Андрей Жук, RAU: Ритейлеры открыли в 2022 году 87 новых магазинов и в 2023-м может появиться еще 200 новых точек
Соучредитель и глава Ассоциации ритейлеров Украины об основных изменениях, которые произошли в работе сетей во время войны, о тенденциях развития отечественного ритейла в 2022-м, а также планах и прогнозах на новый, 2023 год.
Профильное объединение розничных продавцов как продовольственных, так и непродовольственных товаров с первых дней войны создало рабочую группу, куда, помимо крупнейших торговых сетей, вошли представители правительства и офиса президента. Буквально ежедневно продолжалась работа в течение 1,5-2 месяцев, направленная на решение неотложных вопросов функционирования ритейла. Мы публично не рассказывали об этом, но поверьте на слово, благодаря этому плодотворному сотрудничеству украинские магазины имели возможность завозить товар и продолжать свою работу. Поскольку насущных вопросов, требовавших немедленного решения, было очень много.
В этом смысле особо следует отметить важность работы продуктового ритейла, как основного источника обеспечения населения продуктами питания. Следовательно, важного звена критической инфраструктуры Украины. Даже психологически людям легче переживать трудные времена, зная, что необходимые товары всегда можно приобрести без дефицита и паники.
Все хорошо помнят, как в марте прошлого года было тяжело, когда часть магазинов не работала. По данным нашего исследования, в этот месяц оставались открытыми лишь 71% торговых точек, то есть закрылась треть. Однако уже к концу года ритейлу удалось возобновить работу 93% магазинов.
Если брать отдельно food-ритейл, то на конец марта не работало 21% гипер- и супермаркетов, мини-маркетов и т.д. Теперь не работает только 5% торговых точек, торгующих продуктами питания.
Но эти цифры показывают только общее положение дел, учитывая закрытые магазины на оккупированных территориях и новые торговые точки, которые открылись в других местах.
Если же взять конкретный город, например, недавно освобожденный Херсон, то мы увидим, что из 65 супермаркетов, работавших до полномасштабного вторжения, открыты только шесть магазинов четырех сетей: АТБ, Еко маркет, Сільпо, Trash! Траш! и Таврія В. Но тот факт, что ритейл возвращается в деоккупированные города буквально через несколько дней после освобождения, например АТБ, завозит товар, собирает персонал и запускает магазин – это буквально подвиг. Тем более что ритейлеры сознательно идут на дополнительные расходы, чтобы в городе, где есть большие проблемы с электричеством (работа на генераторах в несколько раз дороже) и очень частые обстрелы, люди все же имели возможность купить себе продукты. И соответствующий уровень спроса лишний раз доказывает необходимость этой работы.
Также стоит отметить миграцию украинских ритейлеров вслед за населением из восточных регионов страны в западные области, где многие сети начали открывать магазины. Однако, учитывая, что около семи миллионов украинцев выехали за границу, существенно упало потребление товаров и, следовательно, количество открытых магазинов не может свидетельствовать о значительном улучшении экономики работы ритейла. Представьте себе, что целая страна размером с Финляндию просто перестала ходить за покупками. Это сейчас самый большой вызов для украинской розницы.
В то же время, когда люди все-таки приходят в магазин, они покупают больше, чем раньше. Комендантский час и частые воздушные тревоги заставляют украинцев как говорится «воспользоваться по полной» шансом сделать закупки. Соответственно, количество чеков в магазинах уменьшилось во время войны, но средний размер чека понемногу увеличивается. Конечно, также на сумму чека значительное влияние оказывает инфляция и, к сожалению, цены в магазинах растут.
Попутно происходят значительные изменения в структуре поставщиков продуктов в розничные сети. Так, например, пивная компания AB InBev Efes (пивоварни в Харькове, Чернигове и Николаеве) потеряла 70% продаж, а компания PepsiCo (заводы в Николаевской области) потеряла 64% продаж в соках, поскольку у них не было возможности производить и поставлять свой товар. Соответственно другие производители заняли их место на полках, показывая большой прирост. К примеру, Уманьпиво увеличило реализацию на 343%, а Полтавпиво – на 231%. В категории соки изменения еще более впечатляющие. Таким образом, сейчас время возможностей для новых компаний, которые смогли адаптироваться к новым реалиям.
Ритейл тоже вынужден постоянно адаптироваться. Скажем, сети готовились к возможным отключениям света, но никто не ожидал таких масштабов аварийных и плановых отключений. Поэтому, начиная с октября 2022 года, ритейлеры начали массово закупать генераторы и уже 50% магазинов крупных сетей имеют собственное энергообеспечение. К концу января уже более 55% должно быть с генераторами. Трудно делать прогнозы до конца зимы, но надеюсь, что эта цифра вырастет до 60-70%. То есть ритейл очень быстро адаптируется, и делает огромные инвестиции, чтобы украинцы имели возможность делать покупки. Здесь следует упомянуть важную социальную функцию, которую выполняют магазины и торговые центры. Поэтому вполне естественно, что большое количество магазинов превратилось еще и в «Пункты несокрушимости», где посетители могут согреться, подзарядить гаджеты и т.д.
Новый 2023 год не будет легким, но, как показывает практика, легче переживать сложности тем, кто может быстро принимать решения. Конечно, сейчас покупатели пойдут в тот магазин, где есть свет и работает генератор, а не тот, что закрылся из-за отсутствия электричества. Однако еще в начале войны один из ритейлеров сказал очень правильную вещь: конкурировать будем после победы, а сейчас нужно консолидировать усилия по решению неотложных проблем. Поэтому решающую роль будет играть возможность быстро приспосабливаться к изменению обстоятельств, спроса и покупательной способности посетителей. Например, в начале войны запрет на продажу алкоголя существенно обрушил продажи сетей по этой категории товара. Также выезд мам с детьми за границу значительно изменил спрос на соответствующие товары. В настоящее время сети электроники и бытовой техники отмечают общий спад продаж на 40% к соответствующим показателям в прошлом году, а продавцы автомобилей – все 60%.
Несмотря на это, ритейлеры открыли в 2022 году 87 новых магазинов и, как прогнозируется, в 2023-м будет открыто еще 200 новых торговых точек.