
Новости магазинов техники: Фокстрот, Comfy, Алло, Цитрус и другие


Доля «серого» импорта на украинском рынке техники и электроники за время пандемии сократилась на 7%. Это связано в основном с ситуативными факторами, но очень сильны опасения, что из-за недостаточного контроля со стороны таможенных органов в случае роста спроса произойдет увеличение доли «серого» импорта и возвращение ее на прежний уровень.
По инициативе Европейской бизнес-ассоциации, Ассоциации «Украинские импортеры бытовой электроники» и GfK был проведен экспертный опрос участников рынка о доле и тенденциях «серого» импорта бытовой техники и электроники в Украину в период с апреля 2020 года по март 2021 года. Анкета содержала вопрос о 14-ти продуктовых группах, на продажи которых приходится 80% общих продаж бытовой техники и электроники. В экспертном опросе приняли участие представители компаний-производителей бытовой техники и электроники, импортеров, дистрибьюторов и розничных сетей (в основном, это — категорийные менеджеры, коммерческие директора и руководители компаний).
Татьяна Сытник, консультант GfK во время пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс-Украина» на тему «Рынок электроники в условиях COVID-19: объемы рынка, уровень «серости» проанализировала итоги этого исследования и RAU предлагает с ними ознакомиться.
Рынок бытовой техники и электроники Украины в пандемический год вырос: в финансовом объеме – на 24%, а в количественном объеме – на 10%.
Больше всего росли объемы продаж компьютеров и мониторов (75%), ноутбуков (50%) и планшетов (45%), а также бытовой техники – пылесосов (41%) и мелкой бытовой техники (34-35%).
Карантинные ограничения обусловили также рост онлайн-продаж бытовой техники и электроники – с 24% до 32%.
В 2020 году 56% опрошенных участников рынка ответили, что сталкивались со случаями обнаружения товаров «серого» импорта, а в 2019 году таких было 94%.
Отдельные категории товаров являются лидерами по части «серого» импорта – это аксессуары и фототехника.
Треть общего объема «серого» импорта составляют премиум-товары, особенно в категориях планшетов (71%), фототехники (57%), ноутбуков (52%) и смартфонов (38%).
Важность схемы «пиджаков» временно снизилась из-за ограничения передвижения товаров через границу. Вступает в силу схема ввоза «серого» импорта с недостоверным декларированием. Возрастает также частота упоминаний сбыта товаров «серого» импорта через физические розничные точки.
Продажа через физических лиц-предпринимателей (ФЛП) на упрощенной системе налогообложения является главным каналом сбыта товаров «серого» импорта. Значительная часть опрошенных участников рынка не исключает вероятность сбыта товаров «серого» импорта с выдачей фискального чека.
Главными причинами «серого импорта» называют – коррупцию в таможенных органах, возможность безрискового сбыта таких товаров внутри страны, а значит, возможность для нелегального импортера избежать налогов и получить более высокую маржу.
Опрошенных участников рынка больше всего беспокоят такие последствия «серого» импорта, как неравные условия конкуренции «белых» и «серых» игроков, потери поступлений в бюджет, процветание коррупции и риски для потребителей.
Актуальность рисков для потребителей (отказ в сервисном обслуживании) усилилась, ведь 70% опрошенных компаний, предоставляющих сервисное обслуживание, отказывают клиенту в обслуживании по гарантии в случае обращения с товаром «серого» импорта.
Тем не менее, из-за рыночной ситуации и ограничения движения через границу, доля «серого» импорта бытовой техники и электроники в Украине по исследуемым категориям снизилась с 23% в 2019 году до 16% в 2021 году, а финансовые объемы уменьшения «серого» импорта составили 12% (из 20,4 млрд грн (до 17,9 млрд грн).
Уменьшение доли «серого» импорта связано в основном с ситуативными факторами, в частности, это – ограничение передвижений из-за коронавируса (33% опрошенных), дефицит товаров (26%), действия со стороны производителей (25%), уменьшение спроса и контроль таможни.
Также в условиях неопределенности у легальных игроков рынка был больший запас прочности, а нелегалы должны были приспосабливаться к новой ситуации.
Однако есть очень сильные опасения у игроков рынка, что из-за недостаточного контроля со стороны таможенных органов в случае роста спроса произойдет увеличение доли «серого» импорта и возвращение ее на уровень, например, 2019 года.
Читайте также —
Техническая эволюция: как менялись форматы магазинов бытовой техники и электроники