Основатель Alibaba Group: мы хотим построить пятую по размеру экономику мира

Основатель Alibaba Group: мы хотим построить пятую по размеру экономику мира

20.07.2016 09:00
  908
Іван Зайцев

Джек Ма, основатель и глава совета директоров Alibaba о будущем e-commerce, контрафакте, планах экспансии и долгосрочной стратегии группы.

Прошедший примерно месяц назад Петербургский международный экономический форум собрал значительно меньше участников, чем хотели организаторы. Но среди приехавших было не так уж мало представителей крупнейших транснациональных корпораций. В их числе Джек Ма – основатель одного из интернет-гигантов Alibaba Group, включающий в себя онлайн торговую площадку Aliexpress (входящую в топ-20 самых популярных сайтов UANet), платежную систему Alipay, платформы управления данными Alimama, облачное хранилище Alicloud и десятки других проектов, включая медиа, автомобильное производство и многое другое. Российское издание Ведомости подготовило большое интервью с Джеком Ма, посвященной стратегии и тактике развития группы на китайском и внешних рынках. RAU публикует выдержки из интервью бизнесмена из Поднебесной.

— Были сообщения, что Alibaba ищет партнера в России, в каком состоянии эти поиски сейчас?

— Наша модель – выходить на глобальный уровень в партнерстве с другими компаниями. Мы не работаем, как многие транснациональные корпорации, которые стараются делать все самостоятельно. Наша философия – приходя в страну, находить партнеров и позволять им быть успешными, делать их лидерами.

— По поводу второй важной вещи для электронной коммерции, которую вы упомянули, – платежей. До сих пор большинство покупателей в России (и Восточной Европе – ред.) расплачиваются наличными при получении заказа. Вы хотите изменить эту ситуацию? Или будете подстраиваться под нее?

— Да, многие платят наличными. Точно так же было 10 лет назад в Китае – все выбирали оплату при получении заказа. А я сказал: нет, давайте платить не наличными, а другими способами, мобильными платежами, через интернет.

— И как вы заставили потребителя платить по-другому?

— Мы сделали платежи проще, удобнее и безопаснее. Тогда из 10 человек лишь один использовал нашу систему оплаты, а сегодня используют все.

Мы убиваем расчеты наличными, мы заставляем людей платить с мобильных устройств – в том числе за коммунальные услуги, транспорт, налоги и все, что угодно. Это удобно и прозрачно, а также помогает в антикоррупционной борьбе государства.

Читайте также — Как в пять раз увеличить продажи в «черную пятницу»

Alibaba о контрафакте

— Недавно вы заявили, что контрафактные товары могут не уступать по качеству оригиналу.

— Люди берут одно предложение из моей речи на протяжении часа, одно предложение! И оно становится заголовком. Это несчастье, но я к этому привык.

Мы – мировой лидер в борьбе с контрафактными товарами, в этом деле нет другой такой [активной] компании или госструктуры, как мы. У нас этим занимается 2000 людей, мы инвестируем в борьбу с контрафактом миллиарды долларов, отслеживаем, кто поставляет, кому и куда. Мы арестовали 700 человек.

— Вы арестовали, Alibaba арестовала?

— Нет, не мы, чиновники. Мы арестовали 700 человек за последние три года. Если вы поставите это в заголовок, вы нас опять подловите. (Смеется)… Мы тесно работаем с производителями брендированной продукции. Так вот бывает, что мы покупаем какие-то вещи с собственных сайтов брендов и посылаем им, они заявляют: «Ух ты, это подделка». Но мы ведь купили это на оригинальном сайте! После еще одной проверки они часто признают, что это их собственный продукт.

— Это забавная история.

— Это настоящая история! Как партнер этих производителей я должен предупредить: происходят очень важные изменения. Дело в компаниях OEM [original equipment manufacturer], выпускающих брендированную продукцию для сторонних производителей. Сейчас благодаря интернету они могут находить поставщиков, дизайнеров и строят свой выгодный бизнес: они используют не тот же самый известный бренд, но очень похожий. Такие «похожие бренды» могут предлагать хорошую цену и хорошее качество. И когда нам говорят, что на наших площадках много контрафакта, мы проверяем, но ничего не находим.

Читайте также — Практические кейсы MOYO по увеличению продаж в ритейле

Полтора миллиарда покупателей за пределами Китая

— Сейчас основной источник дохода Alibaba – помощь в продаже товаров. Как вы видите, в будущем торговля по-прежнему должна приносить основной доход или же на первый план выйдут услуги по обработке данных, другие бизнесы?

— Розничная торговля – это стабильная часть нашей выручки. И у нас стабильно растет доход от услуг по работе с данными и облачными технологиями, также часть дохода нам приносят финансовые услуги и др. Но я никогда не беспокоюсь о доходе, я беспокоюсь о ценности. Если мы создаем ценный сервис для потребителей, значит, он принесет нам и доход.

alibaba

— Основной бизнес Alibaba – китайский потребитель, это главный источник роста компании.

— Думаю, что в первую очередь мы должны инвестировать в AliExpress, чтобы наладить обслуживание потребителей в России, Казахстане, Бразилии и т. д. … Сейчас более 95% выручки Alibaba приносит Китай, где огромное количество представителей малого бизнеса используют наши онлайн-услуги. Но есть миллионы небольших предпринимателей за пределами Китая, с которых мы пока не берем платы за наши услуги.

— А как вы видите пропорции Китая и других стран в выручке, например, в перспективе 10-20 лет? На Китай будет приходиться около половины?

— Да, так должно быть. Скажем, если через 20 лет на китайский бизнес будет приходиться по-прежнему более 50% выручки – это значит, что мы не справились с задачей. У нас нет четкой даты, к которой мы хотим это все сделать, но думаю, что 20 лет не понадобится.

В перспективе 20 лет мы должны построить пятую по размеру экономику в мире – онлайн-экономику. В этой экономике, обслуживающей более 2 млрд людей, не будет границ. Она сможет создать сотни миллионов рабочих мест в мире. В Китае 1,5 млрд человек. Даже если мы всех китайских покупателей заставим покупать онлайн, мы получим лишь 800 млн: по данным McKinsey, Boston Consulting Group, iResearch, к 2020 году количество китайских потребителей, у которых будет доступ в интернет, составит 600–800 млн человек. Поэтому нам нужно еще 1,5 млрд человек – покупателей за пределами Китая. Откуда мы их возьмем? Вероятно, из стран Африки, Южной Америки, Европы. Мы заинтересованы в странах с малым бизнесом, развивающейся инфраструктурой, большим населением.

Читайте также — Собирай и властвуй: в состав группы EVO вошел Aukro.ua

Ключевые ценности: счастье и здоровье

— Alibaba также известна странными, на взгляд незнакомых с ее бизнесом людей, сделками – как, например, покупка футбольного клуба…

— Если говорить серьезно, мы крайне заинтересованы в двух направлениях: это счастье и здоровье. Это два ключевых направления, на которых должен быть сосредоточен Китай. Счастье – это спорт и развлечения. Мы покупаем кинопроизводство, инвестируем в телевидение, спорт, потому что мы хотим инвестировать в счастье, в здоровье. У каждого бизнеса, которым занимается Alibaba, есть 10-летний план. Мы не заинтересованы, чтобы инвестировать сейчас и получить прибыль через год.

— Спорт – это одна из составляющих в вашей стратегии по инвестициям в «счастье и здоровье». А есть ли у вас инвестиции непосредственно в здравоохранение? AliHealth сейчас занимается только продажей лекарств…

— У AliHealth также есть 10-летний план. Серьезная проблема – это загрязнение воздуха, продуктов питания, почвы и воды. И через 10 лет мы будем от этого страдать. Мы сейчас должны к этому готовиться. В этом может помочь big data.

— Каким образом big data может помочь?

— Мы используем данные, чтобы выявить закономерности. Если, например, много людей покупают лекарства для печени, мы понимаем, что есть проблемы с водой. Мы должны сообщить правительству, что нужно очистить воду. Мы хотим использовать данные для предотвращения заболеваний в будущем, для того, чтобы врачи лучше понимали их причины.

Счастье и здоровье – это те отрасли, в которые мы вкладываемся сейчас, чтобы получить через 10 лет урожай. В Tmall и TaoBao мы вложились 12 лет назад, а не вчера. В Alibaba Cloud мы инвестировали семь лет назад. Все, что мы делаем сегодня, – с перспективой в 10 лет.

— Сейчас еще очень популярная тема – роботы, искусственный интеллект, вам эти направления интересны?

— Мы уже много инвестировали в сфере искусственного интеллекта. Семь лет назад мы поверили, что наступит время интернета вещей. Поэтому семь лет назад мы и инвестировали в разработку, данные, операционные системы. Думаю, что мы продолжим инвестировать. Но то, как мы это делаем, отличается от подхода, например, Google. Google тратит время на игру в шахматы для искусственного интеллекта, а мы хотим тратить время на разработки, которые упрощают ведение бизнеса людям.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка