30 лет бизнеса: кто из украинских ритейлеров ведет свою историю с 1993 года и чем отметился
1993-й – выдающийся год для становления украинского ритейла. 30 лет назад на почти пустой карте отечественной розницы появились компании, ставшие фундаментом для рынка, что мы знаем сегодня. Между АТБ и Агромат, MasterZoo и ДЦ, 3І и Frizman – место для рождения нашлось сетям из самых разных сфер. Кто они и с чего начинали – RAU предлагает вспомнить.
Если по каким-то причинам ваша компания не попала в статью, но отвечает критериям, то есть также имеет отношение к ритейлу и была создана в 1993 году, напишите нам на e-mail news@rau.ua.
АТБ
Общее количество магазинов в Украине: 1188
У истоков розничной сети АТБ стоят шесть гастрономов, носивших типичные для постсоветских времен названия Калина, Тополь и Клен. В 1993 году днепровские бизнесмены Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун объединили их в единое предприятие. Какое-то время магазины носили название «Продукты», пока в 1998 году компания не получила свое название АТБ, произошедшего от аббревиатуры «АгроТехБизнес». В начале 2000-х предприниматели сделали ставку на развитие магазинов в формате «дискаунтер» – с ценами ниже среднерыночных. В качестве примера избрали немецкий Lidl. В ходе развития АТБ полностью или частично поглотило несколько более мелких сетей. Среди них – Барвинок, Колибрис, 555 и некоторые другие.
За 30 лет компания выросла в крупнейшую розничную сеть страны, объединяющую около 1200 магазинов и продолжающую демонстрировать высокие темпы роста. Во время боевых действий россияне уничтожили или оккупировали территории из более чем 200 магазинов АТБ, фатальные разрушения получили два ключевых распределительных центра сети, которые обслуживали Киевскую область, Черниговщину и центральные регионы Украины. Несмотря на это, по итогам 2022 года выручка компании составила 148,3 млрд грн. В первом полугодии 2023 года предприятия группы компаний АТБ уплатили налоги и сборы, включая таможенные платежи и ЕСВ, на общую сумму 12,01 млрд грн. Компания отметилась и тем, что одним из первых возобновляет работу магазинов на деоккупированных территориях.
Агромат
Общее количество магазинов в Украине: 27 магазинов
Национальная сеть магазинов плитки и сантехники Агромат отмечает 30-летие в августе. Компанию основали в 1993 году выходцы с завода Электронмаш Анатолий Тадай, Сергей Войтенко, Владимир Рева, Ольга Башота и Надежда Рушелюк. Они начинали бизнес с продаж дефицитных товаров, пока не остановились на керамической плитке. В то время представленная в Украине итальянская плитка стоила дорого, а качество отечественной оставляло желать лучшего, так что предприниматели начали возить плитку из Словакии. Решение было логичным, ведь если итальянская плитка стоила $30 за 1 кв. м, то словацкая – $10. Спрос на плитку превысил все ожидания. Первый собственный магазин был открыт в 2000 году на ул. Булаховского в Киеве. Его площадь составила 1500 кв. м.
В настоящее время Агромат – известный импортер и экспортер на рынке плитки и сантехники, насчитывающий 27 магазинов и шоу-румы с готовыми комплексными интерьерными решениями для ванных комнат и всего дома. В ассортименте Агромат более 1000 европейских брендов дизайнерской мебели и аксессуаров, освещения, кухонь, паркета, природного камня и строительных смесей. Крупнейший комплекс плитки и сантехники Агромат, площадью 16 000 кв. м, расположенный в столице по ул. Булаховского, 2 – там, откуда начинала свое развитие сеть. В 2017 году одним из владельцев компании стала Оксана Рева. Право собственности ей перешло по наследству в связи со смертью одного из учредителей. В том же году ритейлер провел ребрендинг магазинов. Летом 2023 года открыл офис в Польше. Благодаря Agromat Polska компания рассчитывает обеспечить доставку заказов плитки и сантехники в Польше. Годовой оборот Агромат превышает 2,5 млрд грн.
Центральный офис Агромат в 1990-е
MasterZoo
Общее количество магазинов в Украине: 154
История MasterZoo началась с одного кота — породистого перса, которого харьковчане Сергей и Татьяна Потаповы купили 30 лет назад. Посещение кошачьих выставок натолкнуло их на бизнес-идею – развивать собственную сеть магазинов зоотоваров. В 1993 году семья предпринимателей открыла в центральном кинотеатре Харькова торговую точку площадью 6 кв. м. После заключения первых договоров с польскими поставщиками обратили внимание, что корм для некоторых животных там производят из украинского зерна. Это натолкнуло их на идею создать ВТМ — так начался выпуск кормов под торговой маркой Природа. Позже ритейл и производство объединили в группу компаний Сузір’я. До 2007 года в Харькове работало всего девять небольших магазинов. После присоединения к семейному бизнесу дочери супругов Потаповых – Полины Кошарной, в 2007 году приняли решение создать новую сеть под брендом MasterZoo и активнее развивать розницу.
В 2010 году после смерти отца Полина возглавила компанию. Тогда же к семейному бизнесу присоединился ее муж Алексей Кошарный. В последующие годы они увеличили сеть в 10 раз. С 2020 года начали активно развивать онлайн-направление, сопровождающее не только интернет-продажи, но и онлайн-вебинары и мастер-классы по грумингу. После полномасштабного вторжения россиян, ритейлер прятал на территории складов на восточной окраине Харькова украинскую военную технику, защищавшую подступы к городу. Более месяца Алексей вместе с тремя водителями-добровольцами вывозил под обстрелами товар со склада, пока не освободили все 8500 кв. м. Несмотря на войну, в 2022 году ритейлер открыл 100-й юбилейный MasterZoo и запустил новое производство в Калуше. В настоящее время сеть объединяет 154 зоомаркета в разных уголках страны.
Магазин MasterZoo до ребрендинга 2018 года
Watsons Украина (ДЦ)
Общее количество магазинов в Украине: 254
История сети Watsons в Украине началась с магазинов ДЦ, первый из которых открыла компания «Савсервис» по ул. Шота Руставели в Киеве в 1993 году. Через три года акционеры компании – Максим Сафонов, Анатолий Строган, Владимир Шаповалов и Олег Барышевский создали ООО “Дистриб’ютор-Центр”, которая занималась развитием сети ДЦ следующие 10 лет, а с 2006 года – ООО “ДЦ Украина”, вошедшая в их же компанию ЗАО «АСНОВА холдинг». В том же году руководство холдинга приняло решение о продаже 65% акций ДЦ одному из крупнейших международных операторов парфюмерно-косметического рынка A. S. Watson Group. Спустя еще три года, в 2009-м, A. S. Watson Group купила все 100% акций сети ДЦ и после окончательного поглощения переименовала магазины в Watsons.
Несмотря на войну, компания со штаб-квартирой в Гонконге за прошлый год уплатила в украинский бюджет налогов на сумму около 300 млн грн и обеспечила 2357 рабочих мест. В январе 2023 года ритейлер перезапустил свой интернет-магазин, являющийся частью стратегии O+O (онлайн и офлайн), и возобновила работу сервиса Click&Collect Express, позволяющего клиентам заказывать товары в онлайн-магазине и забирать их в точках продаж в течение двух часов. До октября 2021 года компанией ДЦ Украина, развивающей сеть магазинов Watsons в стране, руководил поляк Томаш Вроблевски. Он работал в компании ДЦ еще с 2007 года, то есть фактически с момента покупки сети. Его преемником стал Юрис Верзбицкиз, который сейчас управляет сетью с более чем 250 магазинами в сегменте H&B.
Магазин ДЦ для покупки 100% акций сети A. S. Watson Group
3І
-
Общее количество магазинов в Украине: 403
Западноукраинская фармацевтическая компания 3І (три и) уже 30 лет обеспечивает украинцев и учреждения здравоохранения лекарственными средствами и медицинскими изделиями. ООО «3І» основал в 1993 году львовский бизнесмен Игорь Павлыш. Первоначально ключевым направлением деятельности компании были поставки в лечебно-профилактические учреждения Западной Украины современного диагностического и лабораторного оборудования, но в 1994 году компания запустила фармацевтическое направление деятельности, которое и стало ее главным бизнесом.
Отправной точкой для развития ритейла 3І стала гиперинфляция 1998 года. В компании сделали выводы, что оптовый сектор отечественного фармацевтического бизнеса слишком рискованным, ведь на этот вид деятельности финансово-экономические кризисы негативно влияют едва ли не в первую очередь. Поэтому для снижения финансовых рисков стало больше внимания уделять развитию собственной аптечной сети. В настоящее время 3І объединяет более 400 аптечных учреждений в 10 областях Украины.
Frizman
Общее количествомагазинов в Украине: 11
Бренд женской одежды Frizman по праву можно назвать одним из самых древних украинских fashion-ритейлеров. Свое название харьковский бренд получил в честь своего основателя Игоря Фризмана. После его смерти в 2004 году стратегией бренда и разработкой коллекций стала заниматься его супруга Наталья Веселянская (Фризман). Она сосредоточила бренд на изготовлении верхней одежды. Ключевым продуктом Frizman стали безподкладочные пальто ручной работы. Однако с 2016 года ассортимент бренда пополняется капсульными коллекциями платьев, брюк и костюмов.
Согласно информации на сайте Frizman, продукция бренда представлена в 11 торговых точках в разных регионах Украины. Также у компании есть четыре монобрендовых магазина в столице – в ЦУМ Киев, ТРЦ Ocean Plaza, а также еще два в street-retail. Харьковские магазины из-за полномасштабного вторжения компания была вынуждена закрыть.