Энергия запада: украинский ритейл анализирует возможность импорта электроэнергии
В условиях дефицита энергии и аномальной температуры часть торговых центров в Украине переходит на импорт электроэнергии, а продуктовые сети внедряют усиленный контроль за процедурой хранения и реализации скоропортящихся товаров.
Pro et Contra импорта энергии для ТРЦ
Эти выводы проистекают из опроса компаний, проведённого Интерфакс-Украина. О переходе на импорт электроэнергии сообщили уже ТРЦ Respublika Park и БФК Gulliver. Технический директор БФК Gulliver Сергей Кекух сообщил, что тариф динамичный, стоимость такой электроэнергии сложно спрогнозировать, однако по состоянию на июль в среднем она на 25% дороже украинской и дешевле э/э дизель-генераторов. Оба ТРЦ оборудованы генераторами. В 2023 году Respublika Park инвестировал более $1 млн в приобретение мощных генераторов, а теперь ежемесячно тратит сотни тысяч гривен на их обслуживание и горючее. БФК Gulliver имеют четыре дизельных генератора мощностью 2,2 МВт, их достаточно для обеспечения работы всех инженерных систем, кроме климат-контроля.
В Arricano (ТРЦ РайON и ТРК Проспект в Киеве, ТРЦ Солнечная галерея в Кривом Роге и City Mall в Запорожье) пока не приняли решение использовать импортную э/э. «Изучаем этот подход и анализируем технические возможности», — сообщила директор по маркетингу Arricano Инна Морозова. А вот в Mandarin Plaza Group такой вариант считают малоэффективным, хотя в поиске эффективных и рациональных вариантов тоже ведут переговоры по импорту.
«Из-за оценки рисков и большого количества непредсказуемых последствий (по состоянию на 24 июля 2024 года), в первую очередь для посетителей ТРЦ и работы арендаторов, наши объекты находятся на энергообеспечении национальных сетей и собственных генераторов», — сообщил операционный директор ТРЦ Lavina Mall и ТР Mall Дмитрий Лашин. Он объяснил это решение тем, что существенное удорожание электроэнергии будет включено в OPEX, что соответственно будет компенсировано арендаторами в своих товарах для конечных потребителей и посетителей ТРЦ. «Нестабильность цен на импортируемую электроэнергию также усложняет финансовое планирование, а изменять условия арендаторов или оставлять неопределенные условия в договорах мы не готовы», – подчеркнул Лашин.
Он также отметил, что механизм импорта не гарантирует отсутствия отключений. «Есть примеры столичных торговых центров, перешедших на импортную электроэнергию и уже имевших отключение. При этом всегда помним, что бизнес не возвращает авансовые платежи за неиспользованную электроэнергию», — констатировал операционный директор.В этой связи он убежден, что «эра генераторов» закончится нескоро, поэтому собственная генерация всегда должна быть под рукой в рабочем состоянии.
«Мы частично перейдем на энергообеспечение наших объектов через импорт уже в течение следующих нескольких месяцев (сейчас финализуем несколько договоров и завершили переговоры с ДТЭК), но структура этого импорта будет отражать самую оптимальную конфигурацию для бизнесов, которые нам доверяют и работают в наших ТРЦ», — сообщил он.
При этом Дмитрий Лашин отметил, что проблема дефицита энергии за счет импорта не может быть решена. «Максимальное количество импортируемой электроэнергии для всех потребителей (ТРЦ является лишь скудной ее составляющей) имеет свои лимиты и, за определенное время, мы можем оказаться в ситуации, когда из-за большого количества заявок не хватит уже приобретенного импорта. А мы понимаем, какие приоритеты в обеспечении энергией предприятий могут быть в стране, которая дает отпор врагу», — сказал он.
Продуктовые сети ставят на генераторы
Что касается продуктовых сетей, то они делают ставку на генераторы, перестраивают процессы и усиливают контроль качества скоропортящихся товаров. В частности, в АТБ сообщили, что по всей стране работает 1228 магазинов сети, 1219 из которых снабжены стационарными дизельными электростанциями (ДЭС). Остальные при необходимости работают на передвижных генераторных станциях, которых у компании 15 единиц. Для максимальной сохранности свежести товара для таких групп товаров, как мясо, молочка, охлажденная рыба, торты в АТБ работают без переходного остатка на складах.
Заместитель генерального директора ЭКО маркет по управлению торговой сетью Денис Погорелов сообщил, что все 85 магазинов сети оборудованы генераторами и современным холодильным оборудованием. «Из-за аномальной жары мы вынуждены оптимизировать выкладку некоторых категорий товаров. В торговом зале снизили запас продуктов, которые могут быстро испортиться (молочная продукция, свежая рыба и т.д.). Проводится усиленный мониторинг состояния продуктов. Это касается и входного контроля при получении товара от поставщиков, и непосредственно в самих магазинах», — сказал Погорелов.
В Auchan сообщили, что в часы отключений электроэнергии гипермаркеты работают на генераторах, но сеть заранее внедрила энергосберегающие методы, помогающие магазинам тратить меньше электроэнергии: провели модернизацию имеющегося холодильного оборудования, тем самым снизили потери холода; для горячих цехов создан график работы печей, что существенно уменьшает нагрузку на энергосистему, а для освещения торговых залов давно используют энергосберегающее LED-освещение. Из-за ограничения электроэнергии здесь оптимизировали логистические пути доставки продуктов с целью сокращения времени доставки в пункты продажи. Для хранения холода используют бутылки с хладагентом, который помещают в холодильник, благодаря чему хранение холода увеличивается на четыре часа. В каждом магазине Auchan есть ведомственная ветеринарная служба, осуществляющая контроль температурных режимов и регулирующая количество хладагентов для хранения продукции, при необходимости добавляют большее количество хладагентов.
При этом в случаях длительного отсутствия электроэнергии руководители магазинов координируют вывоз продуктов логистической компанией для предотвращения порчи товара, хранящегося в охлажденном состоянии.Работа торговых объектов на генераторах дороже в два-три раза (в зависимости от мощности ДЭС), сообщили в АТБ и Auchan. Что касается конечных потребителей, то ситуация с энергодефицитом уже отражается на ценах товаров. К примеру, АТБ компенсирует работу генераторов за счет своего дохода, однако уже фиксируют частичное повышение производителями цен на товары, где наверняка уже учтено и подорожание базовой стоимости электроэнергии.