Руслан Шостак, Varus и EVA: Почему государство ущемляет ритейл, если он является драйвером экономики

Руслан Шостак, Varus и EVA: Почему государство ущемляет ритейл, если он является драйвером экономики

07.09.2023 08:45
  466
Дарія Осіїк

Основатель и совладелец национальных торговых сетей Eva и Varus Руслан Шостак в своей экспертной колонке для издания Экономическая правда рассказал, к чему может привести ограничение государством розничной торговли методами, которые не имеют ничего общего с рынком.

Знаете, какая отрасль делает наибольший вклад в экономику Украины? Ответ неочевиден, я уверен, вы удивитесь. Потому что это торговля. Именно так, вклад розничной и оптовой торговли в валовой внутренний продукт Украины составляет 13,8%. Больше сельского хозяйства, которое на втором месте и дает 10,6%. И больше перерабатывающей промышленности с долей 10,3%, что на третьем месте в этом рейтинге.

В торговле до полномасштабной войны работало 3,5 млн человек. Что примерно равно официальному количеству жителей Киева и Львова вместе взятых. Представляете, какая сила?

Вот еще несколько цифр. В 2021 году, который предшествовал большой войне, торговля в Украине выросла почти на 17% по сравнению с 2020 годом. Больше, чем любая другая отрасль. И это несмотря на эпидемию Covid и все карантинные ограничения.

Фактически в этот период торговля стала драйвером украинской экономики, которая в целом выросла на 3,5%.

Так можно ли эту важнейшую отрасль ставить ниже других? А в Украине именно так и происходит. Создаются преференции для некоторых отраслей, отдельные правовые и налоговые режимы, программы поддержки на государственном уровне. Это, наверное, нужно.

Но почему тогда постоянно пытаются ограничить розничную торговлю — важнейшую отрасль экономики Украины? И часто методами, которые не имеют ничего общего с рынком. Например, ограничение маржинальности на некоторые товары. Жесткие регуляторные нормы, которых нет ни в одной отрасли украинской экономики. Тем самым заставляя торговые предприятия работать на грани рентабельности.

А в особо тяжелые времена буквально выживать. Все помнят пример Венесуэлы и печальный опыт ее одиозного лидера Уго Чавеса. Богатая нефтью Венесуэла — 16% мировых запасов — не в состоянии выплатить свои долговые обязательства. Население голодает, местный боливар ничего не стоит, а процветание наблюдается лишь в «отраслях» наркотрафика и контрабанды с соседними республиками. Его политика «справедливых» цен — то есть заниженных без всякой логики, которая заставляет предпринимателей подстраиваться под указы правительства — демотивировала бизнес производить базовые товары и спровоцировала появление в Венесуэле огромного черного рынка.

Национализация ритейлера привела к фактической остановке экономики. Сегодня это печальный пример, который стал уроком для всего цивилизованного мира.

Но при грамотной розничной политике, благодаря рыночным механизмам, цены на продукцию будут снижаться из-за высокой конкуренции за покупателей среди игроков рынка. А конкуренция однозначно возрастет, если по крайней мере прекратится давление на отрасль.

Я точно знаю, что если мы хотим стать экономически развитой страной, нам нужно обратить внимание на розничную торговлю. Без нее не сможет существовать большинство производств. Как бы государство их не поддерживало! Потому что торговля является замыкающим звеном для производства. И если мы хотим сократить импорт, то без ритейла мы сделать это не сможем.

Потому что именно развитая розничная торговля, как стабильный канал сбыта, может стать стимулом для роста производства, создания новых предприятий, появления инновационных решений.

Приведу пример феномена Made in Ukraine, который возник после 2014 года. Когда в Украине стало модно носить и использовать украинские товары, ритейлеры ради покупателей начали искать все украинское у поставщиков. Это стимулировало появление новых отечественных брендов одежды, косметики, аксессуаров. Посмотрите, как увеличилось количество украинских товаров за последние годы. И в этом немалая роль ритейла.

Ведь ритейл — это не просто продажа товаров:

  • он является фронтменом в общении с покупателем;
  • дает обратную связь производителю, формируя/корректируя производство для увеличения спроса;
  • отвечает за реализацию изготовленной продукции;
  • формирует конечную стоимость товара;
  • отвечает за репутацию бренда.

Розница — это настоящая питательная среда для инноваций во всех сферах, поскольку компании на конкурентных рынках ищут способы удовлетворить клиента наиболее эффективным способом. Вспомните, как быстро в Украине вырос сегмент доставки из супермаркетов и как естественно в жизнь всех покупателей вошли омниканальные продажи. Всего этого не было еще три года назад. И, конечно же, нельзя не упомянуть стремительное развитие e-commerce. Все это благодаря тому, что ритейл постоянно ищет способы, как стать ближе к своему покупателю.

Учитывая все это, не было бы выгодно государству больше внимания уделять ритейлу?

Не душить его регламентациями и ограничениями, а наоборот способствовать развитию. И тем самым стимулировать рост не только торговли, но и внутреннего производства. Да, это сложнее, чем просто предоставить преференции отдельным производителям. Но устойчивую экономику невозможно построить без развитого ритейла.

Источник — Економічна правда


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка