Итоги 2023 года в FMCG: восстановление сетей, миграция в регионы, время магазинов у дома, новые форматы и автоматизация

Итоги 2023 года в FMCG: восстановление сетей, миграция в регионы, время магазинов у дома, новые форматы и автоматизация

04.01.2024 09:00
  1060
Костянтин Симоненко

Обзор главных событий года в FMCG: ритейлеры продолжают восстанавливать поврежденные магазины, в том числе на освобожденных территориях, локальные игроки пытаются расширить присутствие в других регионах, тяжелые времена стимулируют развитие магазинов у дома и СТМ сетей, однако это не мешает крупным игрокам внедрять новейшие технические решения технологии продаж.

В 2023 году украинский продуктовый ритейл продолжил восстанавливать утраченное во время боевых действий, а также готовился к новым возможным блекаутам наподобие тех, что страна пережила осенью 2022-го. Однако в этот раз торговые сети были лучше подготовлены. В то же время, война внесла свои коррективы в поведение потребителей и заставила ритейлеров реагировать на эти изменения, в том числе мигрировать в более безопасные регионы. Однако не только этим запомнился уходящий год. RAU собрала главные события 2023 года в FMCG-ритейле.

Восстановление сетей

Как показал регулярный ежемесячный опрос RAU, проведенный среди сотни членов Ассоциации ритейлеров, продовольственные магазины составляют наиболее существенную долю отечественного ритейла. Так, в октябре 2023 года на этот сегмент приходилось почти 30% или 5280 работающих магазинов. Только в 2023 году начали работать три сотни торговых точек: как новых, так и заново открытых. Всего за 20 месяцев войны отрасль возобновилась на 21,2%. Наибольшая концентрация продовольственного ритейла наблюдается в Киеве и области – 1651 торговая точка, что втрое превышает плотность покрытия еще двух регионов с максимальным количеством магазинов. Так, на втором месте по количеству магазинов находится Львовская область (558), а на третьем – Днепропетровская (506). В пятерку входят Одесская и Кировоградская области.

Процесс восстановления сетей начался уже через несколько месяцев после полномасштабного вторжения и продолжается по сей день. Так, в феврале 2023 года сеть Varus возобновила работу временно закрытого магазина в поселке Покровское (Днепропетровская область), вынужденно закрытого в апреле 2022 года из-за активных боевых действий, которые происходили совсем рядом.

1 марта 2023-го, учитывая рост потребностей и запросов жителей освобожденного в ноябре 2022 года Херсона, открыл двери для покупателей уже второй ЭКО маркет по улице Блюхера, 52. Напомним, до оккупации здесь работало шесть точек сети.

Открывали двери своих магазинов не только крупные национальные операторы, но и местные игроки. Например, в Изюме открылся первый после освобождения сетевой продуктовый супермаркет Посад. Магазин начал работать с 18 февраля 2023 года по ул. Киевская 13 Ж (район железнодорожного рынка).

В свою очередь сеть Фора восстановила поврежденные магазины в Ирпене и Гостомеле. В апреле Auchan Украина заново открыл свой гипермаркет в ТРЦ Riviera Shopping City на территории села Фонтанка под Одессой, разрушенного российским ракетным обстрелом 9 мая 2022-го.

А крупнейший продуктовый ритейлер Украины – сеть АТБ – в октябре 2023 года открыл первый магазин в Донецкой области (город Доброполье) после более чем годовой паузы. Напомним, АТБ временно приостановил работу магазинов в регионе в августе 2022 года из-за обострения ситуации в Донецкой области. В этом году ритейлер планирует восстановить три из четырех магазинов в Чернигове, пострадавших или полностью разрушенных во время блокады города оккупационной армией рф. Магазины восстанавливают по предыдущим проектам, так что изменения размера торговых площадей или реорганизации пространства не планируется.

Миграция в другие регионы

В то же время, с восстановлением торговых точек продуктовые сети активно осваивали новые для себя регионы или расширяли там присутствие. Скажем, сеть Таврія В, работающая преимущественно в южном регионе, расширила свою экспансию на запад страны. В частности, первая торговая точка в Ивано-Франковске открылась в новом ТЦ «Киевский». Это первый магазин сети в Прикарпатье, однако не единственный на западе Украины. Несколько супермаркетов Таврія В уже присутствовало в Хмельницком. Впоследствии новый магазин Таврія В открылся в Яремче в Ивано-Франковской области.

Компании пытаются следовать за потребителями, массово переехавшими в западные регионы страны. Хороший пример – компания Roshen, которая открыла первый фирменный магазин в Ивано-Франковске и навсегда закрыла магазин на столичном Крещатике, который проработал там более десяти лет.

Харьковская компания Чудо Маркет открыла уже три магазина на западе Украины под суббрендом Forta. Из-за войны локальная сеть стала рассматривать возможность продолжения своей работы и релокации бизнеса в более спокойный западный регион. Очевидно позиционирование бренда Forta как премиального привлекает наиболее платежеспособного потребителя и позволяет выделить нового игрока среди многочисленных конкурентов. К тому же близость к западной границе позволяет оптимизировать логистику дорогостоящего импорта.

Fozzy Group тоже проявляет большой интерес к западным областям, где в последнее время открылось немало дизайнерских Сільпо, хотя первый супермаркет в 2023 году сеть открыла весной в Киевской области, в селе Крюковщина. С июня 2023-го новые супермаркеты Сільпо появились в Дрогобыче, Трускавце, Ивано-Франковске, а магазин во Львове стал 20-м в городе. Осенью добавились магазины в Луцке и Яворове. Сеть Фора, тоже входящая в Fozzy Group, в этом году активно продолжала расширять свое присутствие за пределами столичного региона и в частности – на западе страны. Так, 12 мая открылся первый магазин сети в городе Ровно по адресу ул. Киевская, 10. Напомним, что в апреле были открыты первые магазины Фора в Черкассах и Виннице.

Еще одним интересующим ритейлеров регионом стала Одесщина, где в октябре этого года свой первый магазин открыла сеть Файно Маркет. Магазин в пгт Любашевка стал 170-м в компании ООО «Вересень плюс», которая развивает магазины формата «возле дома» в регионах Кировоградской и Черкасской областей.

Несколько раньше, в субботу, 2 сентября в День города, первый супермаркет сети Varus в Одессе открыл свои двери для клиентов. Современный магазин расположился на проспекте Добровольского, 122/1 А. До 2017 года на этой локации работало заведение австрийской сети Billa.

Также николаевская продовольственная сеть MIDA 20 мая открыла свой первый супермаркет в Одессе. Эта пилотная торговая точка расположена по ул. Академика Вильямса, 67. До тех пор сеть MIDA была представлена исключительно в южном регионе, доминируя в Николаеве, где работает более 30 маркетов.

Против общего тренда пошла сеть ЭКО маркет, которая расширяет присутствие на востоке Украины и сокращает на западе. Компания остается одной из немногих, кто принял принципиальное решение продолжать работу на прифронтовых территориях. В частности, в Мирнограде Донецкой области возобновил свою работу второй магазин сети в этом городе. В то же время, стало известно, что сеть Torba (главный офис в городе Черновцы) взяла в свое управление и переформатировала 20 из 35 магазинов ЭКО маркет в шести областях на западе Украины (Волынская, Ровенская, Львовская, Тернопольская, Хмельницкая, Ивано-Франковская).

Расцвет дискаунтеров и СТМ

Полномасштабная война оказала существенное влияние на материальное положение многих украинцев и поэтому в 2023 году усилился спрос на форматы магазинов, позволяющих экономить на закупках продуктов. Так, компания Таврія В продолжает расширять сеть супермаркетов Пюре, работающих в формате «жесткий дискаунтер». В частности, 2 декабря 2023 года новая торговая точка открылась в городе Балта Одесской области. До этого был еще магазин в городе Подольск Одесской области и вторая точка в самой Одессе. Напомним, более двух лет назад Таврія В открыла первый супермаркет низких цен и с тех пор магазины Пюре успешно работают в Одессе, Николаеве, Белгороде-Днестровском, Никополе, Подольске и Балте. «Отличные результаты операционной деятельности, удачный и современный формат» вдохновили руководство компании Таврія В на расширение сети Пюре.

Аналогично ООО «Вересень плюс», кроме сети магазинов у дома Файно маркет, развивает в Кировоградской области с 2019 года магазины VARTO Дискаунтер. Именно в 2023 первый дискаунтер открылся в Черкассах. В сети это уже шестой по счету VARTO Дискаунтер.

Нарушение логистических цепей и – как следствие – привлечение ритейлерами большего количества отечественных поставщиков, а также желание покупателей сэкономить дополнительно стимулировали развитие СТМ.

Как следствие, продажи продтоваров под собственными брендами (private label) превысили в 2023 году довоенные показатели. Об этом говорится в исследовании компании NielsenIQ, специализирующейся на анализе потребительских рынков. Согласно анализу компании, Украина остается одним из мировых лидеров по потреблению товаров собственных брендов, не требующих дополнительного продвижения и имеющих меньшую себестоимость. По состоянию на август 2023 года доля продаж таких брендов на рынке достигла 36%.

Активное развитие магазинов у дома

В войну активно развивается и приобретает популярность формат магазинов у дома. Как говорит Марина Сергиенко, генеральный директор сети КОЛО, за 2023 год средний чек вырос на 8% в деньгах по сравнению с 2022 годом, а количество покупателей увеличилось на 30%.

В этом году Альянс Ритейл Груп запустил новую сеть магазинов у дома Mashket. Ритейлер, в портфель брендов которого входят сети Домашний маркет, Osnova, PRO – просто продукты, FRIPP TIME и CHILL TIME представил новый формат торговых точек. Шесть магазинов сети под брендом Máshket уже работают в Виннице и области, анонсировано открытие в Киеве. В магазинах можно заказать хот-дог, пиццу собственного производства, собственную выпечку и полуфабрикаты по особой рецептуре. В 2023 году Домашний маркет стал Mashket, меняя стилистику, тон коммуникации с покупателями.

Компания Клевер Сторс также проводит ребрендинг части своих магазинов Сім23 в Сімі, чтобы «быть еще более близкими, актуальными и интересными для аудитории сети». Западноукраинская сеть маркетов Сім23, работающая в формате convenience store, представила первые маркеты после ребрендинга 20 июля в Луцке. Напомним, компания Клевер Сторс начала экспансию нового бренда удобных маркетов Сімі в конце 2022 года. Компания планирует постепенно продолжать ребрендинг других торговых точек с целью создания цельного образа сети на рынке. В начале августа 2023 года сеть пересекла отметку в 200 торговых точек под обоими брендами. В сентябре открывались по два магазина почти еженедельно.

О популярности формата магазинов у дома свидетельствует множество «юбилейных» рубежей, преодоленных сетями этого года. В частности, Фора взяла планку в 300 магазинов. Юбилейный магазин был открыт 2 июня в Звенигородке (Черкасская область), а к 2 декабря, когда сеть супермаркетов Фора отметила свой 21-й день рождения, их количество возросло до 311 в 100 городах и городках Украины. Самая большая во Львове сеть продуктовых магазинов Близенько имеет уже более 160 маркеров, преодолев эту отметку еще в сентябре. Сеть магазинов Экспресс Маркет box появилась на столичном рынке в 2019 году и за короткий промежуток времени открыла более 70 магазинов площадью от 50 до 380 кв. м. В мае 2023-го она прошла отметку в 80 торговых точек, а в настоящее время насчитывает более 100 маркетов.

Также в этом году появилась первая сотня продуктовых маркетов super Thrash!Траш!, являющихся частью одной из крупнейших торгово-промышленных групп Fozzy Group. Этой осенью национальная сеть семейных маркетов Делві, которая по итогам 2022 года насчитывала 149 магазинов, вплотную приблизилась к выполнению плана расширения до 170 маркетов в 2023 году.

Внедрение новых технологий

Массовая миграция людей из Украины из-за войны сократили как количество потенциальных покупателей, так и наличие свободных рабочих рук. Это побудило ритейлеров искать новые пути повышения эффективности своей работы. Metro Украина масштабирует технологию бесконтактного сканирования и оплаты товаров Metro Fast Line в трех городах Украины. Услугой бесконтактного сканирования и оплаты товаров можно воспользоваться в мультиканальных центрах оптовой торговли Киева, Винницы и Ивано-Франковска. В 2021 году система была запущена в пилотном Metro Cash&Carry Ukraine в Киеве. За этот период клиенты воспользовались ею более 100 000 раз, а среднее время для подтверждения покупки и проведения оплаты составило 2 минуты. С помощью бесплатного мобильного приложения Mеtro Fast Line на смартфоне или специальных сканеров, размещенных на входе в ТЦ, клиенты могут самостоятельно отсканировать свои покупки прямо с полки в торговом зале, провести быструю (менее минуты) валидацию тележки с товарами на специальной весовой платформе, не выкладывая товар на кассовую ленту и сразу оплатить покупку на стойке самооплаты.

Чтобы сделать покупки более удобными, сеть супермаркетов Varus обновила функционал сайта и открыла в начале августа в столице свой первый darkstore. Здесь почти на 900 кв. м площади присутствует 8000 SKU доступного ассортимента, «умные» полки и тележки, возможность одновременно комплектовать несколько заказов и доставка покупок в 20-минутные слоты. К 2024 году сеть Varus планирует охватить всю центральную часть Украины и Одессу. Об этом заявил директор департамента развития сети Varus Станислав Мирошниченко.

Международный сервис доставки Glovo тоже активно развивает в Украине собственные сети продовольственных магазинов «без покупателей» – Glovo Express. Первый появился летом 2021 года в Киеве, а через два года работало уже 12 darkstore в Украине — в Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Днепре и новый – в Виннице. Как отметила генеральный директор Glovo Марина Павлюк, компания также начала развивать собственные франшизы, которые называются Glovo Concept и тоже могут работать на базе «облачных кухонь» Glovo.

Чтобы конкурировать с локальными игроками в небольших городах и селах сеть Сільпо активно развивает дальнюю доставку (до 100 км) на базе сервиса быстрой доставки Loko, запущенной в июне 2022 года в Киеве. В частности, дальнюю доставку летом запустили в Ивано-Франковске, а осенью – на Волыни. Обычный быстрый сервис Loko стал доступен в Чернигове и Тернополе.

С начала 2023 года сеть супермаркетов АТБ начала масштабирование своего проекта доставки товаров на деоккупированные прифронтовые территории Украины через почтовых операторов. Теперь услугой могут воспользоваться жители многих городков Донецкой и Херсонской областей. Для получения необходимых продуктов или других товаров люди могут воспользоваться любым отделением Укрпошта или Нова пошта в более чем 150 населенных пунктах Харьковщины, Донетчины и Херсонщины. Процесс заказа почти такой же, как покупки в интернет-магазине АТБ.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка