Гаджеты атакуют: прогнозы и ожидания-2017 на рынке бытовой техники и электроники Украины
Редакция RAU собрала мнения экспертов рынка бытовой техники и электроники о том, что ждет рынок электроники и технологичных устройств Украины в следующем году.
Уходящий 2016 год украинские ритейлеры определяют как «неоднозначный». Согласно исследованию компании GfK Ukraine, в первой половине 2016 года рынок бытовой техники и электроники демонстрировал некоторый рост относительно того же периода в 2015-м. Но речь идет о росте выручки в национальной валюте, а не об увеличении продаж в штуках или валюте. Например, как уже писала RAU, в январе-июне продажи бытовой техники и электроники в сети Эльдорадо в натуральном выражении сократились на 15% и составили 11 млн единиц товара. При этом в гривне ритейлер наторговал на 5,6% больше, чем годом ранее.
Наиболее востребованным товаром в уходящем году в сегменте БТиЭ стали смартфоны, а наименее – крупная бытовая техника. Предполагается, что по итогам 2016 года продажи могут вырасти максимум на 10%, а в денежном выражении объем рынка составит около 50 млрд грн. И пока ритейлеры заняты новогодними акциями, они уже готовятся к следующему году. Говорить об однозначных прогнозах не приходится, однако все эксперты сходятся в одном — не смотря на проблемы с покупательской способностью населения, которая никуда не денется, крупные игроки рынка бытовой техники и электроники продолжат успешно развивать свои торговые сети.
Слишком много переменных
Компания F.ua, чья доля в общем объеме интернет-продаж БТиЭ в Украине в 2015 году приблизилась к 7%, не ожидает существенных изменений. За исключением того, что в связи с введением РРО техника может подорожать, и возможны временные перебои с поставками в небольших магазинах. Основные игроки вряд ли сдадут нынешние позиции, а возможно, еще больше укрупнятся, — такого мнения придерживается управляющий партнер интернет-магазина F.uа Дмитрий Покотило.
«Если все-таки снизят пошлину на посылки из-за границы до 22 евро, как планировали в этом году, то тогда отечественные магазины получат некоторый приток клиентов, — говорит он. — Что касается ассортимента интернет-магазинов, то он продолжит расширяться, в том числе, за счет продуктов длительного хранения, например, кофе. Однако делать более-менее точные прогнозы в нынешней ситуации крайне сложно — слишком много переменных: это и курс гривны, и нормативно-законодательные изменения, и уровень доходов украинцев».
Изменение форматов
«Рынок меняется, в мире тренд на омниканальность», — так считает генеральный менеджер сети магазинов техники и электроники MOYO Дмитрий Басов. По его словам, классические ритейлеры ищут больше возможностей в интернете, а интернет-магазины пытаются выйти в оффлайн, как например, это сделал Amazon, открыв несколько физических магазинов и сейчас экспериментирует с форматом и размером торговых площадок.
Тренды также задаются розницей вендоров. Все знают об успехе розницы Apple и многие тренды задают именно эта компания. Это курс на углубленные консультации, создание из магазина некого пространства, где вы можете не только приобрести товар, но и получить дополнительный сервис. «Магазин должен быть местом, куда бы хотелось вернуться или зайти приятно провести время. В связи с тем, что сам по себе продукт за последние годы изменился, усложнился — людям действительно важна экспертиза продавца, возможность получения консультаций и дополнительных услуг, — считает Дмитрий Басов. — В украинском ритейле, как мы видим, и лидеры, и игроки второго-третьего эшелона экспериментируют с форматами. Все пытаются скорректировать свои предложения. Мы не исключение, мы планируем изменение формата».
Согласно наблюдениям компании MOYO, мировые тренды в Украине будут появляться так быстро, как будет расти покупательная способность населения. Массовая востребованность экшн камер, дронов, роботов, интернет вещей, умный дом — все это сдерживается только финансовыми возможностями украинцев, хотя даже в текущих условиях рост в этих категориях есть. Современные гаджеты и устройства — это дополнительное удобство, возможности, экономия времени для людей, и, конечно же, фан, веселье, новые эмоции. «Когда наша экономика пойдет вперед, вернется экономический рост, люди захотят обновить и условно привычную технику, и захотят чего-то нового, интересного – и многие ритейлеры уже готовы это предложить», — констатирует Дмитрий Басов.
О платежных картах придется забыть
В компании ЖЖУК, отметившей в этом году пятилетие открытием 300-го магазина электроники и цифровой техники, считают, что первое, чего нужно ждать в следующем году — это повышения цен. «Мы никуда от этого не уйдем, поскольку, во-первых, нас все равно ожидает рост курса доллара, во-вторых, ситуация с банковской системой только осложнится — кредитование изменится и больше не будет таким, как сейчас», — утверждает руководитель отдела маркетинга сети ЖЖУК Владимир Полищук.
В ситуации с растамаживанием товара может сложиться также ситуация, которая приведет к повышению цен и усложнению работы частных предпринимателей или неорганизованной розницы. «С учетом принятых законов, цивилизованный рынок немного поднимется и перестанет так сильно конкурировать с мелкой розницей, начав значительнее выигрывать в объемах продаж», — говорит Владимир. Не останется в стороне и вопрос доверия к работе банков: оборот наличных средств в ближайший год увеличится. Украинцы долго приучались к работе с платежными картами, сейчас, скорее всего, придется об этом забыть.
Несмотря на проблемы, сама сеть ЖЖУК сейчас продолжает уверенно развиваться, открывая по 25-30 объектов в месяц. «В 2017 году мы планируем, как минимум, не сбавлять темпы роста и даже их увеличивать, правда планировать что-то долгосрочно в нашей стране тяжело, -рассказывает Полищук. — Что касается ассортимента, то активнее других будут развиваться китайцы, которые прекрасно себя сейчас чувствуют на украинском рынке — это бренды Xiomi, Meizu, Huawei».