Фуршет окончен: сеть Игоря Баленко идет к банкротству
Фуршет был пионером на рынке системного продуктового ритейла Украины, и долгое время успешно развивался и рос как в количестве магазинов, так и в продажах. Однако потом что-то пошло не так, и сеть оказалась на грани закрытия.
Еще два десятилетия тому назад сеть супермаркетов Фуршет была номером один среди FMCG-ритейлеров. В материале Liga.net можно проследить основные этапы развития сети и понять проблемы, которые привели к ее закату. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами статьи.
Что произошло
Сеть супермаркетов Фуршет, которую основал Игорь Баленко, начала 2021 год с плохих новостей. 18 января Хозяйственный суд Днепропетровской области открыл дело о банкротстве дочернего предприятия Ритейл Центр, который владеет сетью Фуршет, написал профильный сайт Retailers. Всего через два дня компании-поставщики сети получили письма: вместе с началом процедуры банкротства суд ввел мораторий на все выплаты кредиторам. Другими словами, пока идет процесс, компания может не платить им за товары и услуги. Все претензии Ритейл Центр принимает до 16 февраля. Поводом для начала процедуры банкротства стал иск от финансовой компании Финворк. Ритейл Центр задолжал ей более 7,8 млн грн.
Путь наверх и обратно
Первый супермаркет Фуршет открылся в 1998-м в Киеве на Подоле. «Долгое время компания была лидером столичного рынка с самым широким ассортиментом товаров на единицу площади», — рассказывает эксперт по ритейлу Александр Ланецкий. По его словам в магазине площадью 4000 кв. м могло быть представлено до 60 000 SKU.
В 2006-м сеть уже включала 66 магазинов, в том числе премиальные супермаркеты Фуршет Гурман, а так же собственные мясоперерабатывающие цеха, пельменные, кондитерские, кулинарные, рыбные производства и пекарни.
«Тучные нулевые» закончились мировым финансовым кризисом 2008-09 годов. Из-за девальвации гривни финансовая нагрузка на сети, развивавшиеся за счет кредитов, возросла, а свободных денег для развития стало не хватать. Как поясняет руководитель департамента стратегического консалтинга UTG Константин Олейник это стало первым и главным ударом для сети, особенно учитывая усиление конкурентов.
Ситуацию ухудшали ошибки менеджмента. Среди них эксперты называют неэффективную логистику. Половину оборота и 70-80% прибыли давали столичные магазины, супермаркеты в регионах были нерентабельны. Еще один просчет – неграмотная расстановка товаров в магазинах и раздутый штат сотрудников, а также невостребованный круглосуточный режим работы.
В 2007 году компания заключила сделку с французским гигантом Ашан. Игорь Баленко передал иностранной группе 20% компании, а Фуршет и лично Баленко получили доли в Ашан Украина Гипермаркет – 19% и 15% соответственно. Компании также договорились не конкурировать друг с другом в форматах магазинов. Благодаря этому сотрудничеству Фуршет смог поправить дела после кризиса, и к 2013 году сеть насчитывала уже 117 магазинов (включая 10 магазинов в Молдове — прим. ред.). Но надолго партнеров не хватило: в 2017-м Ашан продал часть акций сети Фуршет.
После этого менеджмент Фуршет, по словам опрошенных Liga.net экспертов, просто ждал лучших времен и почти не занимался развитием бизнеса.
Что помешало подняться
Прежде всего, из-за долгов, которые тянулись с 2008-09 годов. Попытка провести ребрендинг – изменить логотип и фирменный стиль – не помогла. Сами супермаркеты морально устаревали – за последние два года компания модернизировала лишь несколько магазинов сети, это не могло не оттолкнуть покупателей, говорит директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Конкуренты также говорят о том, что у Фуршета нет четкого позиционирования, но есть прямая конкуренция в локациях с куда более сильными игроками. Как результат, последние несколько лет Фуршет постоянно сокращал площади магазинов, сдавая свободные квадратные метры в субаренду. В 2019 году в компании решили закрыть 20% магазинов.
Всего, по данным компании GT Partners Ukraine, с 2016 года сеть сократилась с 81-й до 39-ти точек. Это очень немного по сравнению с конкурентами. За прошлый год Fozzy Group открыла 59 магазинов (по 18 Сільпо и Thrash! плюс 23 Фора), за это же время АТБ нарастил сеть на 127 точек до 1201 магазинов.
По показателю выручки Фуршет последний раз входил в топ-10 продовольственных ритейлеров в 2017-м, следует из данных GT Partners. Тогда оборот компании составлял 4,1 млрд грн в год. За три года он сократился примерно на 20%. В 2019-м компания заняла 16-е место в списке с выручкой в 3,3 млрд грн. У лидера АТБ – более 100 млрд грн. Финансовые трудности сопровождались оттоком руководящих кадров из центрального офиса к конкурентам.
Чего ждать дальше
Если сеть уйдет с рынка, это приведет к несовершенной конкуренции, в которой будет доминировать крайне малое количество игроков, считает Константин Олейник из UTG. По мнению одного из участников рынка, исходя по формату сети, интерес к выкупу (возможно частями) может быть у нескольких конкурентов, таких как Сільпо, Novus, Varus, Ашан.
Однако бывший CEO Фуршета Евгений Кулинич говорит, что покупать у Фуршета практически нечего, все помещения брались в аренду. Поэтому, вероятно, речь будет идти о покупке прав аренды помещений.
Компания Таймфиш, один из поставщиков сети, в своих попытках вернуть долг за товар в суде привел интересные данные, которые наталкивают на предположение: для владельцев процедура банкротства не стала неожиданностью. Так, 10 декабря у компании поменялся директор, 14 декабря – уставный капитал уменьшился до 1000 грн, 30 декабря – изменился адрес (с Ирпеня на Днепр). К тому же у Ритейл Центр, по данным истца, нет недвижимости и транспортных средств. Задолженности перед поставщиками, согласно судебному реестру, в Таймфиш оценили примерно в 50 млн грн.
Сам Игорь Баленко пока никак не комментирует СМИ сложившуюся ситуацию. В госреестре юрлиц он не значится среди совладельцев Ритейл Центр.
Источник: Liga.net
Читайте также —