Марк Петкевич, СЕО Novus: В приоритете качественный продукт, расширение сети и улучшение процессов

Марк Петкевич, СЕО Novus: В приоритете качественный продукт, расширение сети и улучшение процессов

16.07.2020 08:30
  2588
rau

Генеральный директор сети магазинов Novus Марк Петкевич рассказал о работе компании в период карантина, динамике продаж в 2019-м и 2020 годах, наиболее привлекательных для потребителя форматах, а также планах развития торговой сети и расширении логистических мощностей.

Читайте українською

Сеть магазинов Novus – один из лидеров столичного рынка продуктового ритейла. Компания, входящая в литовский холдинг BT Invest и созданная в 2009 году, сейчас объединяет уже 46 магазинов, большая часть которых работает в Киеве и области. Не так давно стало известно, что ритейлер планирует активизировать развитие торговой сети и построить новый логистический центр. О том насколько активно будет развиваться торговая сеть в текущем году рассказал генеральный директор сети Novus Марк Петкевич. В первом эксклюзивном интервью для RAU топ-менеджер также поделился результатами работы сети в период коронакризиса, тенденциями в продуктовом ритейле Украины, целями компании на ближайшие годы и многим другим.

— Вы возглавили компанию более трех лет назад. Какие задачи были поставлены перед вами тогда, что уже сделано, как оцениваете проделанную за время пребывания в компании работу?

— Создавать и масштабировать качественный продукт – ключевая задача руководителя Novus Украина. Помимо основного вектора — стабильного расширения компании и ее модернизации, нужно регулярно актуализировать задачи, чтобы вовремя внедрять различные инновации. Например, мы стали первыми в Украине, кто внедрил систему SAP Customer Activity Repository.

С моей точки зрения, сеть магазинов Novus – очень достойный продукт, создание которого стало возможным благодаря результативной и грамотной работе всей команды. Сейчас перед нами стоит задача масштабировать этот продукт, поэтому планируем ускорять процесс расширения и открытия новых магазинов.

— Как сеть Novus закончила 2019 год: на сколько в процентном соотношении вырос ваш товарооборот, средний чек?

— Товарооборот сети Novus в 2019 году вырос на 21% по сравнению с 2018-м – до 11,5 млрд грн. Темпы увеличения продаж были чуть выше прошлогодних, но особенно радует тот факт, что львиную долю роста дали новые клиенты. Что касается среднего чека, то он в прошлом году вырос больше, чем инфляция в Украине.

— Насколько существенно повлиял на работу компании карантин в Украине?

— Безусловно, карантин повлиял на работу сети, но стоит учитывать, что розничная торговля — бизнес со своей спецификой и рисками. В продуктовом ритейле нужно всегда быть готовым оперативно реагировать на изменения и форс-мажорные обстоятельства. У нас слаженная команда, которая быстро наладила все процессы и организовала эффективную удаленную работу.

Да, в условиях непредвиденного карантина были краткосрочные перебои с товаром на полках магазинов, где-то не хватало ассортимента. Но мы оперативно устраняли неполадки в системе до того, как они становились дискомфортны для покупателя.

— Какой была динамика продаж во время карантина? На какие товары спрос вырос больше всего, на какие наоборот – упал?

— В целом, поведение покупателя было примерно таким же, как и в предыдущий кризис 2014 года. В основном люди покупали товары длительного хранения, например, консервы, крупы, бакалею, спички, соль. В связи с карантином люди находились дома, у них не было возможности посещать кафе и рестораны, поэтому население стало уделять больше внимания приготовлению домашней пищи. Соответственно, спросом пользовались продукты для готовки.

— Какие тенденции в поведении потребителя наблюдаются сейчас – в период смягчения карантина? Есть ли положительная динамика по росту продаж?

— Можно сказать, что жизнь возвращается «на круги своя». Во время активной фазы карантина покупатели ходили в магазины реже, при этом чек был выше за счет покупок впрок. Теперь же клиенты выезжают на закупки чаще, но покупают меньше товаров. В целом, уменьшение оборотов продаж в летний период – нормальная практика, киевляне уезжают в отпуск, как и на майские праздники. А в покупательских тележках все чаще наблюдаются «легкие» продукты – овощи, фрукты.

Сравнивая ситуацию с прошлым годом, наблюдаем стабильно положительную динамику продаж.

— Насколько существенно в период карантина вырос спрос на доставку продуктов?

— Действительно, спрос на доставку продукции во время карантина был очень большой, к сожалению, у нас не было возможности обработать весь объем заявок от клиентов. Основной задачей было оперативно увеличить штат сотрудников, которые обслуживают E-Market.

— Как вы считаете, сохранится ли тенденция к росту онлайн-продаж продуктов питания после завершения карантина? Не планируете ли развитие собственного e-commerce по примеру лидеров рынка – АТБ и Fozzy Group?

— Мое субъективное мнение — кардинально ничего не изменится. Онлайн-продажи будут расти немного быстрее традиционных, но не столь стремительными темпами, чтобы направление e-commerce выводить в отдельное структурное подразделение. Мы следим за рынком, наблюдаем за мировыми тенденциями, это направление находится в нашем фокусе внимания. Как только будем понимать необходимость создания собственного e-commerce – сразу же это сделаем.

— В целом, как меняются предпочтения украинских потребителей в последнее время, на что они чаще обращают внимание при выборе магазина или определенного товара?

— Клиентов уже не удивить наличием большого ассортимента, они стремятся получить максимум от посещения супермаркета. Ценится все в комплексе: удобство покупки (место на паркинге, широкие проходы, в которых клиент не сталкивается с другим посетителем тележками), качество продукции (приоритет — уверенность в свежести товара, предлагаемого в сети), сервис (в том числе приветливость и профессионализм персонала, которые определяют настроение, с которым клиент выходит из супермаркета), и, безусловно, ассортимент.

— Какой из указанных вами факторов выбора магазина считаете конкурентным преимуществом сети Novus?

— Novus стремится соответствовать всем этим потребностям клиента. В нашей сети потребитель всегда найдет свежую продукцию от «Майстрів Смаку» в отделе кулинарии, гриль-продукцию и собственное копчение, свежайшее украинское мясо, исключительно охлажденное и соответствующее международным ISO стандартам, рыбу, морепродукты, большой отдел выпечки, а также достойный выбор продукции собственного импорта. Для комфорта клиентов обустраиваем большие парковки, инфокассы, где быстро можно купить снеки и напитки.

Также постоянно вводим дополнительные сервисы. В частности, в недавно открывшемся супермаркете в новом ТРЦ Retrovillle реализовали ряд новых эксклюзивных зон. Например, зона The Lunch Asia, где профи паназиатской кухни готовят ресторанные блюда по демократичным ценам. Или зона Мастеров Шоколада с уникальными рецептурами кондитерских изделий handmade. Ну и конечно, важным элементов остается ассортимент. В сети супермаркетов Novus представлено больше 50 000 позиций SKU. Это облегчает покупку клиентам, у которых нет потребности ехать в несколько торговых точек. Они могут приобрести всю необходимую продукцию в одном месте: как продовольственные товары, так и non-food сегмент.

— В конце 2018 года компания открыла крупный логистический центр в Софиевской Борщаговке под Киевом. Сейчас Novus полностью обеспечивает свои складские потребности самостоятельно? Нет ли планов расширять складские мощности?

— Сейчас у нас работает три логистических центра, но в данный момент самостоятельно покрывать потребности по объемам нашей торговой сети не представляется возможным. Поэтому уже осенью будем открывать четвертый логистический центр.

Также было принято решение о переезде в собственное складское помещение площадью более 40 000 кв. м в 2021 году. Это позволит улучшить качество поставки и эффективность логистики.

— Какие форматы торговых точек считаете наиболее перспективными в Украине (магазины у дома, супермаркеты или гипермаркеты)? На развитии каких форматах сконцентрируется Novus в ближайшие годы?

— Самым оптимальным и успешным форматом считаю супермаркет, поэтому акцент будем делать на развитии такого формата. Хочу отметить, что магазины у дома тоже не будут обделены вниманием. Меньше всего планируем открывать гипермаркетов.

— В этом году вы открыли уже три новых магазина в Киеве. Сколько всего торговых точек планируется запустить в текущем году и где?

— В планах развития – открытие восьми магазинов и пока мы движемся в рамках этого плана. Что касается географической экспансии, то интерес для нас представляют Киев и Киевская область. Развитие торговой сети за пределами столицы планируем не ранее 2023 года.

— Novus давно предлагает партнерам развиваться по франчайзинговой модели, однако за все годы открыл не так много магазинов по франшизе. Что сдерживает развитие и почему франшиза так и не стала эффективным инструментом масштабирования?

— У Novus высокие требования к стандартам работы, это наше имя и репутация, наработанные годами. Поддерживать надлежащий уровень и сохранять реноме профессиональной сети для нас крайне важно, поэтому мы выдвигаем определенные требования, которые готовы выполнять немногие франчайзи. Также Novus требует крупных инвестиций. Понижать планку качества мы не намерены, поэтому и франшиз Novus в Украине пока не так много.

— Какие ключевые цели стоят перед вами на 2020 год и в более долгосрочной перспективе? На каких аспектах бизнеса вы сосредоточите свое внимание?

— Основными направлениями работы останутся клиентоориентированность, развитие и эффективность процессов. Ключевая цель: качественный продукт, расширение торговой сети, улучшение процессов – сервиса и логистики. Novus должен быть эффективным и клиентоориентированным.

Относительно ожиданий в кризисный период, я считаю, что каждый кризис — это возможность. И верю, что этот сложный этап позволит нам ускорить темпы развития.

Товарооборот планируем нарастить на 26% год к году. В первую очередь — за счет масштабирования торговой сети.

— С вашей точки зрения, что будет с украинским рынком продуктового ритейла в ближайшие годы? Какие ключевые изменения его ждут?

— Мой прогноз: ситуация не претерпит радикальных изменений. Будет расти как конкуренция, так и требования со стороны клиента. Относительно бизнес-аспектов, то руководство, уделяющее недостаточное внимание ведению бизнеса в кризисный период, скорее всего, потеряет и клиентов, и сам бизнес.

Читайте также –

Новости FMCG за июнь: доминирование КОЛО и АТБ, кредит Novus, новые форматы Varus и Ашан


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка