Граница на замке: будет ли дефицит и подорожание товаров в торговых сетях

Граница на замке: будет ли дефицит и подорожание товаров в торговых сетях

04.03.2024 09:00
  245
Валерія Байда

Польские фермеры продолжают блокировать и мешать движению грузовых транспортных средств на границе. Как это сказывается на украинском ритейле и ожидать ли дефицит и подорожание товаров для конечных потребителей.

Как сообщает Укрінформ, в эфире телемарафона представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко рассказал, что польские фермеры блокируют шесть направлений – «Ягодин», «Устилуг», «Угринов», «Рава-Русская», «Шегини» и «Краковец». А совокупно по всем этим направлениям на территории Польши в очередях находится примерно 2200 грузовых транспортных средств. RAU расспросила ведущих украинских ритейлеров, какие последствия будут для торговых сетей.

Fashion-ритейл

Из-за блокировки митингующих украинско-польской границы, в сети обуви, аксессуаров и одежды Estro товар, который планировали получить в начале февраля, ожидают уже в марте. Также есть проблемы с поставкой определенных материалов для производства. Это означает, что клиентам не могут предложить полный ассортимент новой коллекции обуви весна-лето 2024, что существенно повлияет на продажу сети. К тому же специфика fashion-ритейла – это новые трендовые модели, поэтому нельзя закупить товар, хранить его на складах и продавать несколько лет. Так что в Estro ждут, когда ситуация на границе улучшится и они смогут получить в полном объеме новую коллекцию.

Hard discounter

В сети мультимаркетов Аврора отмечают, что проблемы на границе с Польшей начались еще до начала официальных сообщений, а 19 февраля ситуация стала критической. Несмотря на это, в сети пока не ощутили значительное влияние на товарные остатки или продажи, потому что всегда закладывают больше логистического времени при планировании поставок. К тому же, как только в СМИ появилась информация о вероятности полной блокировки пунктов пропуска, прибывшие в польские порты новые поставки перенаправили на другие пункты пропуска. «Учитывая опыт блокирования границы в конце прошлого года, мы диверсифицировали наши маршруты поставки. По грузам мы не фиксируем увеличение продолжительности прохождения границы», — отмечает Александр Доценко, коммерческий директор сети мультимаркетов Аврора.

Продуктовый ритейл

В продуктовом ритейле уверяют, что ситуация с наличием товара контролируемая, ведь поставщики еще имеют товарные запасы.

Однако в Auchan Украина отмечают, что критическая ситуация сложилась с фруктами, а именно с бананами определенной степени зрелости. «В связи с блокировкой границы данный товар стоит на границе в среднем две-три недели, поэтому есть его дефицит в магазинах, а значит и повышение цены. Также возможны удорожание цен до 15% на алкогольную продукцию», — говорят в отделе закупок Auchan Украина.

В сети супермаркетов Novus говорят, что из-за блокировки границы товар задерживается и портится. «Мы получаем продукцию, часть которой уже непригодна для продажи. Сегодня мы даже не можем строить планы, потому что срок ожидания неизвестен. А за последний месяц стоимость логистических услуг выросла на 39%», – говорит Алексей Панасенко, заместитель генерального директора по операционной деятельности Novus.

В сети супермаркетов ЕКО Маркет отмечают, что есть определенные проблемы с блокированием украинско-польской границы, но они в основном связаны именно с продуктами польского производства. «Следует понимать, что эта блокировка бьет не только по Украине, но и по самой Польше и ее производителям. Ведь многие польские компании работали, в том числе с ориентацией на наш рынок. А теперь контракты с ними срываются из-за форс-мажорных обстоятельств. Продукты, уже изготовленные для украинского потребителя и не отгруженные в связи с блокировкой границы, имеют свои ограничения по сроку годности. И даже если прошла только половина этого периода, то товар все равно теряет свою актуальность и становится невостребованным. Ведь его нужно не только довезти в магазины, но и иметь время на реализацию», — комментирует Наталья Красникова, заместитель генерального директора по логистике ЕКО Маркет. В настоящее время в сети ЕКО Маркет основным маршрутом для доставки товаров является Румыния. Такое изменение не сказывается критично на стоимости, однако сроки увеличиваются.

В Metro Украина испытывают проблемы с поставкой абсолютно всех импортных товаров, транзитный путь которых проходит по территории ЕС. «Со стороны Украины в очередях с экспортом или пустого транспорта стоит 17 722 грузовика, из них 6816 под польскими пунктами пересечения с ожидаемым временем на пересечение границы от 9 дней до 2 месяцев. Это приведет к повторению кризиса транспорта ноября-декабря 2023 года, когда срывались запланированные отгрузки у поставщиков из-за опоздания или отсутствия транспорта на согласованные даты загрузки, а стоимость фрахта возрастала автоматически на 250-300% из-за дефицита свободного транспорта в Европе, перепробега и простоя авто в очередях в пункты пропуска на выезд из Европы, что в свою очередь негативно повлияло на рост цен для конечного потребителя», — комментирует пресс-служба Metro Украина. Чтобы решить проблемы на границе, в сети супермаркетов Metro Украина изменяют план отгрузок, отдавая приоритет определенным категориям товаров, используют доступные пункты пересечения границы, что приводит к увеличению транзитного времени в два раза, потому что на границах Словакии и Венгрии большие очереди, а до границ с Румынией довольно длинный путь из северной Европы. И как результат, цены на фрахт уже начали расти из-за перепробегов и простоя грузовиков в ожидании пересечения границы.

Ритейл зоотоваров

Компания Suziria Distribution, которая вместе с крупнейшей сетью зоомагазинов MasterZoo входит в Suziria Group, является крупнейшим оператором зоотоваров в Украине и работает с более чем 5000 B2B клиентов, представляющих специализированную офлайн-розницу (например, MasterZoo), современную розницу (крупные магазины широкого спектра товаров, например, Сільпо или Епіцентр) и онлайн-магазины (MasterZoo, Pethouse и другие). Как говорят в компании, блокирование польской границы негативно влияет на всю цепочку работы с импортом в Украину и с импортом зоотоваров, в частности. Во-первых, происходит задержка доставки импортируемых грузов как минимум на неделю. Соответственно, это влияет на все каналы сбыта, с которыми компания работает. «Наши клиенты-ритейлеры недополучают товар, и, соответственно, и прибыль, а потребители не находят на полках корма, лакомства, наполнители, игрушки и другие товары, к которым привыкли их любимцы», — комментирует Мария Бабко, руководитель департамента маркетинга Suziria Distribution 

Во-вторых, растет стоимость логистики: грузовики вынуждены неделями стоять на границе, а это – дополнительное топливо, время и прочие расходы. В-третьих, стоимость логистики приводит к росту цен. Это касается не только зоотоваров, но и всего FMCG-сегмента.

Мебельный ритейл и DIY

У компании Епіцентр есть свой собственный мощный автопарк для осуществления экспортно-импортных операций, поэтому тут пытаются идти на опережение подобных ситуаций. «Раньше большинство наших грузов с импортированной продукцией попадали в Украину именно через Польшу. Мы все чаще перенаправляем наши грузы на венгерскую и словацкую границы, строя заранее новые логистические маршруты. Расстояния, конечно, длиннее и стоимость доставки увеличивается в результате роста расходов на дополнительное горючее, но это позволяет своевременно доставлять собственные грузы, избегая очередей и простоев. Кроме того, мы уже имеем опыт использования доставки контейнеров из польских морских портов Гдыня и Гданьск на железнодорожных платформах. Импортные грузы из европейских морских портов бесперебойно прибывают железнодорожным транспортом в Украину, хотя следует отметить, что этот вариант доставки товаров занимает больше времени, чем автомобильный», — комментирует Юлия Пинтескул, заместитель председателя общества по инновационному развитию в сферах производства и таможенно-логистической деятельности ООО «Епіцентр К». Также в компании уверяют, что ситуация с блокировкой границы не новая для Украины и многие бизнесы адаптировались, так что незначительные задержки есть, но дефицита товаров на полках не прогнозируют. «Товарные запасы в настоящее время составляют 3-4 месяца и формируются в зависимости от групп товаров с учетом сроков хранения отдельных видов продукции», — дополняет Юлия Пинтескус.

150 грузовиков с товаром JYSK стоят в очередях на польской границе. Из них ориентировочно 60 – это товары, закупленные JYSK у украинских производителей для продаж в европейских магазинах. Об этом пишет Forbes. Как говорит Святослав Амелин, основатель сети МебельОк, которая насчитывает 10 точек по Украине: «Сетевые ритейлеры не имеют больших остатков товаров и в основном планируют поставки по четкому графику. Срыв поставок срывает продажи». В его сети до 10% – это польские бренды. Чтобы не стоять на границе, есть возможность разворачивать фуры и ехать на границу с Румынией, Венгрией или Словакией. Правда, задержка может быть до трех недель.

Компания Морган экспортирует диваны и другую мягкую мебель в частности IKEA, Next, Mio, XXXLutz и других ритейлеров в 24 страны. Они тоже переправляют товар в Румынию. Однако очередь на этой границе может быть пять дней, а каждый день задержки увеличивает стоимость перевозки.

О дефиците и подорожании товара для конечного потребителя

Украинские ритейлеры отмечают, в связи с продолжающимся блокированием границы подорожание товаров для конечного потребителя вероятно будет, но спешат заверить, что минимальное. К тому же некоторые ритейлеры несмотря на  все сложности будут пытаться сдерживать рост цен.

«На подорожание товара влияет много факторов, основные из которых – стоимость материалов, закупки непосредственно готового товара и логистики. Поэтому, конечно, что дополнительные расходы могут повлечь за собой определенные повышения конечной цены», — отмечает Ирина Бигун, СМО сети Estro.

В сети мультимаркетов Аврора говорят, что без существенных последствий выдерживают задержки до 14 дней. «Для нас важно поддерживать население доступными ценами. Задержки и новые пути доставки товаров пока не оказывают значительного влияния на себестоимость с последующим подорожанием товаров на полках. Ценообразование мы формируем исходя из нашего формата дискаунтера, а также из спроса и ценности товаров. Повышение — это вынужденная мера, которую мы применим только в случае критических для компании показателей и при сохранении стратегии позиционирования», — сообщает Александр Доценко, коммерческий директор сети мудьтимаркетов Аврора.

В сети Auchan Украина отмечают увеличение стоимости международных перевозок на 20-30% и, как следствие, увеличение цены на импортируемые товары. Auchan Украина уже минимизировала поставки молочных продуктов и сыров с короткими сроками реализации, что влияет на товарооборот всей сети. Прогнозируя, что ситуация с блокировкой границы может повторяться, в сети Auchan Украина одним из стратегических направлений является развитие украинских производителей и фермеров. «Мы продолжаем отдавать предпочтение локальным производителям. Кроме того, развиваем собственные торговые марки от локальных производителей высокого качества по доступным ценам», — отмечают в отделе закупок Auchan Украина.

В Novus говорят, что пока будут пытаться сдерживать рост цен, но при дальнейшем подорожании стоимости услуг столкнутся как с подорожанием, так и с дефицитом товара. Прежде всего речь об овощах, фруктах и дешевых социально важных товарах. К тому же, сейчас уже в сети вынуждены отказаться от импорта некоторых товаров.

Стоимость мебели в Украине может вырасти из-за нарушения цепей и нерегулярности поставок сырья, говорит Forbes Оксана Донская, член правления Украинской ассоциации мебельщиков (УАМ). Но поскольку импортная мебель составляет до 20% доли рынка мебели в Украине, то потребитель не сильно испытывает влияние.

В сети Еко Маркет уверяют, что пока не видят предпосылок для дефицита, ведь есть много запасов и граница с Румынией работает исправно. К тому же в Украине пищевая промышленность достаточно развита, так что полки супермаркетов не будут пустыми. «А те товары, которые производились в Польше, мы активно закрываем аналогичными позициями из других стран, в том числе и отечественного производства», — дополняет Наталья Красникова. Она говорит, что рост цен для конечного потребителя, вероятно, будет минимальным.

В сети Епіцентр говорят о том, что увеличение стоимости доставки влияет на конечную себестоимость импортируемой продукции, но в компании будут избегать повышения цен путем уменьшения маржинальности товаров и, соответственно, собственных доходов. Следует отметить, что увеличение себестоимости некоторых пищевых продуктов приводит к нерентабельности их импорта. В таких случаях происходит импортозамещение или уменьшение ассортиментных позиций в пределах одной группы товаров. Также есть дополнительные риски задержки поставок в европейские морские порты из-за напряженности в Красном море, что повлияет на общие сроки ожидания грузов. Надеемся, что вопрос по блокированию границы в ближайшее время будет урегулирован и украинский бизнес сможет бесперебойно осуществлять свою внешнеэкономическую деятельность», — дополняет Юлия Пинтескул.

В компании Suziria Distribution надеются, что критический дефицит товаров не возникнет, но прогнозируют, что ритейлерам придется несколько корректировать промопрограммы с учетом остатков товаров.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка