Цирк уехал: Ахметов банкротит свою сеть Брусничка, оставив долгов на миллиард гривень

Цирк уехал: Ахметов банкротит свою сеть Брусничка, оставив долгов на миллиард гривень

12.11.2019 10:56
  552
Іван Зайцев

Дело о банкротстве продуктовой сети Брусничка рассматривается в Хозяйственном суде Днепропетровской области по заявлению генерального директора компании.

Читайте українською

Как пишет портал НВ, уже принято окончательное решение о закрытии всех магазинов, работающих под брендом Брусничка. О возможном выходе самого богатого украинца Рината Ахметова из продуктовой розницы стало известно в конце лета этого года, когда в прессе стали появляться сообщения о массовом закрытии магазинов торговой сети. Очередной импульс витку слухов дал пост на страничке в Facebook консультанта по развитию торговых сетей Дениса Поддубского. «Говорят, группа СКМ Рината Ахметова приняла решение закрыть свою сеть продуктовых супермаркетов Брусничка. Менеджмент сети так и не смог раскрутить ее, несмотря на регулярную смену генеральных директоров и Наблюдательного совета», — написал эксперт, который в 2014-2015 годах занимал должность директора по развитию и экспертной оценке сети Брусничка, а до этого более 10 лет работал в корпорации АТБ.

Конец пути длиной в 13 лет

Сеть на начало года насчитывала более 100 магазинов (по данным исследовательской компании GT Partners Ukraine). За прошедшее время, как сообщается на странице проекта Служба развития ритейла в Facebook, уже закрылись десятки магазинов. Многочисленные подтверждения легко найти на различных городских форумах в интернете: появляются посты о закрытии Бруснички в таких городах как Мариуполь, Запорожье, Изюм, Харьков, Полтава, Доброполье и так далее.

Впрочем, тогда и в самой сети, и в СКМ (управляющей компании активами Ахметова) отрицали факт ликвидации розничного направления. «В компании принято решение уходить из убыточных магазинов. С начала года мы закрыли 31 убыточный магазин, как меру для улучшения ликвидности в компании. Это вынужденный шаг, связанный с потерей ключевых для бизнеса регионов в 2014 и 2015 годах — Донецкой и Луганской областей. А также из-за снижения потребительских настроений и среднего чека в регионах нашего присутствия», — сообщили в пресс-службе СКМ в ответ на запрос RAU.

Теперь же «дальнейшие намерения», о которых в холдинге пообещали сообщить позднее, очевидны: ритейл никогда не входил в число приоритетных направлений для Рината Ахметова, и в итоге олигарх решил свернуть этот бизнес. Любопытно, что один из экспертов, опрошенных RAU при подготовке предыдущего материала, привел еще одну возможную причину ликвидации сети: «Ранее магазины Брусничка в основном работали в городах, где были сосредоточены производственные активы Ахметова, и работникам его предприятий предоставлялись большие скидки, бонусы, подарочные сертификаты на покупки в торговых точках сети. Таким образом деньги из холдинга не уходили: полученную зарплату шахтеры и металлурги оставляли в магазинах Ахметова. После потери ряда активов в ОРДЛО такая схема перестала работать и прежние оптимистические показатели Бруснички резко просели».

Кому я должен – всем прощаю

Впрочем, банкротство сети Брусничка может стать громким событием на украинском рынке продуктового ритейла совсем не потому, что закрывается торговая сеть богатейшего украинца. По данным НВ, компания уходит с рынка, задолжав поставщикам, банкам и сотрудникам рекордную по отечественным меркам сумму – 1,1 млрд грн. «Банкам компания должна коло 186 млн грн, сотрудникам — 6,5 млн грн. Но самая большая задолженность, в размере 652 млн грн у ритейлера перед поставщиками», — пишет портал. При этом активы Бруснички оцениваются всего в 223 млн грн, то есть погасить долги перед всеми кредиторами явно не удастся. Тем, кто хочет хотя бы частично компенсировать свои убытки, уже стоит готовить обращение в суд и занимать место в комитете кредиторов.

Что касается освободившихся после Бруснички помещений, то, скорее всего, долго пустовать они не будут. Как отмечает директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля, в Днепропетровской области локации могут занять Varus и АТБ, в Харьковской — АТБ, Digma и Чудо-маркет, в Запорожской — Varus, АТБ и Эконом+, в Полтавской — АТБ и МаркетОПТ, в Луганской — АТБ и Семья, а в Донецкой — АТБ, Щирий Кум, Зеркальный, Чудо маркет и Семья.

В то же время Денис Поддубский говорит, что на локации могут претендовать не только продуктовые, но и drogerie-сети, а также несистемный ритейл. «В какие-то из пустующих помещений успеют зайти более активные конкуренты, такие как EVA, Varus или МаркетОпт, но собственники большинства объектов просто пересдадут их несетевым магазинам или предприятиям сферы услуг. Ежедневно развивающийся рынок ритейла быстро поглотит эту сеть, которая так и не смогла стать устойчиво успешной», — резюмирует консультант.

Читайте также –

Ахметов уходит из розницы? Сеть Брусничка массово закрывает магазины


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка