Епіцентр возле дома: ритейлер разворачивает новую сеть магазинов Епіцентр Express (+фото)
Новые магазины размером 200–300 кв. м с достаточно широким ассортиментом товаров напоминают одновременно маленький формат торговли DIY или большую точку выдачи. Очевидно, компания Епіцентр К начала большой эксперимент с гибридным форматом, чтобы «зайти» поближе к потребителю.
Новые магазины Епіцентр Express
В начале марта 2024 года ритейлер на своей Facebook странице сообщил об открытии двух первых торговых точек в Киеве на ул. Малышко, 4 Д (павильон напротив ТЦ Детский мир) и на ул. Пражская, 3 А (на первом этаже жилого дома возле Дарницкой площади). Таким образом развитие новой сети Епіцентр Express начали со столичной Дарницы, открыв магазины с обеих сторон от одноименной станции метро. Очевидно, рассчитывая на большой поток потенциальных покупателей в этом загруженном транспортном узле города.
По состоянию на середину апреля на сайте компании указано уже шесть адресов: две в столице и еще четыре во Львове, Ужгороде, Вараше, Хмельнике. Управляющий партнер компании по управлению недвижимостью Retail.Pro Артем Ретин сообщил, что компания подписала, как минимум, еще три локации – Вишневое, Новомосковск и Павлоград. «При этом самое интересное то, что все они разной площади – это может говорить только о том, что сеть будет мультиформатной», — пишет Артем Ретин на своей Facebook странице.
Экспериментальный формат
По мнению эксперта, Епіцентр Express – это не просто маленький формат DIY или большая точка выдачи. Это совершенно новый гибридный формат с довольно интересным сочетанием ассортимента. Фактически это хозяйственный магазин с базовым продуктовым ассортиментом. Также на входе установлена автоматическая кофемашина, холодильник с сэндвичами, кассы самообслуживания и небольшая промозона для акционных товаров.
Фото: Артем Ретин
Сам ритейлер позиционирует новую сеть в качестве супермаркета возле дома, где можно заказать дополнительно все товары, представленные в ассортименте Епіцентр, а также получить все покупки из маркетплейса. Для удовлетворения возможных насущных потребностей покупателей здесь представлена довольно пестрая ассортиментная палитра. В частности, тут можно купить бытовую химию, автотовары, зоотовары, кухонные товары и посуду, текстиль, декоративные товары для дома и строительные инструменты, в том числе и электроинструмент. Конечно, значительную часть «классического» ассортимента DIY-ритейлеров здесь не найти: таких товаров как сантехника, гвозди, обои и т.д. Зато есть секции товаров для детей (в том числе детское питание), а также канцтовары, садоводческий инвентарь, немного безрецептурного аптечного ассортимента и товары для спорта. Есть даже аксессуары для электроники и мелкая бытовая техника.
Собственно продуктовая группа – основа ассортимента экспресс-маркетов возле дома – представлена базовым набором: сыры, колбасы, молочная продукция, вакуумированная рыба, десерты, замороженные овощи и морепродукты, пресервы и специи, подсолнечное масло, сладости, печенье, снеки, хлеб, орешки, мороженое, сигареты и алкоголь, в том числе крепкий. В прикассовой зоне есть классический импульсный ассортимент – шоколад, дезинфекторы, презервативы, клеи, батарейки и т.д. То есть ассортимент достаточно разнообразен, как для такой ограниченной торговой площади. Хотя продовольственная группа занимает заметно меньшую площадь, чем другие товары.
Дополнительная точка выдачи интернет покупок
Еще в магазине действует небольшая точка выдачи интернет-заказов, равно как и в больших ТЦ Епіцентр и в сети существующих 234 Центров выдачи заказов за пределами магазинов. В общей сложности товары из онлайн-магазина Епіцентр и маркетплейса на домене epicentrk.ua, где представлено 4 млн SKU, теперь бесплатно можно получить в более чем 300 точках по всей Украине. Напомним, что по словам руководительницы компании Епіцентр Маркетплейс Юлии Пинтескул, планируется увеличить долю в онлайн-продажах в Украине вдвое, до 20%. Согласно аналитике, каждый второй клиент, получающий заказы из ЦВЗ, дополнительно покупает другие товары в торговом центре Епіцентр. А теперь соответственно может это сделать и в Епіцентр Express.
Очередная трансформация
После того, как Епіцентр занял львиную долю отечественного рынка DIY, поглотив своего крупнейшего конкурента – сеть Нова Лінія, владельцы и менеджмент компании приступили к экспериментам с различными форматами. Как пишет AllRetail, изначально была пересмотрена сама концепция сети магазинов Епіцентр как исключительно продавца товаров для дома, сада и ремонта. В результате торговые точки Епіцентр стали полноценными торговыми центрами с максимально широким ассортиментом разнообразных товаров — от продуктов питания до спортивного инвентаря.
И вот в компании решили, что пора опробовать новый формат – небольших магазинов под брендом Епіцентр Express. До сих пор с форматом экспресс-маркетов экспериментировали только продовольственные сети больших форматов (Auchan, Novus и т.п.). В целом можно сказать, что Епіцентр в своём новом проекте попытался соединить классический продовольственный экспресс-маркет с небольшим магазином DIY. И это выглядит довольно необычно.
Выводы на будущее
Как отмечает Артем Ретин, значительный перечень товарных групп, пусть базовый, размещен на площади 200-300 кв. м. Соответственно в возможных больших форматах этого суббренда можно расширить часть категорий товаров или добавить новые. В большем формате могут открываться отдельные shop-in-shop, вроде аптеки или зоомагазина, в зависимости от потребностей и конкурентной среды конкретной локации.
При условии значимого роста продуктовой группы таковой магазин полностью может стать мощным «якорем» маленького ТЦ. То есть человек может удовлетворить все свои повседневные потребности в одном месте. Соответственно, это уже конкуренция в спальных районах или небольших городах с местными продуктовыми магазинами возле дома и небольшими супермаркетами. А также торговыми точками сегмента drogerie, one dollar store, зоомагазинами и непосредственно с хозяйственными магазинами и классическими рынками. Хотя, по данным AllRetail, стоимость продуктов питания в Епіцентр Express в среднем на 5-10% выше, чем в традиционных супермаркетах, и существенно выше, чем в дискаунтерах, таких, как АТБ. Стоимость товаров непродовольственной группы в целом соответствует ценам в классических Епіцентр и в онлайн-магазине компании.
Как считает Артем Ретин, компания некоторое время будет экспериментировать с форматами и ассортиментом, пока не будет найдена «золотая середина». После чего возможно утверждение 2-3 разных по размеру форматов, которые и начнут масштабироваться по всей стране.