
География ритейла-2025: в каких регионах и как представлены игроки основных отраслей торговли Украины


Retail Association of Ukraine представляет очередное эксклюзивное аналитическое исследование под названием «География ритейла». На основе данных сетей, являющихся членами RAU, была собрана и обобщена информация о том, как изменилась география ритейла в I квартале 2025 года и какова динамика развития отрасли по регионам.
Как показал регулярный ежемесячный опрос RAU, проведенный среди 115 членов Ассоциации ритейлеров, по состоянию на апрель 2025 года у них работало 23 490 торговых точек в восьми основных отраслях ритейла. Речь идет о продовольственном и непродовольственном ритейле, аптечной торговле, fashion, а также продавцах техники и электроники, сети АЗК, магазинах по продаже ювелирных изделий и сегменте DIY-сетей.
За январь-март 2025 было открыто 512 магазинов и закрыто по разным причинам 144. Соответственно прирост составил 368 торговых объектов. Традиционно наибольшее количество магазинов сосредоточено в Киеве и области – 5513. В пятерку регионов с наиболее развитым ритейлом входят Днепропетровская, Львовская, Одесская и Харьковская области. В целом динамика развития сетей положительна. Только в Донецкой и Херсонской областях отмечено уменьшение количества торговых точек.
Сегмент продовольственной розницы составляет пятую часть (22%) от общего количества торговых объектов, а именно – 5182 магазина. Они представлены в разных форматах: от гипер- и супермаркетов до магазинов у дома. За три месяца текущего года было открыто 80 точек, но этот рост «переполовинило» закрытие по разным причинам 40 магазинов. Здесь в пятерке лидеров по количеству магазинов место Харьковской области занимает Кировоградская. В этом регионе открылось больше всего новых магазинов после Киева и Львова.
Среди фуд-ритейлеров больше всего магазинов с начала года открыли сети Сім23, а также Файно маркет и АТБ. К примеру, ООО «Клевер Сторс» (Луцк), развивающее сеть маркетов Сім23 в формате convenience store и новый бренд удобных маркетов Сімі, запустило 17 новых магазинов в западных областях страны. Выбор локаций – небольшие площади (около 100 кв. м), высокая проглядность, интенсивный человекопоток или большое количество домохозяйств, наличие дополнительных генераторов потока. Формат традиционный для сети – яркий дизайн, кассы самообслуживания, места для перекуса, акцент на Food Service.
В то же время сеть Файно маркет запустила девять магазинов, восемь из которых начали работу в Кировоградской области, а один – в столичном регионе. Значительно шире география крупнейшей сети продуктовых магазинов АТБ, расширившейся на восемь новых точек в Киевской, Винницкой, Черкасской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и Черниговской областях. Столько же точек открыл и М’ясомаркет. Стоит отметить также сети Коло, Мі Маркет и Okwine, которые добавили по шесть магазинов. Остальные сети открывали по 2-3 магазина.
Так, сеть Рукавичка, которую развивает ООО «ТПК Львовхолод», открыла три новых торговых точки и провела рестайлинг еще пяти объектов во Львовской, Закарпатской и Ивано-Франковской областях. До конца года планируется открытие еще ряда новых магазинов. По словам руководителя отдела развития сети Рукавичка Тараса Усенко, компания фокусируется на создании удобных современных магазинов в формате «возле дома», отвечающего запросам локальных общин.
Средняя площадь торговых залов новых магазинов составляет 150-250 кв. м, но главный акцент не на метрах, а на эффективности пространства и проходимости локации. Расширение сети идет как в крупных городах, так и в меньших населенных пунктах. Отбор локаций происходит в радиусе до 250 км от логистического центра компании, что обеспечивает стабильную поставку и оперативное реагирование на потребности магазинов.
Непродовольственный ритейл имеет сопоставимую долю в общем количестве торговых точек всех восьми сегментов – 17% или 3900 магазинов. И в отличие от продуктовой розницы здесь, очевидно, конкуренция меньше, ведь количество закрытых магазинов не превышает трети новых заведений торговли. Основная масса торговли сосредоточена в пятерке тех же регионов, что и у FMCG-операторов. Больше всего магазинов в этом сегменте открыли сети Аврора (71 точка), Eva (12) и сеть магазинов Blisk, родом из Винницы, которая первоначально была известна под названием Шик і Блиск (11).
К примеру, крупнейшая сеть магазинов в формате one dollar store Аврора за I квартал 2025 года открыла 71 торговую точку. Это магазины в формате «Стандарт» (от 150 кв. м) и «Аврора Макси» (от 250 кв. м). В среднем новые магазины имеют площадь около 320 кв. м. В макси формате расширен ассортимент и есть уникальные зоны, а именно: детская, бьюти, зона быстрого перекуса, фотозона и зона тестирования товаров. Для новых локаций выбирают населенные пункты от 7000 жителей, а приоритетными являются центральные районы городов. Форматы допустимых площадей для магазинов Аврора – не менее 120-150 кв. м торгового зала.
Также активно развивалась крупнейшая сеть товаров для красоты и ухода за домом Eva. За I квартал 2025 года сеть магазинов Eva открыла 12 новых точек во Львовской, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Днепропетровской и Киевской областях. При этом закрыли только два магазина. Новые магазины в I квартале открывались преимущественно в формате «Женская энергия», который компания представила в конце 2022 года. Это магазины размером 110–210 кв. м как в больших городах, так и в небольших населенных пунктах.
Еще один серьезный игрок на рынке beauty and drogerie – сеть магазинов Blisk, представленная в 16 областях Украины. Из 194 действующих точек добавились три в столичном регионе, по две в Одесской и Хмельницкой и по одному магазину в Винницкой, Черкасской, Ровенской и Ивано-Франковской областях.
Сегмент аптечных сетей имеет наибольшую долю – 37% от общего количества розничных точек разных отраслей ритейла. В настоящее время в Украине работает 8746 аптек, из которых за три месяца текущего года было открыто 215 аптек, а закрыто всего 34 точки, то есть чистый прирост – 181 аптека. Основное количество аптек сконцентрировано также в столичном регионе, Днепре, Львове, Харькове и Одессе.
Большая часть новых аптек приходится на главных игроков: АНЦ, Подорожник, Бажаємо здоров’я и Аптека Зi. Кстати, география новых локаций очень разнообразна – от Черновцов до Харькова, включая приближенные к фронту области: Днепропетровскую, Запорожскую, Николаевскую и Одесскую.
В тройку лидеров по количеству новых аптек входит также Подорожник с показателем в 43 новых точки. Наиболее активно сеть развивалась во Львовской, Одесской и Днепропетровской областях.
В марте 2025 года в Украине работало 1913 магазинов техники и электроники. За три месяца был открыт только 21 новый магазин, а закрыто – 24. Спад зафиксирован в четырех из пяти регионов наибольшей концентрации этого вида ритейла. Только во Львове есть прирост. Доля данного сегмента ритейла не превышает 8% от общего количества магазинов.
Сфера торговли одеждой, обувью и аксессуарами представлена 876 магазинами. Это на 63 торговых точки больше, чем в начале года, учитывая, что на 67 новых магазинов приходится всего 4 закрытых. Что свидетельствует о восстановлении данного сектора торговли, довольно существенно пострадавшего в начале полномасштабного вторжения. Самая большая концентрация fashion ритейла наблюдается в Киеве, Львове, Днепре, Одессе и Ивано-Франковске. Наибольший прирост числа магазинов зафиксирован в столице, Одесской области и на Житомирщине.
Бесспорный лидер по количеству открытий – сеть магазинов Sinsay, которая всего за три месяца текущего года запустила 51 новую торговую точку в большинстве регионов страны. Больше всего их открылось в Киеве и области – 10 новых магазинов. Еще по пять в Одесской, Житомирской и Ивано-Франковской. Также можно выделить сеть магазинов Sezon, которая добавила в свою сеть еще 8 точек и теперь ритейлер имеет 45 магазинов.
Торговля ювелирными изделиями, которая больше всего пострадала от российского вторжения, довольно неплохо возобновилась. Так, по состоянию на март 2025-го работало уже 899 точки. За три месяца добавилось 19 магазинов, хотя с учетом 10 закрытых торговых точек выходит всего на 9 больше. Пятая часть торговых точек приходится на столичный регион – 194. Пятерка областей с наибольшей концентрацией ритейла та же (Киев, Днепр, Львов, Одесса, Харьков). Но самый большой прирост фиксируется в Одессе, Львове и Ивано-Франковске. Здесь среди наиболее активных игроков можно выделить три сети – Love you, SOVA и Pandora. Первые две открыли по пять магазинов, а Pandora – четыре.
Сети АЗК в Украине почти остановили свое развитие, достигнув уровня в 1813 АЗК по состоянию на март текущего года. Это всего на одну заправку больше, чем в 2024-м, учитывая закрытие трех и открытие четырех новых АЗК. По концентрации заправок Киевский регион на первом месте, опережая Львов и Днепр: 330 против 199 и 159 АЗК соответственно. Однако именно в столице зафиксирован рост новых заправок. В пятерку регионов с наибольшей концентрацией заправок также входят Одесская и Закарпатская области, где работают 149 и 99 АЗК соответственно.
Также практически без новых открытий в сегменте магазинов DIY-формата. Так, по итогам января-марта 2025 года сейчас работает 142 магазина, из которых за это время добавилось только одно торговое заведение в столице. Этот вид ритейла сосредоточен в столичном регионе, где работает 36 магазинов, что вдвое больше, чем на Львовщине (18). Хотя по концентрации торговых точек преобладают именно западные регионы страны, куда, кроме Львовской области, входят Волынская, Ивано-Франковская и Ровенская.