Смена приоритетов: на что тратят деньги украинцы в условиях локдаунов и пандемии

Смена приоритетов: на что тратят деньги украинцы в условиях локдаунов и пандемии

22.04.2021 08:15
  807
rau

Покупатели стали реже ходить в супермаркеты. Но если уж выбираются в магазины, то тратят куда больше денег, чем раньше, приобретая здоровую еду и экономя на косметике и одежде.

Читайте українською

Как пишет журнал НВ, среднестатистический покупатель со средним доходом примерно 16 раз в месяц отправляется за покупками в супермаркет по соседству и тратит при этом 649 грн. Украинцы стали намного чаще покупать в интернете, но при этом экономят едва ли не на всем, кроме товаров для здорового образа жизни и для детей. При этом рынок торговли растет: в 2020‑м он прибавил 8,4 %, а в этом году уже увеличился на 4,6 %. Инвесткомпания Dragon Capital ожидает, что розница по итогам 2021‑го наберет 15 %.

Особенности карантинного спроса

Как показало исследование компании Deloitte в Украине, украинцы с доходом выше среднего покупают продукты в гипермаркетах и супермаркетах чаще. Более половины соотечественников регулярно проверяют страну производства, состав и сроки годности продукта. Предпочтение отдается украинским продуктам питания. Исключение — рыба и морепродукты.

Опыт приобретения продуктов питания онлайн имеют 44% украинцев, но делают они это нечасто. Этот канал продаж в продуктовой рознице занимает всего 3%. С этой оценкой согласны и представители торговых сетей, в частности Алексей Панасенко, замгендиректора по операционной деятельности Novus.

Но именно подобные продажи скрывают в себе мощный потенциал развития продуктового ретейла. По итогам 2020‑го они выросли на 15%. «Средний чек в онлайн-продажах примерно в четыре раза больше, чем в физических магазинах», — отметил Панасенко. Обычные магазины посещать стали реже, минимизируя контакты и совершая покупки ближе к дому. Так, в магазинах Novus в 2020 году недосчитались примерно 10−20 % чеков.

Сергей Войцеховский, сооснователь сети магазинов у дома КОЛО, член совета директоров управляющей компании BGV Group Management говорит, что практически все FMCG-операторы просели в количестве чеков и выросли в сумме чека.  Всеволод Степин, коммерческий директор украинского подразделения компании Mеtro Cash&Carry, отметил увеличение среднего чека на 30 % за прошлый год. По его словам, люди стали чаще готовить дома, соответственно больше покупать продуктов для этого, частично компенсировав снижение продаж в сегменте HoReCa

В сети АТБ заметили снижение продаж товаров импульсного спроса: шоколадных батончиков, напитков в маленьких бутылках, порционных каш. Товары для приготовления пищи дома начали вытеснять все то, что украинцы покупали для быстрого перекуса.

Все для дома: онлайн vs офлайн

Средний чек в интернете выше не только в продуктовой рознице, но и в бытовой химии, товарах для дома (почти вдвое), в косметических средствах и парфюмерии (в 1,7 раза), в лекарствах (в 1,5 раза) и в детских товарах. В деле покупки одежды разница несущественная. Только при покупке бытовой техники и электроники, а также мебели соотечественники более щедры в традиционных магазинах. «Потому что в случае серьезных приобретений украинцы хотят посмотреть и пощупать товар», — считает Наталия Кошевая, член набсовета сети бытовой техники и электроники Comfy.

Но при этом 80% клиентов Comfy предварительно подыскивают и прицениваются к подобным товарам в интернете. В сети Фокстрот число клиентов, которые совмещают онлайн- и офлайн-шопинг, за год выросло вдвое: теперь таковых 60 %.

Поведение потребителя в эпоху коронавируса во многом формировалось с учетом его желания полностью укомплектовать свое личное пространство на все случаи жизни, уверен Алексей Зозуля, СЕО сети Фокстрот. В 2021 году он ожидает умеренный рост рынка, но многое будет зависеть от глубины и периода существующих карантинных ограничений.

В компании Vodafone Retail отмечают, что впервые женщины стали покупать столько же мобильной техники, что и мужчины, — ранее последние имели преимущество: 60% против 40%. Но мужчины меняют смартфоны чаще. Также выяснилось, что люди со средним и низким достатком чаще покупают новые смартфоны, чем более состоятельная публика. Более того, если раньше покупатели приходили за одним товаром, то теперь приобретают сразу до трех единиц гаджетов и аксессуаров.

На чем экономят

Если на бытовой технике и электронике, а также детских товарах и уходовой косметике украинцы в прошлом году не экономили, то с одеждой и обувью все наоборот.

В то же время в компании Intertop отметили рост на 30% продаж спортивной обуви. Причина тому: карантинные ограничения, популярность здорового образа жизни и упрощение общепринятых стандартов по части одежды. Кроме того, по словам Сергея Бадритдинова, CEO Intertop Ukraine, выросла доля продаж детских товаров.

Схожие тенденции отметили и на торговой площадке Kasta.ua. А вот вечерние, нарядные, деловые платья и блузы, декоративную косметику покупали заметно хуже, говорит Наталия Назарчук, директор по маркетингу этого интернет-магазина.

Еще одно наблюдение ритейлеров и экспертов: шопинг частично утратил свою развлекательную функцию. Так, Всеволод Степин из Mеtro Cash&Carry отмечает, что после открытия ТРЦ посетителей стало в разы меньше по сравнению с доковидным уровнем.

Источник: НВ

Читайте также –

Минус 33%: украинцы в 2020 году резко сократили свои траты – исследование Deloitte


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка