основательница проекта Всі.Свої.
Чтобы наглядно показать, о каком большом количестве вредного для окружающей среды мусора идет речь, Всі.Свої придумали креативное решение: заполнили огромные витрины магазина на Крещатике, 27 в Киеве, этими самыми пакетами, и любой мог прийти и оставить там собственные. Впоследствии все это было отдано на переработку и безопасную утилизацию.
Поход против своих знаменитых пакетов в прошлом году начали также в АТБ. Ритейлер уже полностью перешел на пакеты с оксо-биоразлагающей добавкой d2w. Она позволяет в естественных условиях пакету разлагаться не 500 лет, а в течение 3-5 лет. Теперь сеть выпускает и продает только такие пакеты. Из-за оксо-добавки себестоимость пакета выросла вдвое. Эти затраты компания подела между сетью и потребителем.
В компании надеются, что тренд фотографироваться с пакетом АТБ на фоне мировых достопримечательностей перерастет в пропаганду отказа от пластика и люди. Но этой темой не стали ограничиваться, и в середине февраля 2020 года запустили «Ящики для покупок», которые изготовлены из плотного картона и при окончании использования полностью утилизируются, не причиняя вред окружающей среде. Для эксперимента с такого рода упаковкой компания выбрала 200 магазинов АТБ большой площади. По окончанию этого срока будет рассмотрен вопрос о расширении данной практики на большее количество магазинов сети по всей Украине.
С миру по нитке
К эко-тренду продолжает приобщаться все больше украинских розничных игроков. Сеть METRO Cash&Carry Ukraine уже использует четырехступенчатое обращение с мусором: переработка упаковки из продукции, которая приходит от поставщиков, сортировка твердых бытовых отходов на 5-15 видов, отдельная утилизация пищевых отходов и система сортировки для покупателей. Последнюю инициативу сеть ввела, чтобы облегчить сортировку для своих клиентов, а также уменьшить их расходы на вывоз мусора.
«Когда наш клиент сортирует отходы, то ему удается сэкономить около 40% от затрат на вывоз твердых бытовых отходов. И, конечно, уменьшить количество отходов, вывозимых на полигоны», — рассказал Delo.ua менеджер по экологии METRO Cash&Carry Ukraine Андрей Грис. Также компания борется с пластиковой упаковкой для товаров собственного производства, меняя ее на бумажную.
Компания Ашан начала минимизировать пластик в начале 2019 года. За прошлый год ритейлер продал на 220 000 полиэтиленовых пакетов меньше, взамен предложив 35 000 крафтовых сумок. А уже упомянутый Эпицентр отправил 11 марта из Украины на завод GreenWEEE в Румынии 20 тонн батареек, чем спас от необратимого загрязнения 1600 гектаров земли (примерно 2000 футбольных полей, коло 0.5% всех батареек, которые выбрасываются в нашей стране каждый год).
В Intertop, чтобы обратить внимание на ситуацию, представили «Манифест Екоїста» — культуру сознательного потребления от бренда и создали под него отдельный фото-кампейн с лендингом. Они сформулировали пять шагов на пути к новому прекрасному миру, а именно призыви ценить не количество вещей, а их качество, давать вещам второй шанс, переходить на вещи нового поколения, не размениваться на одноразовые и сделать сознательное потребление привычке. Также ритейлер призвал приносить свою обувь на утилизацию в отдельные магазины Intertop в пяти городах Украины.
Сеть спортивных магазинов Decathlon в Украине также ориентируется на эко-направление. Осенью на ул. Берковецкая ритейлер открыл целый магазин в эко-формате. «Мы отказались от полиэтилена, все сумки в магазине бумажные или из материи. Их стоимость стартует с 7 грн. Возле кулеров нет стаканчиков – воду каждый может набирать в свою бутылку или флягу. Все 43 сотрудника Decathlon на Берковецкой сортируют мусор, после чего тот отправляют на переработку в Обуховский КБК. По такому же принципу уже работает и магазин на Бандеры, где располагается наш главный офис», — рассказал RAU генеральный директор украинского подразделения Decathlon Флоран Гийе.
Продолжает расширять географию проекта по приему вторсырья #SilpoRecycling сеть магазинов Сільпо. Проект воплощен в сотрудничестве с ОО «Экореанимация». На станциях в Киеве, Львове, Запорожье, Днепре и Харькове, все, кто принесет мусор на переработку, получают поощрения в виде баллов программы «Власний Рахунок». По окончанию отчетного периода баллы превращаются в бонусы, которые можно использовать для покупок в Сільпо. Станции принимают ПET-бутылки, стретч-пленку, полиэтиленовые пакеты, упаковку с маркировкой HDPE и многое другое.
Слово города
«Сейчас есть общественные инициативы, которые принимают отходы на переработку. Однако их деятельность почти никак не урегулирована. Нередко они не могут справиться со всем тем мусором, который им привозят киевляне. Именно поэтому мы сейчас рассматриваем возможность создания муниципальных пунктов приема отсортированного мусора, в перспективе в каждом районе города, чтобы привлечь больше киевлян к сортировке отходов», — заявил глава постоянной комиссии Киеврады по экологии Константин Яловой.
Также, по его словам, город будет помогать экологически ответственному бизнесу. «Мы понимаем, что бизнесу нужна помощь муниципалитета, всех органов власти, чтобы совместными усилиями улучшать экологическую ситуацию в Киеве и во всей стране. Поэтому в дальнейшей своей работе мы будем принимать нормативные документы таким образом, чтобы содействовать бизнесу в его стремлении к минимизации использования полиэтилена», — сказал глава экокомиссии.
Читайте также
Зеленые правила: пять выгод для ритейла от новых эко-трендов