География ритейла-2025: в каких регионах и как представлены игроки основных отраслей торговли Украины

География ритейла-2025: в каких регионах и как представлены игроки основных отраслей торговли Украины

Сьогодні
  23
Михайловська Лариса
Костянтин Симоненко

Retail Association of Ukraine представляет очередное эксклюзивное аналитическое исследование под названием «География ритейла». На основе данных сетей, являющихся членами RAU, была собрана и обобщена информация о том, как изменилась география ритейла в I квартале 2025 года и какова динамика развития отрасли по регионам.

Украинский ритейл за три месяца 2025 года

Как показал регулярный ежемесячный опрос RAU, проведенный среди 115 членов Ассоциации ритейлеров, по состоянию на апрель 2025 года у них работало 23 490 торговых точек в восьми основных отраслях ритейла. Речь идет о продовольственном и непродовольственном ритейле, аптечной торговле, fashion, а также продавцах техники и электроники, сети АЗК, магазинах по продаже ювелирных изделий и сегменте DIY-сетей.

За январь-март 2025 было открыто 512 магазинов и закрыто по разным причинам 144. Соответственно прирост составил 368 торговых объектов. Традиционно наибольшее количество магазинов сосредоточено в Киеве и области – 5513. В пятерку регионов с наиболее развитым ритейлом входят Днепропетровская, Львовская, Одесская и Харьковская области. В целом динамика развития сетей положительна. Только в Донецкой и Херсонской областях отмечено уменьшение количества торговых точек.

Food ритейл

Сегмент продовольственной розницы составляет пятую часть (22%) от общего количества торговых объектов, а именно – 5182 магазина. Они представлены в разных форматах: от гипер- и супермаркетов до магазинов у дома. За три месяца текущего года было открыто 80 точек, но этот рост «переполовинило» закрытие по разным причинам 40 магазинов. Здесь в пятерке лидеров по количеству магазинов место Харьковской области занимает Кировоградская. В этом регионе открылось больше всего новых магазинов после Киева и Львова.

Среди фуд-ритейлеров больше всего магазинов с начала года открыли сети Сім23, а также Файно маркет и АТБ. К примеру, ООО «Клевер Сторс» (Луцк), развивающее сеть маркетов Сім23 в формате convenience store и новый бренд удобных маркетов Сімі, запустило 17 новых магазинов в западных областях страны. Выбор локаций – небольшие площади (около 100 кв. м), высокая проглядность, интенсивный человекопоток или большое количество домохозяйств, наличие дополнительных генераторов потока. Формат традиционный для сети – яркий дизайн, кассы самообслуживания, места для перекуса, акцент на Food Service.

В то же время сеть Файно маркет запустила девять магазинов, восемь из которых начали работу в Кировоградской области, а один – в столичном регионе. Значительно шире география крупнейшей сети продуктовых магазинов АТБ, расширившейся на восемь новых точек в Киевской, Винницкой, Черкасской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и Черниговской областях. Столько же точек открыл и М’ясомаркет. Стоит отметить также сети Коло, Мі Маркет и Okwine, которые добавили по шесть магазинов. Остальные сети открывали по 2-3 магазина.

Так, сеть Рукавичка, которую развивает ООО «ТПК Львовхолод», открыла три новых торговых точки и провела рестайлинг еще пяти объектов во Львовской, Закарпатской и Ивано-Франковской областях. До конца года планируется открытие еще ряда новых магазинов. По словам руководителя отдела развития сети Рукавичка Тараса Усенко, компания фокусируется на создании удобных современных магазинов в формате «возле дома», отвечающего запросам локальных общин.

Средняя площадь торговых залов новых магазинов составляет 150-250 кв. м, но главный акцент не на метрах, а на эффективности пространства и проходимости локации. Расширение сети идет как в крупных городах, так и в меньших населенных пунктах. Отбор локаций происходит в радиусе до 250 км от логистического центра компании, что обеспечивает стабильную поставку и оперативное реагирование на потребности магазинов.

Non food ритейл

Непродовольственный ритейл имеет сопоставимую долю в общем количестве торговых точек всех восьми сегментов – 17% или 3900 магазинов. И в отличие от продуктовой розницы здесь, очевидно, конкуренция меньше, ведь количество закрытых магазинов не превышает трети новых заведений торговли. Основная масса торговли сосредоточена в пятерке тех же регионов, что и у FMCG-операторов. Больше всего магазинов в этом сегменте открыли сети Аврора (71 точка), Eva (12) и сеть магазинов Blisk, родом из Винницы, которая первоначально была известна под названием Шик і Блиск (11).

К примеру, крупнейшая сеть магазинов в формате one dollar store Аврора за I квартал 2025 года открыла 71 торговую точку. Это магазины в формате «Стандарт» (от 150 кв. м) и «Аврора Макси» (от 250 кв. м). В среднем новые магазины имеют площадь около 320 кв. м. В макси формате расширен ассортимент и есть уникальные зоны, а именно: детская, бьюти, зона быстрого перекуса, фотозона и зона тестирования товаров. Для новых локаций выбирают населенные пункты от 7000 жителей, а приоритетными являются центральные районы городов. Форматы допустимых площадей для магазинов Аврора – не менее 120-150 кв. м торгового зала.

Также активно развивалась крупнейшая сеть товаров для красоты и ухода за домом Eva. За I квартал 2025 года сеть магазинов Eva открыла 12 новых точек во Львовской, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Днепропетровской и Киевской областях. При этом закрыли только два магазина. Новые магазины в I квартале открывались преимущественно в формате «Женская энергия», который компания представила в конце 2022 года. Это магазины размером 110–210 кв. м как в больших городах, так и в небольших населенных пунктах.

Еще один серьезный игрок на рынке beauty and drogerie – сеть магазинов Blisk, представленная в 16 областях Украины. Из 194 действующих точек добавились три в столичном регионе, по две в Одесской и Хмельницкой и по одному магазину в Винницкой, Черкасской, Ровенской и Ивано-Франковской областях.

Аптечный ритейл

Сегмент аптечных сетей имеет наибольшую долю – 37% от общего количества розничных точек разных отраслей ритейла. В настоящее время в Украине работает 8746 аптек, из которых за три месяца текущего года было открыто 215 аптек, а закрыто всего 34 точки, то есть чистый прирост – 181 аптека. Основное количество аптек сконцентрировано также в столичном регионе, Днепре, Львове, Харькове и Одессе.

Большая часть новых аптек приходится на главных игроков: АНЦ, Подорожник, Бажаємо здоров’я и Аптека Зi. Кстати, география новых локаций очень разнообразна – от Черновцов до Харькова, включая приближенные к фронту области: Днепропетровскую, Запорожскую, Николаевскую и Одесскую.

В тройку лидеров по количеству новых аптек входит также Подорожник с показателем в 43 новых точки. Наиболее активно сеть развивалась во Львовской, Одесской и Днепропетровской областях.

Магазины техники и электроники

В марте 2025 года в Украине работало 1913 магазинов техники и электроники. За три месяца был открыт только 21 новый магазин, а закрыто – 24. Спад зафиксирован в четырех из пяти регионов наибольшей концентрации этого вида ритейла. Только во Львове есть прирост. Доля данного сегмента ритейла не превышает 8% от общего количества магазинов.

Fashion ритейл

Сфера торговли одеждой, обувью и аксессуарами представлена ​​876 магазинами. Это на 63 торговых точки больше, чем в начале года, учитывая, что на 67 новых магазинов приходится всего 4 закрытых. Что свидетельствует о восстановлении данного сектора торговли, довольно существенно пострадавшего в начале полномасштабного вторжения. Самая большая концентрация fashion ритейла наблюдается в Киеве, Львове, Днепре, Одессе и Ивано-Франковске. Наибольший прирост числа магазинов зафиксирован в столице, Одесской области и на Житомирщине.

Бесспорный лидер по количеству открытий – сеть магазинов Sinsay, которая всего за три месяца текущего года запустила 51 новую торговую точку в большинстве регионов страны. Больше всего их открылось в Киеве и области – 10 новых магазинов. Еще по пять в Одесской, Житомирской и Ивано-Франковской. Также можно выделить сеть магазинов Sezon, которая добавила в свою сеть еще 8 точек и теперь ритейлер имеет 45 магазинов.

Jewelry ритейл

Торговля ювелирными изделиями, которая больше всего пострадала от российского вторжения, довольно неплохо возобновилась. Так, по состоянию на март 2025-го работало уже 899 точки. За три месяца добавилось 19 магазинов, хотя с учетом 10 закрытых торговых точек выходит всего на 9 больше. Пятая часть торговых точек приходится на столичный регион – 194. Пятерка областей с наибольшей концентрацией ритейла та же (Киев, Днепр, Львов, Одесса, Харьков). Но самый большой прирост фиксируется в Одессе, Львове и Ивано-Франковске. Здесь среди наиболее активных игроков можно выделить три сети – Love you, SOVA и Pandora. Первые две открыли по пять магазинов, а Pandora – четыре.

Топливная розница

Сети АЗК в Украине почти остановили свое развитие, достигнув уровня в 1813 АЗК по состоянию на март текущего года. Это всего на одну заправку больше, чем в 2024-м, учитывая закрытие трех и открытие четырех новых АЗК. По концентрации заправок Киевский регион на первом месте, опережая Львов и Днепр: 330 против 199 и 159 АЗК соответственно. Однако именно в столице зафиксирован рост новых заправок. В пятерку регионов с наибольшей концентрацией заправок также входят Одесская и Закарпатская области, где работают 149 и 99 АЗК соответственно.

Торговля стройматериалами

Также практически без новых открытий в сегменте магазинов DIY-формата. Так, по итогам января-марта 2025 года сейчас работает 142 магазина, из которых за это время добавилось только одно торговое заведение в столице. Этот вид ритейла сосредоточен в столичном регионе, где работает 36 магазинов, что вдвое больше, чем на Львовщине (18). Хотя по концентрации торговых точек преобладают именно западные регионы страны, куда, кроме Львовской области, входят Волынская, Ивано-Франковская и Ровенская.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка