Олег Вишняков, Ultramarket: Мировая онлайн-революция, которая пока не добралась до Украины
Бизнесмен и владелец сети гипермаркетов Ultramarket в своей колонке для NV Бізнес о тенденциях развития мирового ритейла и почему рынок розничной торговли в Украине имеет другую ситуацию.
Ритейл продолжает расти в мире. На конец 2022 года, по данным Statista, общий объем розничных продаж достиг примерно $7,1 трлн, примерно на полмиллиарда долларов больше, чем годом ранее. Розничные продажи стабильно увеличивались с 2009 года, поскольку экономика оправилась после нисходящей тенденции из-за рецессии после финансового кризиса 2007-08 годов, а в последнее время — из-за последствий кризиса, вызванного коронавирусом (COVID-19).
Учитывая это, ритейлеры совершенствуют технологии, чтобы сделать ритейл более удобным и доступным для потребителей, и делают ставки именно на онлайн-продажи. Онлайн-магазины стали популярными в частности из-за увеличения пользователей смартфонов и удобных способов оплаты (apple pay и т.д.), которые позволяют покупать товары и услуги быстро и эффективно.
В 2022 году розничные продажи электронной коммерции во всем мире составили примерно 5,7 триллиона долларов США. Прогнозируется, что в течение следующих лет эта цифра вырастет на 56% и к 2026 году достигнет примерно 8,1 триллиона долларов.
Онлайн-покупки предоставили возможность собирать информацию о покупателе и анализировать эту информацию. Поэтому использование аналитики по всему миру позволило розничным компаниям настраивать индивидуальные подходы к потребителям, предлагая им товары и услуги, которые соответствуют их потребностям и пожеланиям.
Однако, эти тенденции, которые мы прослеживаем в мире, в корне отличаются от ситуации, сложившейся в Украине.
Как повлияла война на украинский ритейл?
Во-первых, война в Украине вызвала снижение доходов людей, заставляя их сокращать свои расходы на потребление, в частности, на товары ритейла. Снижение спроса на товары повлекло за собой уменьшение объемов продаж, снижение цен на товары, снижение прибыли розничных продавцов и увеличение конкуренции среди них.
Все это не могло не отразиться на экономике. По предварительным оценкам НБУ, экономика Украины в 2022 году сократилась примерно на 30%. Инфляция в Украине по итогам 2022 года составила 26,6% в годовом измерении. Учитывая масштаб войны, такой уровень роста потребительских цен является довольно умеренным.
Во-вторых, война также привела к изменениям в логистических процессах. Боевые действия заставляли розничных продавцов пересматривать свои логистические сети, использовать другие маршруты доставки товаров и менять поставщиков. Это также привело к повышению затрат на логистику и увеличению стоимости товаров.
В-третьих, война повлекла за собой изменения в психологии потребителей. Люди стали больше сосредотачиваться на базовых потребностях, таких как еда, одежда и проживание, и меньше на роскоши и развлечениях. Это также отразилось на изменении ассортимента товаров, которые розничные продавцы предоставили своим клиентам.
В-четвертых, ритейл стал более ответственным и социально-ориентированным. Из-за атак на критическую инфраструктуру, перебоев с электроснабжением, ритейл стал фактически спасителем, налаживая в магазинах, заправках места для подзарядки. К тому же ритейл активно оказывал гуманитарную помощь и продолжает помогать армии.
И напоследок, в то время, когда в мире увеличиваются онлайн-продажи, в Украине из-за войны эти показатели упали. По данным маркетплейса Prom.ua, количество интернет-заказов в марте-2022, по сравнению с 2021-м, стало ниже на 63%. Однако уже в июне этот показатель почти восстановился и составил 93%. Однако, эта ситуация постепенно выравнивается. Изменилось не только географическое, но и гендерное распределение: доля мужчин среди онлайн-покупателей выросла почти на 10%, до 24 февраля женщины и мужчины покупали примерно одинаково (50/50).
Хотя в Украине ситуация и отличается от общих тенденций в мире в развитии розничных продаж, я все же сохраняю оптимизм. Технологии и инновации позволят розничным компаниям быть более конкурентоспособными и эффективными, привлекать больше клиентов и увеличивать продажи даже в условиях войны.
Уверен, что розничные компании имеют большие возможности для развития не только на рынке Украины, а также для выхода на международные рынки, как это сделала, например, Новая почта. Важно иметь правильную стратегию и подходы к развитию бизнеса, чтобы успешно внедрять инновационные решения, тогда война не станет помехой.
Источник — NV Бізнес