Основатель Zakaz.ua о работе в США, перспективах Украины и масштабировании инноваций

Основатель Zakaz.ua о работе в США, перспективах Украины и масштабировании инноваций

13.06.2017 11:30
  548
rau

Егор Анчишкин, один из соучредителей сервиса Zakaz.ua, рассказал о том, как украинцам выйти и закрепиться на рынке Соединенных Штатов, особенностях ведения бизнеса в США и планах на будущее.

Читайте українською

Многие украинские продуктовые сети  доставляют товар заказчикам с помощью платформы Zakaz.ua, а не развивают собственную службу доставки. Портал delo.ua пообщался с одним из основателей сервиса Егором Анчишкиным, который уже несколько лет развивает аналогичный проект в США. Rau.ua выбрала самое интересное из высказываний бизнесмена.

— Когда принимали решение о переезде, планировали переезжали навсегда или только делать бизнес?

— У нас решение было специфическое по другим критериям. Оно было связано с глобальной структурой технологического бизнеса.

Если у вас технологическая компания в Украине и ваш доход связан только с украинскими клиентами, вы всегда находитесь в зоне риска, что компания со значительно большего рынка может вложить в разработку значительно большие деньги.

В десять или сто раз больше. И когда это происходит, вы не можете ничего противопоставить. Грубо говоря, украинский рынок не может прокормить все компании. Посмотрим на Zakaz.ua. За Zakaz.ua есть GV Machines, компания, которую мы основали в 2010-м, которая разрабатывает всю технологию и обладает Zakaz.ua. Но многие вещи, которые мы делаем для Zakaz.ua с технологической точки зрения находятся в глобальном конкурентном поле.

Если бы мы не расширялись, мы бы очень рисковали, потому что ценность Zakaz.ua была бы только операционная, технологической ценности не было.

Нам нужно было расширяться. Мы имели много вариантов различных рынков: сначала Россия, затем Бразилия, Индия, Соединенные Штаты. Последовательно мы исследовали их. Много времени потратили на исследования в России. С Бразилией стало все понятно быстро. Затем были параллельно Индия и США.

Отказ от России

— Почему все-таки решили пойти не по плану?

— Очень просто. С Россией все стало понятно в 2014 году. Я не следил за политической ситуацией в Украине, а занимался построением компании. Я много времени вложил в то, чтобы расширить бизнес в России. Например, мы вели там переговоры с «Магнитом», «Пятерочка» и другими. Нужно сказать, что в отношении России я находился в каких-то иллюзиях, которые сформировались, видимо, еще во время школьных лет. Я ездил в Москву на переговоры раз двадцать, и некоторые из них зашли достаточно далеко.

Но в 2014 году стало понятно, что никаких переговоров быть не может, и мы полностью вычеркнули Российскую Федерацию из своих планов.

С Бразилией было тоже все просто. Это не очень англоязычная страна, и, чтобы делать там локальный бизнес, надо знать португальский и находиться на месте примерно 1-3 года, чтобы построить свое понимание. Или же все делать через партнера. Но работать через посредника — это не наш стиль, поэтому Бразилия тоже отпала.

Индия значительно лучше в этом плане. Там, конечно, тоже есть несколько локальных особенностей, но она более открыта, и мы очень серьезно сейчас рассматриваем Индию. Однако решили, что сначала запустимся в США, посмотрим на развитие, а затем сформируем свое отношение к Индии.

В отношении Соединенных Штатов, то мы считали, что опоздали с выходом на этот рынок, но после исследования поняли, что все в порядке и можно, так сказать, атаковать.

— А что вы обнаружили при исследовании? Вы нашли свою нишу? Увидели, что конкуренция не очень большая?

— Конкуренция здесь большая, просто изменилось наше понимание того, как эта конкуренция построена. Мы поняли свою модель, мы работаем с существующими ритейлерами, то есть с большими сетями, у которых технологических навыков нет, а конкурировать им надо. В процессе исследования мы поняли, что эти сети не очень продвинулись, и мы имеем возможность занять свое место — рынок значительно больше, чем Instacart и Google Express постиг на начало 2015 года.

Zakaz.ua в Штатах

— Ваш сервис в Штатах работает по той же модели, что и Zakaz.ua?

— Не совсем. Есть технологическая часть, которую мы называем CartFresh. Zakaz.ua — исключительно операционная компания, которая работает на технологии CartFresh, она организует работу сборщиков, упаковщиков, курьеров, нанимает их, тренирует и т. Д. И соответственно строит операционные отношения с партнерами из Мetro, Auchan, Novus и т. д.

В Америке мы исследовали этот вопрос и поняли, что построить операционную часть мы не можем. Поэтому мы работаем с ритейлерами так, чтобы они строили операционную часть, а мы предоставляли функцию управления этой операционной частью.

Так сейчас и происходит, есть клиенты, есть клиентский персонал (сборщиц, упаковщицы и т. П.), Но руководят этими сотрудниками наши диспетчеры, которые находятся в Киеве.

— Расскажите о CartFresh. Как происходит монетизация этого проекта, на чем вы зарабатываете деньги?

— Ритейлеры платят за управление операционными процессами (customer service, диспетчеризация), а также лицензионные отчисления за программное обеспечение, которое они используют. Это тот софт, который мы создали за пять лет построения Zakaz.ua в Украине и продолжаем его развивать.

— Каким вы видите будущее CartFresh в Штатах? Вы хотели бы продать его, например, какому-то ритейлеру?

— Это очень интересный вопрос. Он интимно связан с тем, как будет сам рынок развиваться. Потому что ритейлеры, особенно в Соединенных Штатах, сейчас в сложном положении и ищут пути выхода из него.

Фактически наше будущее будет связано с тем, как хорошо мы с небольшим количеством ритейлеров разовьем эти потенциальные хорошие пути.

То есть, если достигнем успеха в росте количества заказов, в эффективности сборки, в обороте, тогда нас может выкупить ритейлер, а может какая-то технологическая корпорация, которой этот рынок интересен. Не найдем путей — будет другое будущее, менее интересное.

— Прошло два года с момента запуска вашего проекта в США. Как вы оцениваете этот запуск? Чтобы сделали по-другому?

— Сейчас еще рано говорить о каких-то успехах. Мы где-то между неудачей и успехом. То есть мы существуем, у нас есть бизнес, который не является убыточным, но конечно, что в смысле развития мы хотели бы расширяться быстрее, чем у нас это получается.

Это простой план. Смысл в том, чтобы расширять количество клиентов, ритейлеров. Сейчас есть два клиента и этого достаточно, чтобы мы существовали и развивались, но очень медленно. Переговоры мы, конечно, ведем, они с каждым на разных стадиях, но я не могу комментировать это сейчас.

Zakaz.ua в Украине

— Какая сейчас ситуация с Zakaz.ua в Украине?

— С начала работы Zakaz.ua мы пытались оказывать услуги очень высокого качества и не идти на компромиссы. Но со временем стратегически стало понятно, что ниша людей, которые готовы платить за сервис, слишком мала в Украине и даже если мы всю ее займем, этого будет мало. Наши аппетиты стали расти, и мы посмотрели на сегмент с доступными ценами. Понятно, что в Мetro и Auchan цены подходят всем.

В 2014-2016 годах нам надо было выбрать путь, который позволит удовлетворить и тех, кто привык к премиальному сервису, и тех, кто теперь хочет покупать по лучшим ценам.

В таких случаях, как правило, компания имеет два продукта, например, премиум и стандарт. Мы решили не идти по этому пути, а найти оптимальную точку, которая подходит обоим сегментам. Конечно, возникали проблемы. Одна из них — при поиске пути экономии телекоммуникационных расходов. Конечно, мы пытались защитить наших пользователей от возможных проблем, но это не всегда возможно. Сейчас Zakaz.ua уже стабилизировался, есть определенный уровень сервиса, есть оптимальные цены, и есть Zakaz.ua — стабильная компания.

— Вы управляете Zakaz.ua из Штатов или здесь есть местная команда?

— В Украине есть локальный менеджмент, генеральный директор, отчитывается совете директоров. Я не принимаю операционных решений.

— Будет Zakaz.ua развиваться в других городах Украины?

— Конечно, в 2016 году мы открылись во Львове, Одессе и дальше будем развиваться. В Киеве более развит рынок, люди знают, что такое доставка. В других городах нужна просветительская работа, которой там занимаются наши партнеры-ритейлеры.

— Пока вы занимаетесь этим проектом, вы не будете заниматься каким-то другим проектом, или выходить в другой сегмент?

— Нет, не буду. Понимаете, в целом ритейл он локально скучный, но глобально очень интересен. Там 3 млн сотрудников, которые сейчас работают в продуктовых супермаркетах, а завтра могут оказаться без работы. Дело становится почти чисто технологическая: завтра позволят дронам летать, у меня есть дроны, а в других нет, есть все, конец истории.

— Вы думали о сотрудничестве не только с продуктовыми магазинами?

— Мы думали, конечно, идеи всегда есть. Но сложность заключается в том, что для каждого вида доставки нужна своя технологическая база. Люди покупают продукты не так, как они покупают одежду.

Источник: delo.ua
Читайте также —

Розумний маркетплейс: як українці залучили 3 млн користувачів в сервіс продажів з ШІ


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка